Урок интегрированный Импрессионизм в музыке и живописи. Импрессионизм в России(7 класс)


Интегрированный урок «Импрессионизм в музыке и живописи. Импрессионизм в России»
(урок музыки в 7 классе, 4 четверть)
Учитель музыки Арисова О.И.
МБОУ «СОШ №64 г. Чебоксары»
Тема урока: Импрессионизм в музыке и живописи.Импрессионизм в России»
Вид урока: Углубление в тему «Стили в музыкальной искусстве»
Жанр урока: Музыкально-художественная экспозиция
Задачи урока:
Углубляя представление о музыкально-историческом стиле дать начальные представления об импрессионизме, его истоках, развитии в различных видах искусства, авторах, работавших в данном направлении; проанализировать художественно – изобразительные особенности импрессионизма и взаимопроникновение живописи и музыки на примере данного стиля.
Развивать музыкальные способности: музыкальную память, музыкально - аналитическое мышление; совершенствовать умение понимания жизненно-образного содержания музыкальных произведений.
Воспитывать любовь и уважение к музыке.
Музыкальный материал:
Клод Дебюсси. «Празднества» - слушание.
М. Чюрлёнис. Симфоническая картина «В лесу».
М. Чюрлёнис. Канон ля бемоль мажор для органа.
Литературный материал:
Григорий Поженян. Стихотворение «Скоро ты будешь взрослым». («Звезды не умирают»)
Дополнительный материал: стихотворение М.Чюрлёниса «Любовь»
Картины в виде презентации
Огюст Ренуар. «Бал в Муллен де ля Галетт»
Клод Моне. « Впечатление. Восходящее солнце» 
Поль Сезанн «Гора Сент-Виктуар»
Клод Моне «Дикие маки».
Борисов - Мусатов. « Водоём».
М.Чюрлёнис. «Лес», графика.
М.Чюрлёнис. «Лес», живопись.
М.Чюрлёнис. Цикл картин «Соната звезд».
Подготовительная работа: мини-сообщения о сериях картин - сонат М.Чюрлёниса, презентация «Знаки Зодиака» в творчестве М.Чюрлёниса.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, магнитофон.
Ход урока:
Слайд 1 «Ренуар «Бал в Муллен де ля Галетт»
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с музыкальными стилями, сложившимися в различные исторические периоды. Послушайте фрагмент произведения. Что вы о нём можете сказать?
Звучит «Празднества» Клода Дебюсси
---Это произведение «Празднества» Клода Дебюсси
Что мы можем скачать о характере этого произведения?
Слайд 2 Портрет «Клод Дебюсси»
Чем отличалось творчество Клода Дебюсси?
---Богатством оркестровых красок, передавало тонкие эмоции
К какому музыкальному стилю мы отнеслиего творчество?
----импрессионизм
Слайд 3
Художники- импрессионисты, накладывают штрихи то одной краской, то другой. Так и К. Дебюсси пользуется такой же техникой. Эти штрихи – ноты в произведении, а краски – тембры музыкальных инструментов.
Слайд 4 Что такое импрессионизм в искусстве?
И сегодня мы поговорим о том - 1. Что такое импрессионизм в искусстве?
2. Первые импрессионисты – кто они?
3. Звучащие краски и красочные звуки.
4. Что такое живописная музыка?
Слайд 5 Импрессионизм
Это новое направление в искусстве конца 19-начала 20 века и распространилось по всему миру. Произошло от французского слова impression – впечатление. Сначала оно возникло в живописи. Художники, работая на открытом воздухе, старались отразить в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира, добиваясь ощущения растворенности предметов в сверкающем солнечном свете, вибрации воздуха. Все это порождало светлую, трепетную живопись.
Слайд 6 Художники –импрессионисты
Первая выставка импрессионистов – 1874 год.
Они работали на пленере (на открытом воздухе).
Применяли особую технику мазка.
Изображали мимолетность, мгновенность впечатления.
Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Le_Charivari" \o "Le Charivari" LeCharivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне.
Чем же поражали зрителей картины этих художников? Давайте их посмотрим
Слайд 7Клода Моне. « Впечатление. Восходящее солнце»
Слайд8 Эдгар Дега, Голубые танцовщицыСлайд9 Клод Моне «Дикие маки»
Слайд 10 Поль Сезанн «Гора Сент-Виктуар»
Слайд 11Борисов-Мусатов . Водоём
Слайд 12 Клод Моне. Виды Венеции
В этой работе особенно ярко проявляются особенности импрессионизма.
Слайд 13 Особенности импрессионизма
Одну и ту же картину писали много раз.
Изображали предмет в разном состоянии (утром, днем, вечером, в туман, дождь, в солнечном свете).
Слайд 14 К известным импрессионистам относятся:
Живопись
Клод Моне
Эдуард Мане
Огюст Ренуар
Эдгар Дега
Борисов-Мусатов
Микалоюс Чюрлёнис
Музыка
Клод Дебюсси
Морис Равель
Игорь Федорович Стравинский
Микалоюс Чюрлёнис
Есть ли среди этих знаменитых имён имя знакомое, с которым мы уже встречались?
Слайд 15 Микалоюс Чюрлёнис –
был одновременно и живописцем, и композитором. Его называли пионером необычной «музыкальной живописи». В его музыке много изобразительных моментов, а в живописи – движения. Свои живописные полотна он объединял в циклы по принципам музыкальной композиции и давал им музыкальные названия: «Соната весны», «Соната солнца» (в 4 частях), диптих «Прелюдия» и «Фуга». А в поэмах для симфонического оркестра – «Лес», «Море» – с помощью музыкально-изобразительных средств рисовал красочные картины природы.
Чюрлёнис - очень крупный изобретатель. Не в технике. Творческая жизнь Чюрлёниса очень коротка. Первые картины он нарисовал в 1903 году, а последние – в 1909 году. Семь лет от школы рисования до картин, которые сейчас считаются шедеврами. 400 картин.
Слайд 16 «Лес»
Посмотрите, насколько богат мир фантазии и воображения автора. Что вы видите в этих работах?
----В простых тенях деревьев Чюрлёнис видит силуэт руки, играющей на арфе - графика.
---- В живописной работе шествие, вереница идущих людей в виде силуэтов деревьев в развевающихся накидках на фоне ночного мерцающего неба.
Слайд 17
...У меня здоровые крылья. Я полечу в далёкие миры, в край вечной красоты,
солнца и фантазии, в заколдованную страну... ~М.- К. Чюрлёнис~
«Свои фантастические картины он действительно пел, выражая нежными красками, узорами линий, всегда причудливой и необычайной композицией какие-то космические симфонии», - писал Вячеслав Иванов и добавлял: «Чюрлянис, несомненно, музыкант... по общей музыкальной стихийности, как бы разлитой во всем его душевном составе». (Чюрлянис - прежнее написание фамилии).
Чюрлёнис большой мечтатель и фантазёр. Благодаря этому у него появились замечательные циклы картин связанные с космосом и зарождением планет.
Слайд 18 «Соната звезд»
Какое состояние передает художник? Одинаковы ли эти картины по настроению?
--- Allegro – весело, быстро. В картине много хаотичного движения, красок. Видны образовавшиеся вокруг светила планеты. Изображает происходящее в огромном пространстве Вселенной.
--- Andante – спокойно, медленно. Конкретное, более близкое изображение чего-то уже появившегося. В центре картины, над всем происходящим - фигура ангела, который наблюдает, контролирует правильное развитие космического создания.
Космическая тема нашла своё отражение и музыке. Отец Микалоюса Чюрлёниса работал органистом в церкви и, конечно же, Чюрлёнис знал и любил этот великолепный инструмент. Став взрослым он пишет потрясающие произведения для органа. Давайте попробуем их сравнить c картинами из серии «Соната звёзд».
Звучит « Канон» ля бемоль мажор для органаМ.ЧюрлёнисаКак звучит музыка? Какое состояние передает композитор?
---Много звуков разных оттенков. Состояние торжественное и вместе возвышенное. В музыке много разных интонаций в разных регистрах. Можно сравнить с частью Аллегро из «Сонаты звезд».
Многие авторы разных времен обращались свои взгляды к неизданному миру космоса, звездам. Наш современник поэт Григорий Поженян так пишет о звездах.
Скоро ты будешь взрослым, больше станешь и шире.
Звёзды бывают тоже маленькие и большие.
Те, что поближе – близкими, те, что подальше – дальними,
Если ты счастлив – счастливыми, если грустишь – печальными.
Звёзды бывают крупными, в южных широтах яркими,
Спелыми, словно яблоки, те, что сбивают палками.
А иногда и тусклыми точечками одинокими –
Они зовутся грустными или попросту зимними.
Восходят они далёкими, то ранними, то поздними.
Те, что одни – одинокими, те, что вместе – созвездиями.
Звёзды не умирают, вечно качают ветра их.
Если нет звёзд на небе, значит, ищи их в травах.
Если травы пожухнут, в море они зажгутся...
Звёзды не умирают, звёзды ещё зажгутся.
Звёзды не умирают, звёзды ещё вернутся.
Этим все люди живы, этим живи и ты.
Звёзды не умирают, звёзды – это надежды.
Весенние или зимние, туманные или ясные
Небесные звёзды – синие.
Все звёзды земные – красные.
Без фантазеров и мечтателей мир не смог бы существовать, не вытянул бы ни одного своего столетия.
Слайд 19
«Вселенная представляется мне большой симфонией; люди – как ноты» - так признавался сам Чюрленис.
В чем же было отличие музыкальных произведений импрессионистов?
Слайд 20 Музыканты –импрессионисты
Слайд 21 Таким образом
После всего сказанного давайте выведем тему нашего урока.
----Импрессионизм в музыке и живописи
Слайд 22 «Импрессионизм в музыке и живописи. Импрессионизм в России».
Слайд 23 Цель урока:
понятие и особенности импрессионизма как художественного стиля и рассмотреть особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи.
Как полагаете – мы смогли выполнить нашу цель?
----Смогли.
И в завершении маленький итог нашего урока.
Слайд 24 Закончи предложение
Спасибо всем за урок!Дополнительный материал:
М.К.Чюрлёнис
Любовь — это восход солнца, полдень
долгий и жаркий, вечер тихий и
чудный. А родина его тоска.
Любовь — это старая песенка.
Любовь — это качели радуги,
подвешенные на белых облаках.
Любовь — это мгновение блеска
всех солнц и всех звезд.
Любовь — это мост из чистого золота
через реку жизни, разделяющую
берега «добра и зла».
Любовь — это крепкие белые крылья.
Любовь — это старый сосновый лес
в жаркий полдень, это отдых в лесу
под убаюкивающий шум сосен.
Любовь — это дорога к солнцу,
вымощенная острыми жемчужными
раковинами, по которым ты должен
идти босиком.