Развлечение с использованием регионального компонента в старшей группе «Люблю тебя, мой край родной»


Развлечение с использованием регионального компонента в старшей группе «Люблю тебя, мой край родной»
Пояснительная записка
Хакасия – край мой,
Родные просторы.
Вы мне улыбаетесь морем огней
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохранятся моей
Ознакомление ребенка с родным краем – это основная часть формирования у него патриотизма. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Наша задача – углубить это чувство. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Цель: Формировать у детей уважение и любовь к родному краю, его народу. Закрепить и уточнить знания детей о родном крае, его прошлом и настоящем.
Задачи:
1. создать условия для воспитания чувства любви к своей Родине;
2. создать условия для развития осознания детьми принадлежности к своему народу;
3. создать условия для ознакомления с символикой республики Хакасия,
4. создать условия для ознакомления детей с искусством, бытом и традициями хакасского народа;
5. создать условия для воспитания толерантности, уважительного и доброжелательного отношения к людям другой национальности.
6. знакомить детей с хакасским национальным инструментом-Чатхан;
7. воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своему краю, формировать бережное отношение к природе и всему живому.
Оборудование: Музыкальный центр, аудиокассеты с записью, национальные костюмы. Шапочки Зайцев и Цыплят, крылья для Курицы и Коршуна, искусственные цветы, старинный сундук, Волшебная книга, национальное угощение для детей, юрта, ширма.
Ход
Дети входят с воспитателем в зал, рассаживаются на стульчики, воспитатель одет в русский народный костюм. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
Если ты приедешь в наши дали,
Ты степей увидишь океан,
Енисей серебряный полюбишь,
Цепи Алатау и Саян,
Ну, а если глянем мы на небо,
То увидим, где-то там, вдали.
За собою, забирая лето
Клином улетают журавли.
(Из юрты выходит воспитатель в хакасском костюме):
Хакасия! Край мой!
Родные просторы,
Вы мне улыбаетесь морем огней,
Широкие степи, высокие горы
На веке в душе сохранятся в моей.
Здравствуйте, гости дорогие! Изенер!
Русский воспитатель: Здравствуйте! Давайте, дети, поздороваемся по хакаски. Изенер! (дети здороваются). Познакомьтесь, это моя хакасская сестра Абакай.
(хакасский воспитатель кланяется).
Воспитатель обращает внимание на топот.
Русский воспитатель: Ребята, вы слышите топот резвых быстрых скакунов?
(в зал въезжает всадник на лошади, объезжает круг).
Русский воспитатель с детьми: Здравствуйте! (поклон)
Всадник: Здравствуйте!
Всадник: Изъездив всю Хакасию мою
Я как родной в любом её краю
Куда бы ни пришёл, друзья повсюду,
Люблю я родину свою.
Песня “Харычах” (на хакасском языке)
Хакасский воспитатель: Давайте все вместе поиграем в весёлую игру.
Игра «Построй юрту»
Хакасский воспитатель: Молодцы! А сейчас мы хотим вам показать хакасскую народную сказку
«Сказка о том, как спина Бурундука полосатой стала».
Действующие лица:
Ведущая,Медведь, Бурундук, Кедровка: игрушки
Ведущая: Проснулся весною Медведь.
Поднялся и начал реветь:
Медведь: Всю зиму проспал я в берлоге,
Не держат меня мои ноги…
Ослабли они от того,
Что зиму не ел ничего.
Ведущая: Вдруг видит: на кедре Кедровка
Смолистую шишку клюёт,
И клювом орешки так ловко
Из шишки она достаёт.
Медведь говорит ей…
Медведь: Соседка,
Зимой ты мне снилась нередко,
Спаси отощавшего Мишку
И брось мне, пожалуйста, шишку!
Ведущая: Кедровка в ответ закричала…
Кедровка: Вас здесь, косолапых, немало,
И каждый Медведь – лежебока!
Вам шишки дарить нету прока.
Хоть я их имею в излишке,
Катись, не получишь ни шишки!!!
Медведь: Будь проклята, вредная птица,
Пусть жадность твоя отомстится!
Ведущая: И впрямь, с той поры ежедневно
Кедровка кричит оглашено…
Медведь – подвело ему брюхо –
Вздыхая сердито и глухо,
Ушёл, и вблизи родника
Увидел Бурундука.
На пне восседал Бурундук,
И сладостный слышался звук.
Медведь подошел и сказал:
Медведь: Всю зиму я лапу сосал…
Ведущая: Открыв перед Мишкой сундук:
Бурундук: Бери, - говорит Бурундук, -
Покушай орешков моих,
Здесь хватит у нас на двоих!
Ведущая: Наелся орехов Медведь, сказал…
Медведь: Не забуду я впредь
Твоей, Бурундук, доброты,
Мне другом останешься ты!
Ведущая: Медведь осторожно вполне
Погладил его по спине,
Но, всё же, когтями слегка
Поранил Бурундука…
Но, к счастью, большой не случилось беды,
На спинке от лап лишь остались следы.
Русский воспитатель: Ой, слышите, по-моему, сам хозяин тайги к нам пожаловал (входит медведь, ревёт).
Русский воспитатель: Что случилось? Почему ты ревёшь?
Медведь: У вас тут весело, а я всё один. Вот услышал музыку да и решил тоже с вами поиграть.
Русский воспитатель: Проходи, гостем будешь! А что ты прячешь? Что ты принёс?
Медведь: Туесок, да не простой, а волшебный. Вот если отгадаете мои загадки, тогда я вам его подарю.
Русский воспитатель: Загадывай, медведь, нам свои загадки!
Медведь:
В ней дощечек целый ряд,
Всё трещат они, трещат!
(трещотка)

Деревянные подружки,
Музыкальные игрушки,
Могут вмиг развеселить
Или ловко накормить!
(ложки)Сам он круглый, не прямой,
Бывает маленький, большой.
А чтоб он смог заговорить
Надобно его побить!
(бубен)
Медведь: Ребята! А давайте мы с вами поиграем.
игра “Сударушка”
Медведь: Хорошо вы играете.
Хакасский воспитатель: Бубен сопровождает хакасов всю жизнь. С ударами бубна ребёнок появляется на свет, звуки бубна изгоняют болезни и рассеивают грозовые тучи.
- Посмотри, хозяин тайги, как умеют наши ребята с бубном танцевать.
“Танец с бубном”.
Медведь: А в моём туеске последний инструмент остался. Знаете ли вы его? (достаёт чатхан)
Дети: Да, это чатхан.
Хакасский воспитатель: Издревле под музыку чатхана слагались легенды, тахпахи. А человека, который рассказывал легенды и играл на чатхане, называли хайджи.
Медведь: Да вы молодцы! Так и быть! Подарю вам туесок с музыкальными инструментами. А мне пора в тайгу, засиделся я с вами, прощайте! (уходит).
Хакасский воспитатель: Ребята, а знаете ли вы о том, что мальчики, чтобы стать настоящими богатырями - алыпами, любили померяться силами.
Русский воспитатель: А девочки! Издавна хвалились умением танцевать.
“Осенний танец”.
Хакасский воспитатель: Вижу, что ваши глазки блестят и светятся добром. Велика дружба между хакасским и русским народом, то, что трудно одному, вдвоём легче.
Русский воспитатель: Какое дерево является символом России и какое дерево обожествляет хакасский народ?
Дети: Берёза.
Хакасский воспитатель: Хакасский народ совершает обряд Благодарения Берёзе. В День Земли (22 апреля) люди просят у Богов урожая, благополучия, здоровья и привязывают к берёзе ленты разного цвета, которые называют чалами (белый цвет – цвет чистого неба, синий – цвет мирного неба, красный – цвет Огня и Солнца, зелёный – цвет леса). Русский воспитатель: Как и любой другой праздник, он сопровождается песнями, танцами, игрой на народных национальных инструментах. Я предлагаю вам прослушать музыку «Пай хазын» («Берёза белостволая»)
Хакасский воспитатель: Музыка имеет свой язык, который понятен всем без перевода, потому что он идёт от сердца к сердцу…
Русский воспитатель: У каждого из вас есть комплект разноцветных ленточек. Так давайте украсим нашу берёзку и загадаем самое заветное желание…
Хакасский воспитатель: Давайте попросим у наших предков укрепить дружбу хакасского и русского народов, для этого привяжем разноцветную чалому к священной берёзе.
Русский воспитатель: Дорогие гости, просим вас, присоединится к нам, повязать чалому и попросить у предков здоровья, благополучия, счастья и любви.
Хакасский воспитатель: О богатая берёза!
С золотыми листьями,
Стоишь величественно,
Опоясанная солнцем!
Пусть сбудутся все наши желания!
Русский воспитатель: А сейчас просим вас угоститься блюдами русской и национальной кухни.