Разработка урока по географии на тему :«Влияние международных отношений на политическую карту мира»

10 класс
Тема: «Влияние международных отношений на политическую карту мира»

Цель урока: рассмотреть влияние международных отношений на политическую карту; познакомить учащихся с международными организациями; научить характеризовать по картам особенности ПГП стран.
Тип урока: урок-диалог
Методы обучения: словесный, диалогический
Средства обучения: учебник географии для 10 класса, В.П. Максаковского
Основные понятия урока:
План урока:
Организационный момент: приветствие учащихся и проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания – ответ на кроссворд в течение 5-6 минут по теме « Многообразие стран современного мира»
Изучение нового.
Полит.география – пограничная наука, возникшая на стыке географии и политологии – наука о территориальной дифференциации полит.явлений и процессов. Основным направлением полит.географии является геополитика. Главной задачей ее является исследование географии междун-х отношений, расстановки сил между великими державами.
Геополитическими факторами являются:
Географические (пространство, положение, прир.условия и ресурсы)
Полит.взаимотношения с др.гос-ми, тип гос.строя, социальная структура общества, участие в полит.блоках и союзах, характер гос.границ, наличие «горячих точек».
Экономические (уровень жизни населения, уровень развития отраслей хоз-ва, участие во внешних экон.связях.
Военные (уровень развития, боеспособность вооруж.сил, военные расходы и др.)
Экологические (степень деградации прир.среды и меры по ее охране).
Демографические (воспроизводство населения, состав, размещение).
Культурно-исторические (уровень развития науки, образования, здравоохранения, культурные и трудовые традиции, этнические и религиозные взаимоотношения, криминогенная обстановка.
Междун.отношения и их влияние на полит.карту.
Беседа с учащимися.
Беседа с учащимися по вопросам, выданным для подготовке к дискуссии на прошлом уроке. (Приложение № )
Практическая работа № 1
Характеристика политико-географического положения страны (по выбору)
Используя необходимые карты, справочную литературу, учащиеся дают письменное описание политического положения страны по плану:
1. Политическая и экономическая оценка государственных границ:
А) уровень эконом-го развития соседних стран;
Б) принадлежность соседних стран к политическим блокам;
В) стратегическая оценка государственной границы.
2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:
А) возможность использования морского и речного транспорта;
Б) торговые отношения с соседними странами;
В) обеспеченность страны сырьем.
3. Отношение к «горячим точкам» планеты;
А) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам;
Б) военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом;
В) отношение правительства страны к международной разрядке, разоружению.
4. Общая оценка политического положения страны.

На выбор : Германия, Франция, Китай, Россия, Великобритания
Домашнее задание.
Параграф 2
Выполнить практическую работу
Нанести на контурную карты страны «Большой Восьмерки»

Дополнительно можно использовать презентацию!!! (как наглядный материал)

15