Рабочая программа по музыке (2 класс)


Рассмотрена
на заседании ШМО
руководитель
_______Г.Ш.ВалиуллинаПротокол №_____________
От «___»___________2015 г. Согласована
зам. директора
по УР
________Э.Н.АнтиповаОт «____»________2015 Утверждаю:
Директор МБОУ
«СОШ №3 п.г.т. Кукмор»
____________Р.Д.БариевПриказ №_____________
«____»_______2015 г.

Рабочая программа по музыке
для 2-а класса
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №3 п.г.т. Кукмор»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
на 2015-2016 учебный год
Разработала учитель музыки
высшей квалификационной категории
Сайфуллина Роза РавиловнаПояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об Образовании» ( в действующей редакции)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373)
Закон Республики Татарстан «Об Образовании» ( в действующей редакции)
Учебный план МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан (введена в действие приказом № 193/15 от 28.08. 2015)
Авторская программа «Музыка» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2010.
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2010
Рабочая тетрадь для 2класс, М.: Просвещение, 2010
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.: Пособие для учителя. Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 2 класс» /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина/ - 2 СD, mp3, кассета.
Методика работы с учебниками «Музыка».1- 4 классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
Рабочая программа согласно Учебному плану школы рассчитана на 34 часов в год /1 часа в неделю.
Изучение музыки направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Предмет музыка в 2 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение acapella, пение хором, в ансамбле и др.);
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство второклассников с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами народов Татарстана.
Включены произведения: «Туган ил» Л.Батыр-Булгари, «Возвращайся,ласточка»Л.Батыр- Булгари, «Вариации Шурале» из балета «Шурале» Ф.Яруллина, Марш СоветскоАрмии»С.Сайдашев, Р.Еникеев «Басни по Крылову» ,«Гимн Татарстана», НРК Рондо «Бейремде» Р.ЯхинУчебно-тематическое планирование
№ Тема Кол-во часов
1 Россия-Родина моя. 3
2 День, полный событий. 6
3 «О России петь – что стремиться в храм». 7
4 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3
5 В музыкальном театре. 5
6 В концертном зале. 5
7 Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. 5
Итого 34
Содержание курса
Тема 1.«Россия - Родина моя»(3 часа)
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Музыка русских композиторов, воспевающих родную природу («Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского), песнями о родном крае, Гимном России. Воспитание патриотизма. НРК.Музыкальные образы родного края. Гимн Татарстана. «Туган ил» Л.Батыр-БулгариТема 2.«День, полный событий»(6 часов)
Детские образы из сборников фортепианных пьес «Детский альбом» П. Чайковского» и «Детская музыка» С. Прокофьева. Различные жанровые сферы музыки этих композиторов позволяют включать детей в разнообразные виды музыкальной деятельности, способствуя тем самым накоплению интонационно-образного словаря на доступном их сознанию музыкальном материале.
НРК Марш Сов. Армии. С.Сайдашев,Рондо «Бейремде» Р.Яхин.
Тема 3.«О России петь - что стремиться в храм»(7 часов)
Духовная музыка в творчестве композиторов.
Музыки религиозной традиции - колокольными звонами, народными песнопениями, святые земли Русской - Александр Невский, Сергий Радонежский, что дает возможность узнать о «музыкальном оформлении» такого праздника русской Православной церкви как Рождество Христово.
Тема 4.«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»(3 часа)
Многообразный мир народных песен, танцев, игр, народных праздников – проводы зимы (Масленица), встреча весны. Здесь предлагается ребятам «разыгрывать» народные песни, узнавать голоса народных инструментов, участвовать в исполнении инструментальных наигрышей, сочинять несложные песенки.НРК.Нейруз байрам.
Тема 5.«В музыкальном театре»(5 часов)
Детской опера-сказка - «Волк и семеро козлят» М. Коваля. Опера М. Глинки на пушкинский сюжет «Руслан и Людмила», балет «Золушка» С. Прокофьева.
НРК. Балет «Шурале» Ф.ЯруллинТема 6.«В концертном зале» (5 часов)
Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева, фортепианная сюита «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Симфония № 40» В.-А. Моцарта и др.
Р.Еникеев «Басни по Крылову» НРК
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о
Тема 7.«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»(5 часа)
Творческие мастерские композиторов и исполнителей, тайны создания и интерпретации сочинений разных времен и стилей. Встреча с музыкой различных композиторов прошлого и настоящего времени - И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, М. Глинка, П. Чайковский, Г. Свиридов, Д. Кабалевский.
Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды
Музыкальный фольклор. Народные игры. Народные инструменты. Годовой круг календарных праздников
Содержание обучения по видам деятельности:
Музыкально-игровая деятельность. Повторение и инсценирование народных песен, пройденных в первом классе. Разучивание и исполнение закличек, потешек, игровых и хороводных песен. Приобщение детей к игровой традиционной народной культуре: народные игры с музыкальным сопровождением. Примеры: «Каравай», «Яблонька», «Галка», «Заинька». Игры народного календаря: святочные игры, колядки, весенние игры (виды весенних хороводов – «змейка», «улитка» и др.). Игра на народных инструментах. Знакомство с ритмической партитурой. Исполнение произведений по ритмической партитуре. Свободное дирижирование ансамблем одноклассников. Исполнение песен с инструментальным сопровождением: подражание «народному оркестру» (ложки, трещотки, гусли, шаркунки). Народные инструменты разных регионов.
Слушание произведений в исполнении фольклорных коллективов. Прослушивание народных песен в исполнении детских фольклорных ансамблей, хоровых коллективов (пример: детский фольклорный ансамбль «Зоренька», Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого и др.). Знакомство с народными танцами в исполнении фольклорных и профессиональных ансамблей (пример: Государственный ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева; коллективы разных регионов России и др.).Широка страна моя родная
Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня народов нашей страны. Гимн Российской Федерации.
Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Многообразие музыкальных интонаций. Великие русские композиторы-мелодисты: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов.
Содержание обучения по видам деятельности:
Разучивание и исполнение Гимна Российской Федерации. Исполнение гимна своей республики, города, школы. Применение знаний о способах и приемах выразительного пения.
Слушание музыки отечественных композиторов. Элементарный анализ особенностей мелодии. Прослушивание произведений с яркой выразительной мелодией. Примеры: М.И. Глинка «Патриотическая песня», П.И. Чайковский Первый концерт для фортепиано с оркестром (1 часть), С.В. Рахманинов «Вокализ», Второй концерт для фортепиано с оркестром (начало). Узнавание в прослушанных произведениях различных видов интонаций (призывная, жалобная, настойчивая и т.д.).
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен с несложным (поступенным) движением. Освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Развитие приемов игры на металлофоне и ксилофоне одной и двумя руками: восходящее и нисходящее движение; подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен; освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов.
Музыкальное время и его особенности
Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Ритмоформулы. Такт. Размер.
Содержание обучения по видам деятельности:
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Восьмые, четвертные и половинные длительности, паузы. Составление ритмических рисунков в объеме фраз и предложений, ритмизация стихов.
Ритмические игры. Ритмические «паззлы», ритмическая эстафета, ритмическое эхо, простые ритмические каноны.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Чтение простейших ритмических партитур. Соло-тутти. Исполнение пьес на инструментах малой ударной группы: маракас, пандейра, коробочка (вуд-блок), блоктроммель, барабан, треугольник, реко-реко и др.
Разучивание и исполнение хоровых и инструментальных произведений с разнообразным ритмическим рисунком. Исполнение пройденных песенных и инструментальных мелодий по нотам.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нотной записи. Чтение нот первой-второй октав в записи пройденных песен. Пение простых выученных попевок и песен в размере 2/4 по нотам с тактированием.
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Игры и тесты на знание элементов музыкальной грамоты: расположение нот первой-второй октав на нотном стане, обозначения длительностей (восьмые, четверти, половинные), пауз (четверти и восьмые), размера (2/4, 3/4, 4/4), динамики (форте, пиано, крещендо, диминуэндо). Простые интервалы: виды, особенности звучания и выразительные возможности.
Пение мелодических интервалов с использованием ручных знаков.
Прослушивание и узнавание в пройденном вокальном и инструментальном музыкальном материале интервалов (терция, кварта, квинта, октава). Слушание двухголосных хоровых произведений
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Простое остинатное сопровождение к пройденным песням, инструментальным пьесам с использованием интервалов (терция, кварта, квинта, октава). Ознакомление с приемами игры на синтезаторе.
«Музыкальный конструктор»
Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке. Простые песенные формы (двухчастная и трехчастная формы). Вариации. Куплетная форма в вокальной музыке. Прогулки в прошлое. Классические музыкальные формы (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев и др.).
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений. Восприятие точной и вариативной повторности в музыке. Прослушивание музыкальных произведений в простой двухчастной форме (примеры: Л. Бетховен Багатели, Ф. Шуберт Экосезы); в простой трехчастной форме (примеры: П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома», Р. Шуман «Детские сцены», «Альбом для юношества», С.С. Прокофьев «Детская музыка»); в форме вариаций (примеры: инструментальные и оркестровые вариации Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинки); куплетная форма (песни и хоровые произведения).Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение пьес в простой двухчастной, простой трехчастной и куплетной формах в инструментальном музицировании. Различные типы аккомпанемента как один из элементов создания контрастных образов.
Сочинение простейших мелодий. Сочинение мелодий по пройденным мелодическим моделям. Игра на ксилофоне и металлофоне сочиненных вариантов. «Музыкальная эстафета»: игра на элементарных инструментах сочиненного мелодико-ритмического рисунка с точным и неточным повтором по эстафете.
Исполнение песен в простой двухчастной и простой трехчастной формах. Примеры: В.А. Моцарт «Колыбельная»; Л. Бетховен «Сурок»; Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой» и др.
Жанровое разнообразие в музыке
Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир театра (театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра). Балет, опера.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание классических музыкальных произведений с определением их жанровой основы. Элементарный анализ средств музыкальной выразительности, формирующих признаки жанра (характерный размер, ритмический рисунок, мелодико-интонационная основа). Примеры: пьесы из детских альбомов А.Т. Гречанинова, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна, «Детской музыки» С.С. Прокофьева, фортепианные прелюдии Д.Д. Шостаковича и др.). Пластическое интонирование: передача в движении характерных жанровых признаков различных классических музыкальных произведений; пластическое и графическое моделирование метроритма («рисуем музыку»).
Создание презентации «Путешествие в мир театра» (общая панорама, балет, опера). Сравнение на основе презентации жанров балета и оперы. Разработка и создание элементарных макетов театральных декораций и афиш по сюжетам известных сказок, мультфильмов и др.
Исполнение песен кантиленного, маршевого и танцевального характера. Примеры: А. Спадавеккиа «Добрый жук», В. Шаинский «Вместе весело шагать», А. Островский «Пусть всегда будет солнце», песен современных композиторов.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение пьес различных жанров. Сочинение простых пьес с различной жанровой основой по пройденным мелодическим и ритмическим моделям для шумового оркестра, ансамбля элементарных инструментов.
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников и другие), подготовка концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование навыка импровизации. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и мелодико-ритмических рисунков.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы во втором классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Театрализованные формы проведения открытых уроков, концертов. Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых произведений с включением элементов импровизации. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д. Формы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация для учащихся, освоивших курс «Музыка» 2 класса проводится в виде разноуровнево го тестирования.
Требования к уровню подготовки учащихся
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к культурным и духовным ценностям.
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.
Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.
Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе, на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности;
- использование знаково-символических средств представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, основ музыкальной грамоты;
- готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной творческой и коллективной хоровой и инструментальной деятельности;
В результате реализации программы обучающиеся смогут освоить универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве в познавательной и практической деятельности.
Личностные универсальные действия
У обучающийся будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Обучающийсяполучит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
Обучающийся получит возможность научиться:
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Предметные результаты по видам деятельности обучающихсяВ результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.
Слушание музыки
Обучающийся:
1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.
4. Имеет представление об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.
5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара.6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.
7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм.
8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики.
10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.
Хоровое пение
Обучающийся:
1. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
2. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
3. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.
4. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком.
5. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.
7. Исполняет одноголосные произведения.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Обучающийся:
1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.
Основы музыкальной грамоты
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.
2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.
3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении.
4. Лад: мажор, минор.
5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.
6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки.
7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.
8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
Система оценивания
Оценочные материалы по тестовой работе
Оценивание тестовых работ учащихся осуществляется в зависимости от процентного соотношения выполненных заданий. Оценивается работа следующим образом:
90-100% выполненных заданий оценка «5»
70-89% оценка «4»
50-69% оценка «3»
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.
Слушание музыки
Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения,средств музыкальной выразительности,ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»:
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.
Оценка «три»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «два»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Хоровое пение
Оценка «пять»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
Оценка «четыре»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
-пение недостаточно выразительное.
Оценка «три»:
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
-пение невыразительное.
Оценка «два»:
-исполнение неуверенное, фальшивое.
Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.
1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).
2.Кроссворды.
3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.
4.Блиц-ответы (письменно ) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)
7.Ведение тетради по музыке
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература для учителя:
Музыкальное воспитание в школе/Сост. О.Апраксина,вып.15. Издательство «Музыка»,Москва, 1982 г.
Л.Г.Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. Методика воспитания в школе. /Москва, «Просвещение» 1989 г.
К.П. Португалов «Серьезная музыка в школе»/Москва, «Просвещение», 1980 г.
Программа по музыке для татарских школ и гимназий (1-8 кл), Казань, «Мэгариф» нэшрияты, 1997 г.
Музыка дэреслэре, 5-7, Р.Т. Сайфуллин, Казань, «Мэгэриф» нэшрияте, 2004 г.
Балаларжирлый/«Мэгрифэт» китапнэшрияты, Н. Челны, 1995 г.
Яратканжырлар/ Казань. Татарстан китапнэшрияты, 1990 .
Поем и танцуем (на тат.языке), сост. М.Кашипов, 1998 г.
Р.А.Исхаков-Вамба «Игровые песни танцевальные мелодии» ( на тат.языке) 1995.г.
Русские народные песни/Москва. «Музыка» 1982 г.
Н.В. Бакиева. М.Ф.Жиганшина. Музыка дэреслэре/ «Мэгариф» нэшрияты. 2005 г.
Мир музыкальных праздников. И.А.Агапова, М.А.Давыдова. /Москва, 2006 г.
Л.Батыр-Булгари Л.С. Лето с песней. На татарском и русском языках.-Казань.: Магариф. 2004.-5,0 л
Литература для учащихся:
«Все о музыке». Москва. Астрель. АСТ 2001 г.
На Родине П.И. Чайковского. Издательство «Удмуртия» 1990 г.
Для самых маленьких. Все о музыке. С.Волков «Омега» 1998 г.
«Музыкальный словарик в рассказах» Москва. (издание третье) 1988 г.
Васина-Гроссман В.А. «Книга о музыке, о великих музыкантах»: Маленькая энциклопедия. Москва. «Детская литература»
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. CD «Музыкальный класс».
2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
3. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
4. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
6.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
Электронные ресурсы:
https://yadi.sk/d/r1e1G-04c6P7vhttp://minidk.ru/Organizator/pesni/fonogrammi_chkolnih_pesen.htmДидактический материал:
Таблицы «Симфонический Оркестр», «Характер музыки», «Музыкальные инструменты», «Фортепиано», «Мир музыки», «Жанры музыки»
Портреты композиторов
Тексты песен
Технические средства обучения:
Компьютер
Проектор
Музыкальный центр
Синтезатор.
Календарно – тематическое планирование
№ Тема урока Основные виды учебнойдеятельности учащихся Дата проведения Примечание
План Факт Тема 1. «Россия – Родина моя» (3 часа)
1. Россия- Родина моя. Мелодия.
Определять жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
Воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
Исполнять вокально-хоровые произведения, участвовать в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах. 2 Здравствуй, Родина моя!
Устанавливать аналогии.
Строить сообщения в устной и письменной форме.
Исполнять вокально-хоровые произведения, участвовать в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.
Петь простые попевки и песни по нотам с тактированием. 3 Гимн России.
Гимн Татарстана
Устанавливать аналогии в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений.
Исполнять вокально-хоровые произведения, участвовать в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах. Тема 2. «День, полный событий» ( 6 часов)
4 Музыкальные инструменты (фортепиано)
Определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.Исполнять вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Установливать аналогии в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений.
исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях 5 Природа и музыка. Прогулка.
Определять жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
Воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования. 6 Танцы, танцы, танцы…
Воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций
исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
Петь простые попевки и песни по нотам с тактированием. 7 Эти разные марши. Звучащие картины.
Определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.Исполнять вокально-хоровые произведения, участвовать в импровизации, в создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования. 8 Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.
Исполнять вокально-хоровые произведения, участвовать в импровизации, в создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Установливать аналогии в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений.
Петь простые попевки и песни по нотам с тактированием. 9 Обобщение по темам «Россия- Родина моя», «День полный событий»
. Исполнять вокально-хоровые произведения, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.
Петь простые попевки и песни по нотам с тактированием. Тема 3. «О России петь - что стремиться в храм» (7 часов)
10 Великий колокольный звон. Звучащие картины.
Определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.Исполнять вокально-хоровые произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях. 11 Русские народные инструменты. НРК. Инструменты татарского народа.
Определять жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
Воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению
Исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
Петь простые попевки и песни по нотам с тактированием. 12 Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.
Определять жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
Воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению
Исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
Петь простые попевки и песни по нотам с тактированием. 13 Молитва.
Исполнять вокально-хоровые произведения, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Установливать аналогии в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений.
Петь простые попевки и песни по нотам с тактированием.
14 С Рождеством Христовым!
Воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций.
Исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
Импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования. 15 Музыка на Новогоднем празднике.
Исполнять вокально-хоровые произведения, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования. 16 Обобщение по теме «О России петь - что стремиться в храм»
Определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.Установливать аналогии в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений.
Петь простые попевки и песни по нотам с тактированием. Тема 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)
17 Плясовые наигрыши. Разыграй песню.
Определять жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
Воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования. 18 Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.Исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
Импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования. 19 Проводы зимы. Встреча весны…
Воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций.
Импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования. Тема 5. «В музыкальном театре» ( 5 часов )
20 Детский музыкальный театр. Опера.
Воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций.
Импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.
Петь простые попевки и песни по нотам с тактированием. 21 Балет.
Исполнять вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования. 22 Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
Определять жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
Воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
Петь простые попевки и песни по нотам с тактированием. 23 Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
Определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.Импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования. 24 Увертюра. Финал.
Определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.Петь простые попевки и песни по нотам с тактированием. Тема 6. «В концертном зале» (5 часов)
25 Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк».
Воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций
Исполнять вокально-хоровые произведения, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
Петь простые попевки и песни по нотам с тактированием. 26 Мир музыкальных инструментов
27 Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.
Определять жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
Воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению
Импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.
Определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.28 «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра.
Определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.Исполнять вокально-хоровые произведения, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах. 29 Р.Еникеев .Басни по Крылову
Воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций
Исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
Петь простые попевки и песни по нотам с тактированием.
Импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.
Определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.Тема 7. «Чтоб музыкантом быть, такнадобно уменье» (5 часов)
30 Волшебный цветик-семи-цветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах. Исполнять вокально-хоровые произведения, участвовать в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования. 31 Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Исполнять вокально-хоровые произведения, участвовать в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Петь простые попевки и песни по нотам с тактированием.
Импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.
Определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.32 Два лада. Легенда. Определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.Импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования. 33 Природа и музыка. Печаль моя светла.
Итоговый тест.
Определять жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
Воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Петь простые попевки и песни по нотам с тактированием.
Осуществлять итоговый контроль по результату. 34 Могут ли иссякнуть мелодии?
Работа над ошибками.
Исполнять вокально-хоровые произведения, участвовать в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Итоговая работа для промежуточной аттестации по музыке
за курс 2 класса
Разноуровневый тест
Часть АВыберите один правильный ответ:
1. Чередование коротких и длинных звуков-
ритм, тембр, динамика, мелодия
2. Окраска голоса, звука-
ритм, тембр, динамика, опера
3. Скорость движения в музыке-
тембр, тембр, динамика, ритм
4. Сила звучания музыки-
ритм, тембр, темп, динамика
5. Ансамбль из двух исполнителей-
трио, квартет, дуэт, соло
6. Жанр русской народной песни-
плясовая, соната, опера, балет
7. Народный музыкальный инструмент-
скрипка, балалайка, труба, виолончель
Часть В8.(найди лишнее)
трещётки, бубен, ложки, свирель
9. (найди лишнее)
скрипка, балалайка, флейта, мандолина
Часть С10. Русская народная песня-
"Здравствуй, Родина моя","Бояре",
"Я рисую этот мир", "Светлячок"11. Автор сюиты "Картинки с выставки"-
Прокофьев, Мусоргский, Глинка, Чайковский
12. "Петя и Волк" - это...
опера, симфоническая сказка, сюита, балет
13. Из какого произведения "Избушка на курьих ножках"-
-из сюиты "Картинки с выставки",
-из оперы "Руслан и Людмила",
из оперы "Волк и семеро козлят"
Критерии оценивания итоговой работы
Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.
Выставление оценок:
11-13 баллов – «5»; "высокий"
8-10 баллов – «4»; "базовый"
5-7 баллов – «3» "низкий