План-конспект урока Системы счисления. Двоичная система счисления

План-конспект урока

Предмет: Информатика и ИКТ.
Преподаватели: Филимонова Ирина Гернаевна, Иванова Оксана Васильевна.
Группа: ДОУ-14; КМС-14; СЛ-14; Прк-14; ПК-14
Дата: 00.00.0000 г.
Время проведения: 90 минут.
Место проведения: кабинет информатики №402, №404.
Тема урока: Системы счисления. Двоичная система счисления.
Цели урока:
Ввести понятие «Система счисления (СС)». Научить переводить целые числа из десятичной СС в двоичную СС и обратно.
Развить логическое мышление, развить умение применять полученные знания на практике.
Воспитать уверенность в своих силах, сформировать у обучающихся положительные мотивы учебной деятельности.
Задачи урока:
Активизация и развитие познавательных процессов обучающихся (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность и т.д.);
Изучение нового материала;
Развитие логического мышления;
Создание деятельной, творческой обстановки в процессе урока, благотворно влияющей на эмоциональность, психику обучающихся;
Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
Форма урока: коллективная, индивидуальная.
КМО: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
Время
Структурное
содержание урока
Деятельность
преподавателя
Деятельность
обучающихся
КМО

2 мин
Формула приветствия
Здравствуйте!



3 мин
Организационная часть
Проверить присутствие учащихся. Готовность техники.
Готовность к уроку


5 мин
Сообщение темы урока, целей, задач
Сообщает тему урока, выясняет знакома ли тема и на каком уровне знания обучающихся
Слушают и отвечают
Презентация (Приложение, шаг №1)

5 мин
Активизация и развитие логического мышления
Прежде чем перейти к изучению нового материала, давайте проведем небольшую разминку для нашего мозга. Я предлагаю вам решить вот такую логическую задачу:
"В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата"

Слушают, думают, решают (допускается обсуждение результата)
Презентация (Приложение, шаг №2)

30 мин
Объяснение нового материала
– Скажите мне, пожалуйста, для чего нам нужны числа?

– Действительно, для записи информации о количестве объектов используют числа. Давайте посмотрим числа арабские, к которым мы привыкли и которыми пользуемся каждый день и числа римские. Они отличаются? Чем?


– Правильно, записываются по-разному.
Итак, числа записываются с использованием особых знаковых систем, которые называются системами счисления.

Давайте запишем определение систем счисления.
Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.

Все системы счисления делятся на две большие группы: позиционные и непозиционные системы счисления.

В позиционных СС количественное значение цифры зависит от ее положения в числе.

– Как вы думаете, а в непозиционных?


Рассмотрим вначале позиционные СС, например десятичную СС. Число 579. Цифра 5 обозначает пять сотен, 7 – семь десятков, 9 – девять единиц.
Если поменять местами цифры, например, 5 и 7, то цифра 5 – станет обозначать пять десятков, 7 – семь сотен.


Одним из примеров непозиционных СС является римская СС (римские числа). Давайте подробнее рассмотрим, по какому принципу образуются числа в римской СС.
В римской СС числа получаются путем прибавления или вычитания. Например, число IX (9) получается путем вычитания единицы из десяти. Теперь переставим единицу слева направо, получили число XI (11) путем прибавления единицы к десяти. Таким образом, дописывая цифру справа от числа, прибавляем её, дописывая цифру слева от числа, отнимаем её. При этом количественное значение цифры от её положения в числе не изменяется.
Запишем примеры позиционных и непозиционных СС.

Обратите внимание, что в позиционных СС основание системы равно количеству цифр (знаков в её алфавите) и определяет во сколько раз различаются значения одинаковых цифр, стоящих в соседних позициях.




Вся информация в компьютере представлена в виде двоичного кода. Компьютер переводит информацию (числовую, текстов
·ую, графическую, звуковую, видео) в последовательность нулей и единиц.

Давайте посмотрим, как можно перевести числа из привычной нам десятичной СС в двоичную СС.

Для начала рассмотрим перевод целых чисел из десятичной СС в двоичную.
Алгоритм перевода:
Последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа и получаемых целых частных на основание системы (на 2) до тех пор, пока не получится частное, меньшее делителя, то есть меньшее 2.
Записать полученные остатки в обратной последовательности.


Теперь рассмотрим обратную задачу – перевод чисел из двоичной СС в десятичную.
Алгоритм перевода:
Двоичное число записать в развернутой форме.

Давайте вернемся в курс математики и вспомним, как записывается число в развернутой форме. (Пройти по гиперссылке «развернутой форме»).
Запишем число 579 в десятичной СС в развернутой форме.
Мы уже с вами выяснили, что в э том числе цифра 5 означает 5 сотен, 7 – семь десятков, 9 – девять единиц. Число 579 записано в привычной для нас свернутой форме. Мы настолько привыкли к такой форме записи, что уже не замечаем, как в уме умножаем цифры числа на различные степени числа 10.
В развернутой форме записи числа такое умножение записывается в явной форме.
Аналогично, и для двоичной СС. В двоичной СС основание равно 2, а алфавит состоит из двух цифр (0 и 1). Следовательно, числа в двоичной системе в развернутой форме записываются в виде суммы степеней основания 2 с коэффициентами, в качестве которых выступают цифры 0 или 1.
Итак, вернемся к нашему примеру (через гиперссылку «назад») запишем число 11101001 в развернутой форме.

Произвести вычисления.


Слушают, отвечают
для записи информации




Слушают, отвечают
записываются по-разному




Слушают, записывают




Записать определение СС



Зарисовать в тетрадь схему


Записать в тетрадь

Делают вывод, записывают в тетрадь






Слушают, записывают пример в тетрадь
















Слушают, записывают примеры в тетрадь





Слушают, обобщают записанное в тетради и сопоставляют с отраженной информацией на слайде





Записать в тетрадь



Слушают









Слушают, записывают алгоритм в тетрадь, пример перевода числа



























Слушают, записывают примеры чисел в развернутой форме




Слушают, записывают алгоритм в тетрадь, пример перевода числа


















Презентация (Приложение, шаг №3)





Презентация (Приложение, шаг №3)
Презентация (Приложение, шаг №3)






Презентация (Приложение, шаг №3)
















Презентация (Приложение, шаг №4)





Презентация (Приложение, шаг №4)











Презентация (Приложение, шаг №5)








Презентация (Приложение, шаг №5)





Презентация (Приложение, шаг №7)





















Презентация (Приложение, шаг №6)




Презентация (Приложение, шаг №7)

10 мин
Повторение материала
Теперь вы умеете переводить числа десятичной СС в двоичную СС и обратно.
Давайте обобщим полученные знания и выявим пробелы или непонятные моменты в переводе чисел из одной системы счисления в другую.
Отвечают


25 мин
Закрепление знаний, умений и навыков
Давайте решим два примера на закрепление ваших знаний.






Индивидуальная работа. "Назовите число, а мы переведем".
Самостоятельное решение примеров, повторение изученного, решение спорных вопросов и обсуждение, а также сравнение результата, помощь более слабым обучающимся.


Называют числа, переводят у доски.





Презентация (Приложение, шаг №8)

5 мин
Подведение итогов урока
Сегодня на уроке мы с вами провели большую работу и узнали много нового. Что для вас было новым? Что вы узнали?

Все системы счисления делятся на две большие группы. Какие?

Научились переводить числа из десятичной СС в двоичную и обратно.


Отвечают


Отвечают


Отвечают


3 мин
Домашняя работа
Выучить конспект, решить примеры в тетради
Записывают в тетради примеры
Презентация (Приложение, шаг №9)

2 мин
Формула приветствия
Спасибо за урок! До свидания!


















































































развитие мышления у детей дошкольного возрастаРисунок 4развитие мышления у детей дошкольного возраста15