2 класс Русский язык Урок 104 Развитие речи Обучающее сочинение Зимние забавы


Русский язык 2 класс
Урок 104 Тема урока: «Сочинение по картине «Зимние забавы».
Тип урока: урок развития речи.
Форма урока: урок-сочинение.
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по созданию повествовательного текста по сюжетной картине.
Задачи: предметные – содействовать формированию умения составлять рассказ с опорой на вопросы, последовательность которых служит планом при рассказывании; развитию умения следить за сюжетом, не упуская важных деталей; развитию умения формулировать основную мысль текста и правильно подбирать заголовок; обогащению словарного запаса; развитию внимания, мышления, творческого воображения, монологической речи, активизации словаря детей.
Планируемые результаты: личностные УУД – способствовать формированию интереса к учебному материалу и представлению о причинах успеха на учебе; оценивания своей деятельности.
метапредметные задачи – способствовать формированию универсальных учебных действий:
а) регулятивных – обучать умению принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия;
б) познавательных – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; развивать умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
в) коммуникативных – формировать умение выражать собственное мнение.
Оборудование урока: презентация по картине «Зимние забавы».
Ход урока.
Слайд 1 I. Организационный момент.
1) Психологический настрой: Вы сюда пришли учиться- Не лениться, а трудиться, Слушаем внимательно, Работаем старательно.
II. Вводная беседа.
Слайд 2 - Послушайте стихотворение А. Прокофьева. (Подготовленный ученик рассказывает наизусть стихотворение)
Как на горке, на горе.Как на горке, на горе,На широком на дворе,Кто на санках,Кто на лыжах,Кто повыше,Кто пониже,Кто потише,Кто с разбегу,Кто по льду,А кто по снегу.С горки – ух,На горку – ух,Бух!Захватывает Дух!
- О чём это стихотворение? - В какое время года можно кататься с горы? - Какие зимние игры вы любите?
III. Рассматривание картины.
- Рассмотрите картинку. - Нравится ли вам эта картинка? Чем? - Какое время года изображено? (Зима.) - Какой стоит день? (Солнечный, морозный.) - Кто изображен на картине? (Дети.) - Что делают дети? Расскажите. - Какое настроение у детей? (Радостное, веселое, игривое.) - Как это изобразил художник? (С помощью красок он смог передать настроение детей.)
IV. Постановка учебной задачи. - Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по этой картинке. - Что такое сочинение? - Наше сочинение будет называться «Зимние забавы». - Что такое забавы? Как сказать по другому? (Игры, развлечения.)
- Откройте тетради, запишите тему сочинения. Слайд 3 - Обратите внимание на буквы, которые я выделила.
На доске: Зимние забавы.
V. Обсуждение содержания сочинения. Лексическая и орфографическая подготовка.
- Вам нужно будет написать текст повествование. - Что отличает текст повествование от других видов текста? (Этот такой текст, в котором рассказывается, повествуется о чем-то, ком-то.) Слайд 4 - Как называются части текста повествования? (Вводная, основная, заключительная или концовка.)
На доске:
1. Вводная часть.2. Основная часть.3. Концовка.
- Как вы думаете, как надо начать сочинение?
Слайд 5 - А теперь посмотрите на доску и прочитайте предложения, которыми можно начать сочинение.
На доске:
Был ясный зимний день.
Наступили зимние каникулы.
Весь январь стояли лютые морозы.
Ночью выпал пушистый снег.
(Дети читают вслух по предложению.)
- Что значит «лютые морозы»? - Какое предложение не подходит для начала этого сочинения? (Весь январь стояли лютые морозы.) - Почему? - Назовите орфограммы, которые встретились в первом предложении; во 2-ом; в 3 –ем. - Выберите предложение, которое вам больше понравилось, и запишите в тетради, обратите внимание на буквы, которые подчёркнуты в предложении.
VI. Физкультминутка «Зимние забавы».
Мы бежим с тобой на лыжах,Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках.Но упали мы. Ах! А потом снежки лепили,
А потом снежки катили, А потом без сил упали
И домой мы побежали. Дети изображают ходьбу на лыжах.
Изображают бег на коньках. Приседают.Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями. Катят воображаемый комок.
Приседают.
Бегут на месте.
V. Обсуждение содержания сочинения. Лексическая и орфографическая подготовка. (Продолжение.)
- Как называется вторая часть текста повествования? (Основная.) - Как вы думаете, о чём надо написать в этой части? (Описать, что делают дети.) - Как надо начать эту часть? (Предложения детей.) Слайд 6 - Прочитайте слова, которые написаны на доске.
На доске:(карточки со словами) вышли во ребята двор
- Можно ли их назвать предложением? Почему? (Начало предложения не написано с заглавной буквы, в конце не стоит нужный знак, слова стоят в неправильном порядке.)
- Что надо сделать, чтобы получилось предложение? (Поменять слова местами.)
- Правильно ли записано предложение? Какие ошибки допущены? (Первое слово написано не с заглавной буквы, в конце нет точки.)
- Найдите красную строку и запишите это предложение правильно. - А теперь напишем, что делают дети.
Слайд 7 - Нам помогут картинки. - Составьте предложение к первой картинке. (Миша и Петя играют в снежки.) - Сколько слов в предложении? (Шесть.) - Какие орфограммы встретились? (Имена пишутся с заглавной буквы, в слове «снежки» – безударная гласная е, проверочное слово «снег».)
Слайд 7 (по щелчку) - Посмотрите, как пишется слово снежки. В этом слове пишется парная согласная ж. - Кто подберёт проверочное слово? (Снежок. Если не называют дети, то говорит учитель.)
Слайд 8 - Составьте предложение ко второй картинке. (Катя и Таня лепят снеговика.) Слайд 8 (по щелчку) - Какие орфограммы встретились в этом предложении? (Имена детей пишутся с заглавной буквы, в слове «снеговика» – безударные гласные е, о, и.)
- Какие безударные гласные можно проверить? Назовите проверочные слова. (Можно проверить безударные гласные о, и. Проверочные слова: снег, снеговик.) - А безударную гласную о нужно запомнить.
Слайд 9 - Составьте предложение к третьей картинке. (Лена катается на коньках.) - Сколько слов в этом предложении? Перечислите. (Четыре слова. Называют слова.) - Какие орфограммы встретились в этом предложении? (Имя девочки пишется с заглавной буквы, безударные гласные в словах катается – а, проверочное слово катится, и в слове коньки – о из словаря, ь – показатель мягкости.) Слайд 9 (по щелчку) - Посмотрите на слово «катается», на конце пишется - тся.
Слайд 10 - Составьте предложение по четвёртой картинке. (Коля катается на лыжах.) - Сколько слов в этом предложении? Перечислите. (Четыре слова. Называют слова.)
Слайд 11 - Составьте предложение по пятой картинке. (Настя катается с горы на санках.) - Сколько слов в этом предложении? Перечислите. (Шесть слов. Называют слова.) - Какие орфограммы в этом предложении? (Имя девочки пишется с заглавной буквы, безударная гласная в слове «катается», проверочное слово «катится» и безударная гласная в слове «с горы», проверочное слово «горы».)
- Послушайте предложения, которые мы составили по трём последним картинкам. - Лена катается на коньках. Коля катается на лыжах. Настя катается на санках. - Кто заметил ошибку? (Повторяется слово катается.) - Давайте, чтобы слово «катается» не повторялось в тексте, заменим его другими словами.
Слайд 12 - Прочитайте слова на доске.
На доске: идёт, едет, скользит по льду.
- Про кого из детей можно сказать идёт? (Коля идёт на лыжах.) (Под картинкой прикрепляется слово «идёт».) - Про кого из детей можно сказать едет? (Настя едет с горы на санках.) (Под картинкой прикрепляется слово «едет».) - Про кого можно сказать скользит по льду? (Лена скользит по льду на коньках.) (Под картинкой прикрепляется слова «скользит по льду».)
- Какие орфограммы в словах «скользит по льду»? (В слове «скользит» безударная гласная о, проверочное слово «скользкий», в слове «по льду» - мягкий знак – показатель мягкости.)
- Расскажите, какие предложения мы составили по этим картинкам. (Перечисляют 5 предложений.)
Миша и Петя играют в снежки. Катя и Таня лепят снеговика. Коля идёт на лыжах. Настя едет с горы на санках. Лена скользит по льду на коньках.
- Сколько предложений составили? (Пять.) - Сколько будет точек? (Пять.) - Важен ли порядок, в котором запишем эти предложения? (Нет.) - Запишите их в тетрадь, помня об орфограммах, которые мы назвали. (Дети записывают предложения в тетрадь.)
- Как называется третья часть текста повествования? (Концовка.) - Как вы думаете, о чём надо написать в ней? Как закончить наше сочинение. - Надо написать о настроении детей. (Дети называют предложения.)
Слайд 13 - Прочитайте предложения на доске. (Читают предложения вслух.)
На доске.
Весело ребятам зимой.
Весело ребятам зимой?
Весело ребятам зимой!
- Чем отличаются эти предложения? (В конце предложений стоят разные знаки.) - Прочитайте вслух с разными интонациями. (Читают предложения вслух.) - Прочитайте то предложение, которое подойдет для того, чтобы закончить текст. (Весело ребятам зимой!) - Почему подходит именно это предложение? (Это предложение передаёт радость детей.) - Назовите орфограммы в этом предложении. (Безударная гласная е в слове «весело», проверочное слово «веселье», безударная гласная е в слове «ребята» - это слово из словаря, безударная гласная и в слове «зимой», проверочное слово «зимы».)
- Найдите красную строку и запишите это предложение.
VII. Проверка. - Прочитайте весь текст и подчеркните орфограммы, которые найдёте. - Прочитайте вслух свой рассказ. (Читают свои сочинения несколько учеников.) - Удалось ли передать содержание картины?
VIII. Итог урока.
- Чему учились на уроке? (Учились писать сочинение по картине.) - О чём писали сочинение? (Писали сочинение о зимних забавах детей.)
Весь январь стояли лютые морозы.
Ребята вышли во двор. Миша и Петя играют в снежки. Катя и Таня лепят снеговика. Коля идёт на лыжах. Настя едет с горы на санках. Лена скользит по льду на коньках.
Весело ребятам зимой!