Обобщающий урок в 10 классе по теме Изменчивость учитель биологии МБОУ СОШ №8 Муниципального образования Усть-Лабинский район Краснодарский край

Обобщающий урок в 10 классе по теме: «Изменчивость»
учитель биологии МБОУ СОШ №8 Шкурина Ирина Николаевна


Задачи: повторить и систематизировать знания учащихся об изменчивости
организмов.
Оборудование: Таблицы, карточки с названиями терминов.

Ход урока:
Вступительное слово учителя о формах проведения урока, о задачах.
Терминологическая эстафета.

Класс делится на две команды.
Задание: Дать определение понятий. В эстафете участвуют поочередно участники обеих команд. Побеждает команда, набравшая наибольшее число правильных ответов.
Все особи одного вида похожи друг на друга вследствие проявления свойства – наследственности.
( наследственность – свойство живых организмов передавать
признаки вида от родителей к потомству).
Индивидуальные биологические признаки каждой особи определяются специфическим набором белков.
( белки – органические вещества, биополимеры, молекулы которых
построены из аминокислот, соединенных в определенной
последовательности).
Гены образуют линейные структуры – хромосомы.
(хромосомы – ядра клетки, состоящие из молекулы ДНК в комплексе с белками (гистонами) и определяющие наследственные свойства клеток и организмов)
Хромосомный набор, несущий информацию, программу развития организма, представлен генотипом.
(генотип – совокупность всех генов клетки или организма)
Наследственный материал находится не только в ядре клетки, но и в цитоплазме, образуя плазмоном.
(плазмоном – совокупность генов, расположенных в цитоплазматических нуклеиновых кислотах).
Совокупность наследственной информации, заложенной в зиготе, реализуется у организма в виде фенотипа.
(фенотип – совокупность признаков и свойств организма, формирующихся в процессе взаимодействия генотипа со средой обитания).
Каждая особь индивидуальна и отличается от другой благодаря проявлению свойства изменчивости.
(изменчивость – свойство живых организмов приобретать новы признаки в пределах вида).

Выполнение индивидуальных заданий у доски и на местах.

Задание №1 Из предложенных терминов составьте схему, отражающую связь между различными формами изменчивости.
(Термины: наследственная изменчивость, ненаследственная изменчивость, изменчивость, цитоплазматическая, мутационная, комбинативная).
Задание №2 Заполните пробелы в предложенном ниже тексте.
«Хромсомы – органоиды клеточного ядра, являющиеся носителями . и определяющие .. .
Ген. Тип – совокупность .. организма или клетки.
Генмные мутации возникают . .
Полплондия – тип геномных мутаций, связанных с . .
Мдификационная изменчивость – способность организмов изменять под влиянием .»
Задание №3
В предлагаемую схему впишите сведения, характеризующие различные виды изменчивости.

ИЗМЕНЧИВОСТЬ


НЕНАСЛЕДСТВЕННАЯ ЦИТОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ
(..) (..)


НАСЛЕДСТВЕННАЯ


МУТАЦИОННАЯ КОМБИНАТИВНАЯ
() (.)



Коллективная работа по выполнению заданий.

Задание №1 Игра «Ромашка»
На обратной стороне каждого лепестка ромашки написан термин. Учащиеся отрывают лепестки и объясняют значение термина. Если ответ неверен, то лепесток передается другому ученику. Выигрывает тот, кто соберет наибольшее количество лепестков.
Термины: 1) наследственная изменчивость, 2) модификационная изменчивость, 3) комбинативная изменчивость, норма реакции, 4) мутации, мутагены, 5) мутагенез, 6) соматические мутации, 7) генеративные мутации, 8) полиплоидия, 9) хромосомные мутации,
10) цитоплазматическая изменчивость.
Задание №2 Придумайте предложения, в которых используются термины, прозвучавшие на уроке.
(Например: 1.Признак молочности у коров обладает широкой нормой реакции. 2. Разнообразие окраски перьев у голубей служит примером комбинативной изменчивости. 3.Цитоплазматиеская изменчивость широко используется при получении мулов, обладающих повышенной выносливостью. 4.Многие сорта плодовых и ягодных культур размножающихся вегетативно, были получены на основе соматических мутаций. 5. Многие мутации – причины появления у человека и животных различных уродств, отклонений в развитии.)

Задание №3 Используя составленную на уроке схему, включающую подробную информацию об изменчивости организмов, составьте связный логический рассказ

ИЗМЕНЧИВОСТЬ

Ненаследственная цитоплазматическая
модификационная - затрагивает плазмоном
- не затрагивает генотип наследственная - передается по
- зависит от условий среды генотипическая материнской линии
- проявляется в пределах затрагивает генотип
нормы реакции

мутационная комбинативная
геномная – изменение разнообразие генотипов
числа хромосом основано на:
(полиплоидия) - независимом расхождении
генная – точечная хромосом в 1 ом делении мейоза
хромосомная – перестройки хромосом - кроссинговере (рекомбинация)
- случайной встрече гамет
при оплодотворении


Выберите правильные суждения (номера правильных суждений выписать)
Наследственность - это способность организмов передавать свои признаки и особенности развития следующему поколению.
Изменчивость у организмов появляется всегда только за счет их наследственных свойств.
Впервые закономерности наследственности и изменчивости были установлены в 1865г. Г.Менделем.
Впервые термины «ген» и «генотип» ввел в науку в1909г. американский генетик Т.Морган.
Наследуется не признак, как таковой, а способность организма давать определенный фенотип, зависящий от условий среды.
Различия у потомков одного вегетативного размножившегося растения в основном обусловлены модификационной изменчивостью.
Мутации, возникающие в неполовых клетках у организма, всегда передаются по наследству потомству.
Мутации служат ценным материалом для действия естественного и искусственного отбора.
Все различия разнояйцовых близнецов у человека обусловлены влиянием на их генотип условий внешней среды.
(Ответы:1,3,4,5,6,8)



Подведение итогов, выставление оценок.


15