УМКЗ, лекция и практическая работа по теме Россия на политической карте мира


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Дисциплина: География
Урок № Группа:
Тема: Россия на политической карте мира
Тип занятия: урок формирования знаний, умений и навыков
Вид занятия: комбинированный урок
Система целей
дидактическая: сформировать представление у учащихся о роли и значении России в международном геополитическом пространстве
развивающая: способствовать развитию аналитического мышления, умению вести конспект, обучение приемам рефлексии и продуктивного запоминания
воспитательная: способствовать воспитанию патриотически направленной личности и формировать интерес к изучаемой теме.
Перечень формируемых общих компетенций
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
Межпредметные связи:
обеспечивающие: экономика
обеспечиваемые: отраслевые и специальные географические науки
Обеспечение занятия: основная учебная литература, раздаточный материал, атласы, презентация слайдов
Литература:
Теория международных отношений. Терминологический словарь. Л., 2011 – 318с.
Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М., 2013 – 416с.
Экономическая география России. Под ред. В.И.Видяпина. М.:ИНФРА, 1999. – 533с.
Глобальна регіоналістика. В.І.Чужиков.К.: КНЕУ, 2008- 272с.
Атлас. Экономическая и социальная география мира. М.: ДРОФА, 2015.- 41с.
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Элементы занятия Содержание основных элементов занятия Формы и методы обучения Формируемые компетенции
Адаптация к условиям проведения занятия Приветствие, проверка присутствующих и их готовности к занятию Беседа ОК 1.
Создание целевой системы Сформировать представление у учащихся о роли и значении России в международном геополитическом пространстве Беседа ОК 1.
ОК 2.
Мотивация учебной деятельности Данная тема необходима для формирования у студентов профессиональных интересов направленных на благосостояние Родины Беседа ОК 4.
ОК 2.
Актуализация опорных знаний Проверка остаточных знаний Беседа ОК 1.
ОК 2.
Создание развивающего пространства Общая характеристика геополитического положения России на карте мира Комбинированный урок с элементами лекции ОК 4.
ОК 2.
Моделирование рефлексивного пространства Блиц-опрос, тестирование ОК 4.
ОК 2.
Домашнее задание Лекционный материал, творческое задание ОК 1.
ОК 2.
ОК 4.
Преподаватель______________Закотнюк О.Л.
УРОК №
Тема: Россия на политической карте мира
Геополитическое положение современной России является результатом нескольких важнейших макропроцессов: обострения конфронтации западного блока и стран Шанхайской организации сотрудничества ШОС (2001г.). Установившееся равновесие постбиполярной эпохи после распада Советского Союза сегодня нарушено. Восстановление устойчивого мира возможно при многополюсной модели политической карты мира, что будет способствовать поддержанию равновесия между центрами мировой силы.
Состав ШОС – Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, (с 2015 процедура вступления Индии и Пакистана).
БРИКС – Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская республика
Геополитические сценарии стратегий России сформулированы учеными А.С.Панариным, В.Р. Хачатуровым, К.Э.Сорокиным и определяют следующие принципы:
Стабильное внутреннее развитие
Безопасность границ
Выход в мировые коммуникации (экономическое, социальное и культурное развитие)
Поддержание единого постсоветского пространства-Евразийский вектор-многополюсный вектор
Взвешенная прагматичная политика в отношении стран мировых лидеров (США, Германия, Япония)
Геополитические векторы – направления экономических военно-политических культурных действий государства или блоков на глобальном и региональном уровнях. Основные геополитические векторы проявляются в стратегическом партнерстве.
Проработка таблиц 1,2 с.16-17 метод. пособия. Определение принадлежности соседних стран к политическим и экономическим группировкам и блокам.
Работа с политической картой мира. Стратегическая оценка государственной границы, возможных и существующих рисков и угроз.
Учащиеся называют современные горячие точки на карте мира.
Украина, Сирия, Нагорный Карабах. Риски, угрозы – С.Корея, Таджикистан.
Угроза мирового терроризма.
Хронология современных геополитических шагов России
Август 2013 года – присоединение России к ВТО
16 марта 2014 года – Крымский референдум
Март 2016 года – завершение сирийской кампании
В 2016 году Россия и Китай отмечают 15-летие заключения двустороннего Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве поддержке стратегического взаимодействия в рамках ШОС, БРИКС.
Сегодня актуальными становятся практические вопросы сопряжения Евразийского экономического союза ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути ЭПШП. Взаимодействие этих проектов создаст оптимальные условия для новой экономической и политической среды на евразийском пространстве.
В Азиатско-тихоокеанском регионе АТР идет конкуренция между двумя мощными группировками, первая – возглавляемая США коалиция Транс-Тихоокеанского партнерства, вторая – возглавляется Китаем.
Геополитическое положение России сопряжено с внутренними и внешними геоэкономическими процессами. Сегодня в мире идет структурная перестройка глобальной экономической системы.
Международное географическое разделение труда (МГРТ) – сосредоточение производства отдельных видов товаров в тех странах, где их производство является экономически целесообразным в связи с географическим положением, климатом и наличием природных ресурсов, ресурсов труда и капитала.
Такое разделение производства благодаря последующему обмену товарами оказывается выгодным для участвующих в нем стран и способствует лучшему удовлетворению потребностей, повышению занятости, однако приводит к взаимной зависимости государств.
Таким образом, страны, обладающие запасами природных ресурсов имеют двоякое положение, поскольку большая часть природных ресурсов являются невозобновимыми либо условно возобновимыми. Так, например в Германии, Чехии и др. странах Есросоюза государство субсидирует возобновляемую энергетику, вследствие чего угольные, газовые электростанции становятся нерентабельными. Согласно закону о возобновляемой энергии EEG, «зеленое» электричество имеет преимущество в энергосетях ФРГ. Уже в 2012 году по сравнению с 2011 потребление природного газа в Евросоюзе упало на 4%. Однако спрос на газ увеличивается в АТР, что дает возможность России сотрудничать с Китаем по вопросам экспорта природного газа.
Расположение между ведущими геоэкономическими центрами мира: ЕС, США, Китаем, Японией усиливает возможности для развития, но и представляет риски.
Черты геоэкономического положения России:
Континентальность, большие расстояния, низкая плотность транспортной сети, низкий уровень глобальной инфраструктуры.
Элементы геоэкономического положения как точки роста:
Мегаполисы, уникальные месторождения мирового уровня, транснациональные корпорации, международные порты, инновационные центры глобального уровня, фондовые биржи, территории опережающего развития ТОР (Приморский край: Владивосток, Большой Камень).Топ 5 ТНК мира –Cisco Systems Inc-телекоммуникации, General Electric Co – промышленный конгломерат,Intel Corp- полупроводники,Microsoft Corp – программное обеспечение,Pfizer Inc – фармацевтия.
Устный тест
1.Назовите страну, имеющую с Россией самую протяженную границу: Польша, Иран, Афганистан, Китай, Монголия.
2. В каком из вариантов место по количеству населения указано верно:
1)Китай-Индия-США-Индонезия-Бразилия-Россия2)Китай-Индия-Россия-США-Индонезия-Бразилия3. Выберите 3 крупных производителя электроэнергии: Япония, США, Россия, Канада, Австралия, Франция
4.Какая из перечисленных стран выделяется по производству минеральных удобрений?
Россия, США, Япония, Китай, Франция
Вопросы, рефлексия:
1.Назовите мировые экономические и геополитические центры
2.Назовите принципы геополитической стратегии России
3.Проанализируйте горячие точки на карте мира
4.Расшифруйте МГРТ, ШОС, БРИКС
5. Назовите черты геоэкономического положения России и точки роста
6.В каких отраслях работают крупнейшие ТНК мира?
Домашнее задание
Конспект, подписать на кк. основных торговых партнеров России, стрелками показать направления и виды экспорта-импорта продукции (сырья).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 9
Дисциплина «География»
Тема: «Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда»
Цель практического занятия: Определить роль России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда, определить основные направления международной торговли и факторов определяющих специализацию России
Итоги работы: знание основного природно-ресурсного и социально-экономического потенциала страны, умение выявлять и анализировать характер отраслевой структуры хозяйства России и ее роль в мировой экономике.
Оборудование и литература: атлас по экономической и социальной географии мира, конспект лекций, методическое пособие, контурная карта, цветные карандаши.
Норма времени: 1 час
ХОД РАБОТЫ
№ Последовательность выполнения задания Содержание работы Методическое
обеспечение
1. Ознакомление с методическими указаниями Ознакомление с ходом выполнения работы Методические указания
2. Выполнение заданий 1- 4. Выполнение заданий в контурной карте на основе анализа карт атласа и полученных ранее знаний Задание1.Атлас с.2-3
Задание 3. Атлас с. 14-15, 18-19
Задание 4. Атлас с.22-23
3. Сделать вывод о характере отраслевой структуры хозяйства России и особенностях специализации страны в мировой экономике По итогам выполненных заданий сделать вывод письменно Атлас, контурные карты, конспекты лекций
Задание 1. На контурной карте обозначить государственную границу России, названия соседних государств, моря и океаны, омывающие страну.
Задание 2. С помощью штриховки выделить районы, обладающие а) лесными, б) биоморскими (рыбными), в) рекреационными ресурсами.
Задание 3. На контурной карте обозначьте крупные центры добывающей и обрабатывающей промышленности.
Задание 4. Обозначьте сельскохозяйственные районы с преобладанием а) растениеводства, б) животноводства.