Статья на тему: Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.

И. Н. Сергеева, учитель начальных классов
МБОУСОШ № 22 города Коврова


Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.

Известно, что одной из «болевых точек» начальных классов является проблема формирования умения безошибочно писать безударные падежные окончания имён существительных. На это правило отводится малое количество часов в программах по русскому языку. Итоговые контрольные срезы показывают, что учащиеся допускают много ошибок на данную орфограмму. Для исследования я взяла 10 учеников четвёртого класса и предложила им записать 12 словосочетаний с безударными окончаниями у имён существительных.
Примеры словосочетаний:
Говорить о побед, о зреющем хлеб, о душистой полын, от рассказов дяд, в вечернем зно, у белой берёзк, с верхней площадк, от кочк к кочк, по глухой тропк, цветы геран, выступает в цирк, на голубом шар
В результате анализа работы я выяснила, что из 10 школьников никто не написал без ошибок, 3 человека допустили 1-2 ошибки, 3 человека 3-4 ошибки, 4 человека- 5 и более ошибок.
Данные результаты можно увидеть на диаграмме:
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Как научить школьников не допускать ошибки при написании безударных падежных окончаний имён существительных?
Чтобы ответить на эти вопросы, я решила заняться этой проблемой подробнее.
Цель: Выявить стратегии написания безударных окончаний имён существительных для безошибочного определения орфограммы.
Задачи:
1. Изучить имеющийся опыт педагогов по данной теме.
2. Разработать лист анализа для выявления индивидуальных стратегий.
3. Выявить индивидуальные стратегии по данной проблеме, развить их.
4. Подобрать систему упражнений по данной теме.
5. Составить и апробировать универсальную стратегию по данной проблеме, включив в неё наиболее рациональные шаги.
Гипотеза: Работа с данной стратегией позволит школьникам верно определять безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных и обосновывать своё написание, что повысит их орфографическую зоркость.
Для того чтобы понять, почему учащиеся допускают такое количество ошибок при написании безударных окончаний имён существительных мною был составлен лист анализа. Я попросила школьников устно поработать с листом анализа для записи блока словосочетаний, в котором пропущены буквы на данную орфограмму. (Той работы, которую писали ранее.)
Лист анализа.

1. Почему важно написать блок словосочетаний без ошибок?
хочу добиться безошибочного результата;
потому что дали такое задание;
хочу получить хорошую отметку;
хочу порадовать родителей;
хочу не подвести учителя;
что-то ещё, напиши, что именно.

2. Что ты делал сначала?
прочитал шёпотом;
прочитал вслух;
прочитал про себя;
что-то ещё, напиши, что именно;

3. Как ты определил безударные окончания у имён существительных?
к слову с пропущенным окончанием задал вопрос от соседнего слова;
определил, что обозначает слово, в котором пропущено окончание;
попытался представить себе этот предмет;
проговорил слово, в котором пропущено окончание (вслух или про себя);
определил часть речи слова, в котором пропущено окончание;
поставил в нём ударение;
определил ударное или безударное окончание;
поставил в начальную форму (И. п., ед. ч.);
определил род у слова, в котором пропущено окончание;
выделил в этом слове окончание;
определил в нём склонение;
подобрал слово-помощник;
поставил слово в ту же форму;
вспомнил окончание;
написал такое же окончание, как у слова-помощника;
что-то ещё, расскажи, что именно.

4. Как ты понял, что задание выполнено?
смог определить, какую букву писать в окончании слова;
смог графически обозначить орфограмму правописания падежного окончания существительного;
что-то ещё, расскажи, что именно.

5. Что ты делал, когда возникали сложности?
смотрел памятку;
представил памятку про себя;
попросил помощи у ;
мысленно вспомнил голос учителя, объясняющего данный материал;
что-то ещё, расскажи, что именно.

6. Как ты завершил работу?
смог вставить пропущенные буквы в словосочетания;
не боялся сдавать работу на проверку;
почувствовал удовлетворение, радость;
что-то ещё, расскажи, что именно;

После того, как ученики поработали с листом анализа, я задала вопрос: какие шаги были пропущены вами? Ответы были различны, но никто не задумывался над тем, почему важно написать без ошибок, и 7 человек из 10 пропустили шаг «определение части речи», поэтому просто не увидели орфограмму. Анализируя свои действия по листу анализа, ученики кратко записывали, что необходимо твёрдо знать, чтобы правильно писать безударные окончания имён существительных. Получилась такая схема:

По схеме видно, что необходимо уметь ставить вопросы к словам, уметь распознавать части речи, правильно ставить ударение, находить части слова, определять склонения.
Свою работу по теме «Развитие стратегии правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных» я решила вести от простого к сложному:
1) слово;
2) словосочетание;
3) предложение;
4) текст;
(Описание работы следует далее.)
Индивидуальные стратегии первоначально были похожи друг на друга и больше напоминали хорошие алгоритмы. Разукрупнить их помогли вопросы для выявления стратегии на основе модели Т.О.Т.Е. . Каждый записал свою индивидуальную стратегию.

Андрей

1. В диктанте встретилось слово. (Операции чувственного познания (восприятие)
2. Не знаю, как писать окончание. (Операции логического познания (построение суждения)
3. Не хочу допустить ошибку. (Мотивация)
4. Ставлю вопрос к слову. (Предметные действия)
5. Определяю часть речи. (Предметные действия)
6. Ставлю ударение. (Предметные действия)
7. Ставлю слово в неопределённую форму. (Предметные действия)
8. Определяю род. (Предметные действия)
9. Выделяю окончание. (Предметные действия)
10. Определяю склонение. (Предметные действия)
11. Подбираю слово-помощник. ( Предметные действия)
12. Ставлю в ту же форму. (Предметные действия)
13. Слышу окончание. (Операции чувственного познания ,восприятие)
14. Пишу такое же окончание, как у слова-помощника. (Аналитико-синтетический, сравнение)
15. Выделяю орфограмму. (Предметные действия)
В данной стратегии много предметных действий. Это говорит о том, что стратегия плохо выявлена. Не прописаны критерии достижения цели. Нет коррекции деятельности. Это ученик с ведущей аудиальной сенсорной репрезентативной системой.

Светлана

1. Хочу написать диктант на пятёрку. (Управленческий акт, целеполагание.)
2. В конце слова сомневаюсь в написании. (Операции чувственного познания, ощущение)
3. Это окончание, потому, что изменяется. (Операции логического познания, выделение существенного признака)
4. Тетрадь - отвечает на вопрос что? Это имя существительное. (Операции логического познания, выделение существенного признака)
5. Представляю таблицу склонений. (Операции чувственного познания, представление)
6. Тетрадь - это 3 склонение. (Предметные действия)
7. Точно знаю, что нужно подставить слово «степь». (Операции логического познания, построение утверждения)
8. Ставлю под ударение - в степи. (Предметное действие)
9. Закрыла глаза, прошептала слово. (Операции чувственного познания, проговаривание)
10. Пишу окончание –и-. (Предметное действие)
11. Думаю надо проверить. (Управленческий акт, контроль)
12. Представляю таблицу падежей. Это предложный падеж. Окончание –и-.
(Операции чувственного познания, представление)
11. Я уверена, что написала правильно. (Управленческий акт, фиксация результата.)

В отличие от предыдущей стратегии, в данной индивидуальной стратегии присутствуют все этапы по модели ТОТЕ. Предпочтение отдано визуальной системе.

На первом этапе работы со словом, для того, чтобы учащиеся легко определяли имена существительные в тексте, им были предложены игровые упражнения .

1. «Найди имя существительное»
Цель: Закрепление понятия «имя существительное», умения отличать его от сходных с ним глагольных форм.
Содержание: На доске записано 4 пары предложений со сходными по форме существительными и глаголами. Задача каждого игрока определить, какое из сходных слов является именем существительным.
Например:
Рой пчёл кружится над липой.
Рой яму поглубже.
Вода перестала течь.
В лодке открылась течь.
Не плачь из-за пустяков.
Послышался плач ребёнка.

2. «Запиши одним словом»
Цель: Закрепление понятия «имя существительное», развитие умения обобщать.
Содержание: Учитель называет группу слов, предлагает заменить одним словом.
Например:
тополь, клён, берёза
волк, лиса, заяц, медведь
сорока, воробей, ворона, аист

3. «Образуй имя существительное»
Цель: Закрепление понятия «имя существительное»
Содержание: На доске записаны имена прилагательные, нужно справа записать имена существительные.
Например:
храбрый
сильный
гордый
мудрый

4. «Кто больше»
Цель: Закрепление понятия «имя существительное»
Содержание: За 3-5 минут нужно записать как можно больше имён существительных, которые состоят из одного корня.
Например: бак, бык, бор, сок, винт, воз, гусь и т. д.

5. « Не ошибись»
Цель: Закрепить умение выделять ударение в окончании.
Содержание: Если окончание ударное- хлопаем в ладоши.
Если окончание безударное- приседаем.

6. «Орфографические часы»
Цель: Закрепить умение определять падеж, число, склонение имён существительных.

На втором этапе работы со словосочетаниями, учащимся, с целью отработки правописания безударных окончаний у имён существительных, мною были подобраны следующие игровые упражнения:

1. «Допиши слово»
Содержание: Сильный ветер вдруг подул,
Все окончания в кучу сдул.
Вы тихонько подходите
И порядок наведите.
напишу в тетрад
пью из чашк

2. «Подбери ключ»
Цель: Закрепить умение определять склонение у имён существительных, запоминать ключевые слова.
Содержание: Нужно подобрать имена существительные с безударными окончаниями, верно написать и доказать.
Например: телеграмма для
рассказ о
сидит на




На третьем этапе для определения безударных окончаний у имён существительных в предложениях, учащимся были предложены упражнения:

1. «Словознайка»
Цель: Закрепление написания безударных окончаний у имён существительных.
Содержание: Вставить пропущенные буквы.
Например: Не забывай друга ни в радост , ни в печал

2. «Проверяйка»
Цель: Отработка орфографической зоркости.
Содержание: Нужно исправить ошибки.
Например: На чужой сторонушки рад своей воронушки.
После проведённой работы учащиеся разукрупнили свои индивидуальные стратегии и составили универсальную стратегию написания безударных окончаний у имён существительных в диктанте.

На четвёртом этапе работы с текстом обучающимся было предложено задание записать текст, изменив слова в скобках.
(Под плотной (оболочка)------жёлудя, под скорлупой ореха идёт скрытая от наших глаз работа. Без (оболочка)-------семя было бы съедено или сгнило бы в земле. В (оболочка)---------заготовлен запас белков и жиров для образования ростка. В земле оболочка размягчается от воды. Росток пробирается наружу из (оболочка), -------которая стала для него тесной тюрьмой.)

Выполняя различные упражнения на определение безударных окончаний имён существительных, используя индивидуальные стратегии мы с обучающимися составили универсальную стратегию.

Универсальная стратегия написания безударных падежных окончаний:

1. Внимательно послушай, что будешь записывать.
2. Представь, о чём говорится.
3. Проговори ещё раз шёпотом.
4. Обрати внимание на «опасные места».
5. У слова, которое будешь записывать, определи часть речи.
6. Определи, в какой части слова встретилось «опасное место».
7. Выдели голосом ударение.
8. Определи, ударное или безударное окончание у существительного.
9. Слово с ударным окончанием запиши, проговаривая по слогам.
10. Имя существительное с безударным окончанием измени так, чтобы оно отвечало на вопросы кто? или что?
11. Подставь подходящие слова: он мой, она моя оно моё.
12. Определи род.
13. Выдели окончание.
14. Представь таблицу склонений.
15. По окончанию и роду определи склонение.
16. Вспомни, какое слово-помощник относится к данному склонению.
17. Поставь слово- помощник в ту же форму, что и слово.
18. Ещё раз произнеси окончание.
19. Запиши это окончание в слове.
20. Задай к слову вопрос и по таблице определи падеж.
21. Представь таблицу падежей.
22. Вспомни, какое окончание было в данном падеже.
23. Сверь окончания.
24. Если окончания совпадают - ты молодец.
25. Если окончания не совпадают, пройди все шаги ещё раз.
26. Ты хорошо поработал, похвали себя.

Итогом работы стал контрольный диктант, где ученики моего класса показали хорошие результаты (учитывались только ошибки на правописание безударных падежных окончаний имён существительных). Из десяти человек никто не допустил более 5 ошибок, 1 человек допустил 3 ошибки (10%), 2 человека по 2 ошибки (20%), 7 человек написали правильно (70%). Данные можно увидеть на диаграмме.


Результаты контрольного диктанта:

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

В ходе экспериментальной работы обучающиеся научились внимательно относиться к каждому выполняемому действию (шагу), научились рассуждать, выделять главное, анализировать. Работая в концепции ЦРПС, я могу сказать, что она даёт положительный результат.








13PAGE \* MERGEFORMAT14515




Рисунок 1Root Entry