Открытый урок по музыке в 5 классе на тему: «Импрессионизм в музыке и живописи»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с Октябрьское»
Открытый урок по музыке в 5 классе на тему:
«Импрессионизм в музыке и живописи»
Подготовила:
Учитель музыки Догузова Ф.А.
2015 г.
Конспект урока музыки в 5 классе
по теме: «Импрессионизм в музыке и живописи.»Цель урока: раскрыть особенности импрессионизма как стиля искусства.
Задачи урока:
Метапредметные:
- создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, делать вывод;
- развивать способность к интерпретации;
- формирование представление о рисунке и схеме;
- развитие воображения, художественной интуиции.
Предметные:
- раскрыть взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи.
Личностные:
- формирование художественного вкуса
- формирование эмоционально – целостного отношения к искусству и к жизни.
Оборудование: компьютер, проектор.
Музыкальный материал: Клод Дебюсси прелюдия «Лунный свет», фрагмент симфонической сюиты «Море»- «Диалог ветра с морем », «Океан- море синее» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко», «Девушка с волосами цвета льна» Клод Дебюсси, физминутка «У оленя дом большой», Петряшева А. «Песенка про песенку».
Ход урока.
Слайд 1.
Чарующий рассвет, неясные тона...Вот облака раскрасило огнём!И, робкая, как птица, тишинаВдруг упорхнула...Где ей место днём?Струится кверху золото огня,Прорвался луч! И, между туч, в оконце,Торжественно открыв начало дня,Из океана величаво всходит солнце!
Учитель: Восход солнца ознаменовал начало нового дня. И это здорово! Ведь сегодня мы с вами встретились здесь. Давайте улыбнёмся новому дню, друг - другу.
Ребята, какие виды искусства помогли мне сегодня воссоздать прекрасную картину утра?
Ученики: Музыка, литература, живопись
Учитель: А как вы считаете, эти виды искусства могут друг без друга обойтись?
Можем ли мы их назвать друзьями?
О связи каких видов искусства мы говорили на последних уроках?
Ученики: Музыка и живопись.
Учитель: Ребята, а кто из вас является поклонником музыки, живописи?
Ученики: ……
Учитель: Я очень рада, что вы цените прекрасное!
Ребята, а что нужно делать, если хочешь увидеть больше картин или услышать прекрасной музыки?
Ученики: Посещать концерты, музеи, или путешествовать!
Учитель: А вы любите путешествовать? Разрешите пригласить вас в путешествие! Закрыли глаза… Слайд 2.
Открывайте. Где же мы с вами оказались?
Ученики:….
Учитель: Во Франции, но не 21 века, а конца 19 века. Слайд 3.
Представляете? Эта страна удивительная, необычная, а ещё она подарила миру большое количество деятелей культуры, а так же открыла своё видение искусства и своё впечатление, или как говорят французы, impression от этого безумного – безумного мира.
Итак, Париж – город, который всегда манил к себе грациозностью и новизной. А какие достопримечательности Парижа вы знаете?
(Ответы детей)
Учитель: Слайд 4. Гуляя по Парижу можно попасть в национальный художественный музей Лувр. Здесь находятся картины художников различных эпох, но я обращаю ваше внимание на две экспозиции. Слайд 5. Взгляните на эти картины и подумайте
-Какая картина проработана более детально?
- На какой из них изображена импрессия, впечатление?
Ученики: На второй картине художник старался изобразить не столько сюжет, сколько своё впечатление от увиденного. Она кажутся нам как бы несколько задымлённой.
Учитель: Слайд 6. Эта репродукция картины выдающегося французского живописца Клода Моне, которая называется «Впечатление. Восход солнца»
Что является центром композиции картины? (Оранжевый круг солнца)
В какие тона окрашивает солнце небо и воду? (В теплый розовато-желтоватый цвет; на поверхности воды мерцает его отблеск – оранжево-красная дорожка.)
Как художник изображает лодки, портовые краны, морские суда? (Лодки – темные силуэты на воде; краны; линия берега, суда – все словно в призрачной дымке; все окутано влажным туманом.)
Учитель: Художники, писавшие такие картины стали называть себя импрессионистами, а стиль в котором они работали, появился в конце 19 века и получил название импрессионизм от французского impression .
Как бы вы сформулировали тему урока?
Ученики: Импрессионизм в музыке и живописи. Слайд 7.
Учитель: Итак, тема нашего урока «Импрессионизм в музыке и живописи».
Слайд 8.
Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.
Итак, ребята, сегодня мы познакомились с вами с новым направлением в живописи. Кто запомнил, как оно называется?..
Ученики: Импрессионизм
(Учащимся предлагается послушать и сравнить между собой два музыкальных фрагмента: «Океан – море синее» Н. Римского-Корсакова и «Диалог ветра с морем» из оркестровой сюиты (симфонических эскизов) «Море» К. Дебюсси.)Учитель: Сейчас я представлю вашему вниманию два музыкальных произведения:
Слайд 9.
1.«Океан- море синее» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко»
(слушание)
Каков характер этого фрагмента?
Что вы представляете, слушая эту музыку?
(ответы детей)
Слайд 10.
2. «Диалог ветра с морем» из оркестровой сюиты «Море» К. Дебюсси.
(слушание)
Ребята, какие слова мы можем подобрать к этой музыке?
Какими средствами композитор передал свое впечатление от картины моря?
(ответы)
В какой музыке ярко разворачивается сама жизнь морской стихии, а в какой передается впечатление от нее?
(ответы)
Учитель: Импрессионизм возник как направление в живописи, но его стали применять и по отношению к другим видам искусства, в том числе и к музыке. И говоря об импрессионизме в музыке, имеют ввиду «живописные» моменты- красочность тембров и гармонии, сочетание регистров, особое внимание в музыке уделяется динамическим оттенкам. Французского композитора Клода Ашиля Дебюсси считают основоположником импрессионизма в музыке. Его называют художником, который рисует звуками. Дебюсси, так же как и художники- импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира. Слайд 11. Его музыка наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. И сейчас мы с вами в этом убедимся.
Сейчас мы послушаем прелюдию Клода Дебюсси «Лунный свет»
(слушание)
По окончании слушания ответим на вопросы:
Какое настроение создает эта музыка? (ответы учащихся)
Изменяется ли оно в произведении? (ответы учащихся)
Охарактеризуйте палитру музыкальных красок, которые использовал композитор, создавая музыкальный пейзаж. (ответы учащихся)
Учитель: Давайте рассмотрим с вами картины художников- импрессионистов. Слайд 12. Можем ли мы сказать, что эти картины музыкальны? Ведь не зря живопись сравнивают с застывшей музыкой. Кто из вас, рассматривая эти картины «слышит музыку»? Какую музыку? Как вы считаете, какой должна быть музыка, основанная на впечатлении?
Наверное, тоже необычной!
А сейчас я вам предлагаю отдохнуть и вспомнить физминутку «У оленя дом большой» Слайд 13.
(Физ.минутка. Исполнение песни «У оленя дом большой» с движениями)Слайд 14.
Сейчас вы послушаете музыкальное произведение. Вот и постарайтесь почувствовать в ней необычное!
(звучит «Девушка с волосами цвета льна»)
Ребята, какие слова мы можем подобрать к этой музыке?
Ученики: Утончённая, поэтичная, изысканная, звуки словно повисают в воздухе, оригинальные созвучия.
Учитель: Это произведение тоже написал Клод Дебюсси.
Ребята, лично меня очень удивляют названия его произведений: «Что видел западный ветер», « Феи – восхитительные танцовщицы», «Затонувший собор», « Девушка с волосами цвета льна», «Шаги на снегу», «Снег танцует».
Красиво звучит? Конечно!!! Как вы считаете, какое название ближе той музыке, которую вы сейчас услышали? Почему?
(Ответы детей)
Учитель: Да это «Девушка с волосами цвета льна». Слайд 15.
Ребята, сегодня на уроке мне очень важно ваше впечатление от услышанной музыки.
Сейчас вы послушаете еще раз эту музыку, и вы выберите из всего многообразия цветов, находящихся перед вами, именно тот, который характеризует возникшее у вас настроение.
Я заранее для вас приготовила необходимый раствор. Ваша задача во время звучания музыки выбрать из всего многообразия красок выбрать нужный цвет. Можно использовать несколько, учитывая, что от количества краски зависит интенсивность оттенка. И эти цвета добавить палочкой в раствор и смешать. Далее я подойду к вам, и вы выливаете получившийся раствор в любое место данной ёмкости.
(слушание)
( Технология приготовления раствора «Волшебные краски». Для приготовления раствора необходимы мука – 1 стакан, подсолнечное масло – 2 ч. л., соль – 2 ч. л., клей ПВА – 2 ч. л., вода (столько, чтобы консистенция краски была как у сметаны). Данный раствор замешивается до начала урока, разливается в небольшие ёмкости и ставится на партах перед каждым учеником. Кроме этого, у каждого ученик должен иметься набор гуашевых красок и палочка для перемешивания краски. Во время выполнения импровизации учитель предлагает ученикам в приготовленный ранее раствор добавить гуашевую краску любого цвета (который ему подсказывает музыка), учитывая, что от количества краски зависит интенсивность оттенка. Второй этап работы – учитель подходит к каждому ученику с ёмкостью с низкими краями (например, коробка из-под конфет) и предлагает вылить получившийся раствор в любое место данной ёмкости. После полученный состав аккуратно перемешивается. После застывания получается очень красивая, созданная коллективно, картина).
Так как это наше общее настроение, мы смешаем все краски. Вот такая картина нашего общего настроения. Какая она?
Ученики: Яркая!
Учитель: А теперь, давайте схематично представим всё то, что сегодня вы узнали на уроке.
С каким направлением в искусстве вы сегодня познакомились? (импрессионизм).
В какой стране зародился импрессионизм? (во Франции).
Когда это произошло? (в конце 19 века).
В каком виде искусства импрессионизм нашёл своё отражение? (в живописи).
В каком виде искусства импрессионизм проявил себя так же ярко? (в музыке).
Кто стал композитором – импрессионистом? (К.Дебюсси).
Эта схема поможет вам, ребята, лучше запомнить то, о чём мы сегодня с вами вели разговор. Слайд 16.
Домашнее задание.
Учитель: Слайд 17. Ребята, на уроке вы услышали лишь одно имя художника – импрессиониста Клод Моне. Надеюсь, что дома вы постараетесь найти информацию о художниках – импрессионистах и подробнее познакомитесь с их творчеством.
Надеюсь, что наше сегодняшнее погружение в искусство Франции останется в вашем сердце и памяти. Слайд 18.
А закончим наш сегодняшний урок мы песней «Песенка про песенку».
(Исполнение песни «Песенка про песенку»)