Конспект урока по окружающему миру на тему Страны и народы на политической карте мира (3 класс)


Класс: 3 «Г» Учитель: Гапонова Е.А.
Предмет: окружающий мир.
Тема: «Страны и народы на политической карте мира».
Цель: Познакомить с политической картой мира.
Задачи:
 Сравнивать политическую карту мира с физической картой; соотносить название страны с названием языка и наоборот — название языка с названием страны;
 находить в справочной литературе информацию о народах мира, о составе населения страны и об особенностях её культуры;
 Осознавать важность уважительного отношения к культурному многообразию человечества.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся различать политическую карту мира по сравнению с физической картой; находить на карте ту или иную страну, показывать её границы, определять столицу, называть соседние с ней страны; будут иметь представление о многообразии внешнего облика представителей разных народов (включая и особенность их традиционного костюма);
Метапредметные:
 Регулятивные УУД:   выполнять учебное задание в соответствии с правилом; соотносить учебные действия с алгоритмом; оценивать правильность выполненного задания в рамках учебного диалога;
Коммуникативные УУД: комментировать собственные учебные действия; вступать в учебный диалог, слушать собеседника и адекватно реагировать на замечания;  оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других, уметь вступать в коллективное сотрудничество, решать совместно в паре, в группе поставленную задачу; согласовывать позиции и находить общее решение; формулировать корректные высказывания.Познавательные УУД: наблюдать, сравнивать, анализировать различные явления. Ориентироваться в материале, находить нужную информацию; классифицировать.
Личностные: Проявлять интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения. Воспринимать одноклассников как членов своей команды. Быть толерантным к мнению других и проявлять готовность к их обсуждению.
Тип урока: открытие новых знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование:
-политическая и физическая карты мира;
-карточки для парной и групповой работы;  
- листы для самооценки.
Этап урока Деятельность учителя
I. Орг. момент.
1. Мотивация к учебной деятельности В мире много интересного          
Нам порою неизвестного
Миру знаний нет предела
Так скорей, друзья, за дело.  
-  Я желаю вам отличного настроения, постарайтесь производить все расчёты точно, работать быстро и, самое главное, дружно!
II. Актуализация знаний.
1. Проверка дом. зад. (Пересказ)
2. Выполнение заданий.
3. Работа с загадками. - А теперь, давайте проверим домашнее задание.
- Ребята, что такое карта? (Карта-это важный источник информации об окружающем мире)
- С какой картой вы познакомились на прошлом уроке? (Физической картой)
- Что можно узнать по физической карте? (Название материков, название гор, морей, пустынь, больших городов и т.д)
- Давайте, кто нам перечислит материки? (Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.) Молодцы!
Работа в парах.
Следующее задание выполняем по карточке. Возьмите все карточки, которые у вас лежат на парте и вставьте пропущенные слова
На планете (сколько?)____  материков. Самый большой из них ____________, а самый маленький __________________.  Два материка ____________ и ____________________ образуют одну часть света, которая называется ________________. А на материке ___________________ располагается две части света: ___________ и ________________.
- Отгадайте загадки:
Здесь, среди полярных льдин,
Важно топчется пингвин.
Этот материк безлюден,
И пингвин здесь в роли гида,
Он готов поведать людям,
Как прекрасна ... (Антарктида).
Это чудо-материк,
Он красив и невелик.
И на нем всего одна
Живописная страна.
В других местах таких зверей
Смогу найти едва ли я,
Ведь кенгуру среди степей
Гуляет лишь в ... (Австралии).
Здесь горы-великаны:
Тибет, Алтай, Памир, Карпаты и Балканы.
Их знает целый мир.
Здесь реки - Обь и Ангара, Дон, Волга, Лена и Кура.
Лесов многообразие
В родной для нас ... (Евразии).
Раскалена от жары
Пустынная Сахара.
Зато среди саванны –
Слоны и обезьяны,
Львы, зебры и жирафикиГуляют в жаркой ... (Африке).
3. Работа с картой
- Покажите материки на карте.
III. Введение в тему.
1. Постановка проблемной ситуации.
2.  Сообщение темы урока.
3. Целеполагание. - Какие виды карты вы ещё знаете?     ???
-Посмотрите на эту карту. Чем отличается эта карта от физической карты? (Цветами. Здесь нет рек. горы)
-Как называется эта карта? (Открываю название карты)
- Политическая карта мира.
Что можно узнать, пользуясь политической картой мира? Что сразу бросается в глаза?
(На политической карте все страны обозначены своим цветом, и сразу видно – как много стран в мире, насколько разнообразны они по географическому положению, по размеру. )То есть главный объект на политической карте, это (Уч-ся заканчивают предложение) - страны.
Итак, тема урока: «Страны и народы на политической карте мира», запишите число тему урока себе в тетрадь.
-  Какую цель мы поставим?
IV. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику
Проблемный вопрос.
2. Работа по карте.
3. Физкульт-минуткаV. Закрепление нового материала.
2. Работа по карте - А теперь давайте внимательно прочитаем материал, изложенный на странице 29.
Давайте проверим себя:
-Что такое политическая карта? (Карты на которых изображены разные страны, называются политическими)
– Сколько стран и народов на земле? (Всего в мире 250стран, и около 4 тысяч народов.)
–Как изображаются разные страны на политической карте мира? (Страны на политической карте обозначены различными цветами)
-Посмотрите на карту она похоже на лоскутное одеяло. Каждый лоскуток – это государство со своим языком, традициями, экономикой и культурой. Нельзя за время урока рассказать обо всех странах, потому что каждая из них интересна по своему.
- Начнём путешествие с самого большого материка (Это ЕВРАЗИЯ)
-Назовите самое большое государство этого материка? (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ)
-Какие страны имеют общую границу с Россией? (Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белорусия, Украина, Абхазия, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, По морю: США, Япония.
-Что можете рассказать о нашей стране?
(Россия – это самая большая страна в мире, это самая великая страна, на территории которой проживает самая великая нация…)
- Какая вторая по площади страна Евразии? (Китай)
Китай – это великая страна с богатой историей и самым большим в мире населением
Прочитайте названия других стран..- Отправимся на материк Северная Америка. Здесь расположена страна, которая называется США. Кто знает , что означает эти буквы?(Соедин. Штаты Америки)- А теперь отправимся в Африку. Самый жаркий материк. Прочитайте названия государств.
Материк Австралия. Как думаете, почему он раскрашен только одним цветом? (Одно государство занимает весь материк. Называется она так же –Австралия.
Какой материк здесь не изображён? Почему?(АНТАРКТИДА) Там нет постоянных жителей, только научные станции.
- На политической карте каждая страна обозначена одним цветом, но в ней живут люди разных национальностей, говорящие разных языках. Как же они понимают друг друга? (В каждой стране есть государственный язык, на котором общаются люди разных национальностей)
- Пользуясь политической картой, напишите названия столиц государств.
США-…(Вашингтон), Китай-…..(Пекин), Индия- …(Дели), Австралия-…(Канбарра), Канада-…(Оттава), Япония –…(Токио).
Найди ошибки и исправь их. (Работа в группах).
Географические карты, на которых изображены  разные страны, называются Физическими.
Самая большая по размеру страна - Канада.  Страны на политической карте обозначены одним цветом. 
Проверка по образцу:
Географические карты, на которых изображены  разные страны, называются политическими.
Самая большая по размеру страна – Россия.
Страны на политической карте обозначены  различными цветами. 
VI. Итог урока.
VII. Рефлексия.
VIII.Домашнее задание. -  Урок подходит к концу. Подведем  итоги.
-  Что дал каждому из вас урок? (Получили новые знания.)-  Какие цели мы ставили в начале урока?  
-  Мы достигли поставленной цели?
- Подумайте, вам эти знания могут в жизни пригодиться? Где и когда вы сможете их использовать
Я узнал ...     Я запомнил …     Я научился …  
Я удивился …     Я повторил …
-  Оцените свою работу на уроке.
-  Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим – возьмите зелёный круг.
-  Если вы считаете, что вам ещё нужна помощь – возьмите жёлтый круг.
-  Если вы считаете, что было трудно на уроке – возьмите красный круг.
Читать с.28-31; отв. на вопр. на с.31; рассказ о любой стране.
-  Ребята спасибо за урок. Урок окончен.