Технологическая карта урока Сочинение. Зимние забавы (2 класс)


Технологическая карта урока – проекта (монопроекта)
учителя МБОУ СОШ №46 г. Владимира
Усовой Елены Алексеевны

УМК – «Школа России».
Предметная область – Русский язык (автор: В.П. Канакина)Класс – 2 (часть 2)
Тема – Обучающее сочинение «Зимние забавы».
Цель: Формирование умения связно излагать свои мысли на письме через развитие речи, мышления, орфографической зоркости и учебного сотрудничества учащихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Обучающее сочинение «Зимние забавы».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
- развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания к чувствам других людей.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
- формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
-формирование начальных форм рефлексии.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формирование умения ориентироваться в средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении письменных текстов;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Ключевые вопросы для детей:
- Что такое забавы? Зимние забавы?
- На какие группы можно разделить зимние забавы?
Оборудование урока: инструкционные папки – 4 шт. (инструкции – «Правила работы в группе», «Распределение «ролей» в группе», «Слова для справок», «Лист оценки учащимися работы группы»), Словарь русского языка (составил – С.И. Ожегов), картинки с изображением зимних забав, презентация на тему «Зимние забавы», персональный компьютер учителя, интерактивная доска, листы для рисования – 4 шт. (формат А-3), листы для написания текста – 4 шт. (формат ученической тетради для 1 класса), цветные карандаши, ручки, клей канцелярский (4 шт.), ножницы (4 шт.) Смотри в приложение.
Подготовительная работа к уроку: учащиеся познакомились с историей праздника «Святки».
Святки всегда являлись основным зимним праздником на Руси.
Начинаются они в Рождественский сочельник – 6 января и продолжаются до Крещения. В Святки все 12 дней никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. Святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодёжи. Её игры, песни, обходы домов, колядки, посиделки, гадания создавали атмосферу святочного праздника.
(Ученики класса активно участвовали в колядовании.)
Содержание взаимодействия учителя и учащихся
№ Этап урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1 Самоопределение к деятельности.
Орг. момент Проводит энергезирующую разминку Вступают в диалог с учителем в игре «Приветствие». Регулятивные:
- нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
2
3.
4.
5.
6.
7. Актуализация знаний.
1. ИГРА «Согласные сбежали»
2.Лексическое значение нового слова.
Определение темы урока.
Постановка цели и задач урока
1. Показ слайдов на тему «Зимние забавы»
2. Определение видов зимних забав.
Физкультминутка.
3. Сообщение темы урока и определение задач урока
Построение проекта решения учебных задач урока;
работа в статичных группах
Презентация работы каждой статичной группы
Оценивание учащимися работы группы
Рефлексия деятельности (итог урока – проекта)
(на доске запись:) _А_А_Ы
- Прочитайте.
- Из слов сбежали согласные
(на доске): _а_а_ы - Догадайтесь, какие?
- Первая буква обозначает мягкий согласный звук в слове «ЗИМА»
(на доске запись):
ЗА_А_Ы - Вторая буква записывает и мягкий и твёрдый согласные звуки в слове «БУБЕНЦЫ»
(на доске запись):
ЗАБА_Ы - Третья буква отделена от «хитрой» гласной «Ю» разделительным мягким знаком в слове «ВЬЮГА».
(на доске запись):
ЗАБАВЫ
- Что значит это слово?
(на доске запись):
ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
- Что значит это сочетание слов?
- Какие зимние забавы вам известны?
Организует диалог с обучающимися, подводит детей к формулированию темы урока и постановке учебных задач.
- На какие группы можно распределить зимние забавы?
- Какие зимние праздники вы увидели в фильме?
- Новый год – любимый праздник детей и взрослых.
- А что это за праздник – Святки?
Организует динамичную игру «Мы на саночки садимся…»
Организует диалог по теме урока, уточняет и систематизирует знания учащихся о сочинении и правилах написания сочинения.
Организует работу в статичных группах,
Создаёт подготовленную информационно – образовательную среду: информационные листы по теме урока, инструкционные карты
Организует порядок презентации работ учащихся по группам
Выдаёт листы самооценки, проводит инструктаж по их заполнению.
- В результате работы получился журнал «Зимние забавы».
- А какие зимние забавы нравятся вам?
Приглашает лепить снеговиков во дворе. (ребята пытаются прочитать слово, но не могут)
- Это буква «З».
- Это буква «Б».
- Это буква «В».
- Игра, развлечение.
( В случае затруднения ученики пользуются Словарём русского языка, составленным С.И.Ожеговым)
(Ответы детей).

Просматривают слайды «Зимние забавы»; делают выводы, формулируют тему урока, определяют учебные задачи.
- Можно лепить из снега различные фигуры.
- Хорошо кататься по снегу на лыжах, на санках.
- А мне нравятся зимние праздники.
- Новый год и Святки.
- С Рождества до Крещения на русской земле празднуют Святки. В эти дни проводят игры, гуляния, звучат песни-колядки, в которых прославляют добрых хозяев дома. По улицам деревень и городов ходят ряженые.
Проговаривают слова и выполняют движения.
Уточняют знания о сочинении, как форме письменной речи, о составных частях сочинения и проговаривают правила написания предложений.
Выполняют задания в статичных группах:
1 группа – «Лепим из снега»;
2 группа – «Скользим по снегу»;
3 группа – «Новогодние забавы»;
4 группа – «Святки»,
используя информационные листы и инструкционные карты.
Каждая группа представляет лист с сочинением и иллюстрациями на заданную тему (тема – в названии группы) и сопровождает чтением стихотворений.
Заполняют листы оценивания работы группы, обсуждая с одногруппниками.
Выбирают для себя любимую зимнюю забаву, но понимают, что сложно сделать какой-то выбор. Регулятивные:
- умение осуществлять действие по образцу и кратким характеристикам.
Познавательные:
- построение логической цепи рассуждений, доказательства;
- постановка и решение проблемы;
- поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные:
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске ранее приобретённых знаний.
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
- умение слушать и слышать.
Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные:
-умение действовать по плану и планировать свою работу.
Личностные:
- знание основных моральных норм работы в группе;
- справедливо распределять обязанности между участниками группы;
- взаимопомощь.
Познавательные:
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
- умение ясно и чётко излагать своё мнение выстраивая речевые конструкции;
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками;
-проявлять активность в деятельности.

Познавательные:
-преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
Регулятивные:
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление контроля в сотрудничестве со сверстниками;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата.
Личностные:
- умение слушать и слышать;
- готовность к сотрудничеству.
Коммуникативные:
-владение монологической и диалогической формами речи;
- уметь оказать помощь товарищам.
Регулятивные:
-оценка осознания качества и уровня освоения и владения учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль.
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
- воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, ценностных установок, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной работы;
- оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями.
Метапредметные:
- развивать навыки работы с информацией (поиск, выделение нужной информации, её обобщение и фиксация);
- умение осуществлять Регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности;
- умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- приобретение учащимися элементарного опыта творческой и проектной деятельности.
Предметные:
- извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал;
- создавать письменные тексты с учётом цели и ситуации общения;
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- совершенствовать орфографическую зоркость.
Источники информации:
ppt4web.ru - История праздника. Новый год.
Prezentacii.com - Святки