Конспект урока по окружающему миру Страны и народы на политической карте мира.


Предмет: Окружающий мир Класс: 3
Тема урока: "Страны и народы на политической карте мира".
Цель урока: Познакомить с политической картой мира,
Задачи:
Образовательные: знать отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;
находить на карте ту или иную страну, показать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней страны;
иметь представление о многообразии внешнего облика представителей разных народов (включая и особенность их традиционного костюма).
Развивающие: сравнивать политическую карту мира с физической картой;
соотносить название страны с названием языка и наоборот — название языка с названием страны;
находить в справочной литературе информацию о народах мира, о составе населения страны и об особенностях её культуры.
Воспитательные: осознавать важность уважительного отношения к культурному многообразию человечества.
Формы и методы обучения:
Методы: объяснительно-иллюстративные;
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа.
Основные понятия: политическая карта, страны столица, народ.
Информационно-методическое обеспечение
Окружающий мир 3 класс ч.1 учебник. А.А. Плешаков. М.: Просвещение,2010г.
Окружающий мир 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательного учреждения.
Окружающий мир. Поурочные разработки, 3 класс: пособие для учителей Презентация
Карточки с таблицами по теме урока для парной работы.
Политическая карта мира.
Ход урока.
I.Организационная часть. Здравствуйте, ребята! Все встали ровно, красиво. Садитесь. Я рады вас видеть. Сегодня урок окружающего мира проведу я , Ильшат Назипович Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли на урок.
Кто пришел с хорошим настроением подарит улыбку друг-другу. Хорошо!
II. Актуализация знаний .1. Проверка домашнего задания.
-А теперь, давайте проверим домашнее задание.
-Ребята, что такое карта? (Карта-это важный источник информации об окружающем мире)
-С какой картой вы познакомились на прошлом уроке?(Физической картой)
-Что можно узнать по физической карте? (Название материков, название гор, морей, пустынь, больших городов и т.д)
Давайте кто нам перечислит материки? (Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.) Молодцы!
(Индивидуальные задания по карточке)
Следующее задание выполняем по карточке. Возьмите все карточки, которые у вас лежат на парте и вставьте пропущенные слова
На планете (сколько?)____  материков. Самый большой из них ____________, а самый маленький __________________. 
Два материка ____________ и ____________________ образуют одну часть света, которая называется ________________.
А на материке ___________________ располагается две части света: ___________ и ________________.
2. Работа с загадками.
- Отгадайте загадки:
Здесь, среди полярных льдин,
Важно топчется пингвин.
Этот материк безлюден,
И пингвин здесь в роли гида,
Он готов поведать людям,
Как прекрасна ... (Антарктида).
 
Это чудо-материк,
Он красив и невелик.
И на нем всего одна
Живописная страна.
В других местах таких зверей
 Смогу найти едва ли я,
Ведь кенгуру среди степей
Гуляет лишь в ... (Австралии).
Здесь горы-великаны:
Тибет, Алтай, Памир, Карпаты и Балканы.
Их знает целый мир.
Здесь реки - Обь и Ангара, Дон, Волга, Лена и Кура.
Лесов многообразие
В родной для нас ... (Евразии).
Раскалена от жары
Пустынная Сахара.
Зато среди саванны -
Слоны и обезьяны,
Львы, зебры и жирафикиГуляют в жаркой ... (Африке).
3. Работа с картой
- Покажите материки на карте.
III. Постановка проблемы.
- Какие виды карты вы ещё знаете?
???
-Посмотрите на эту карту. Чем отличается эта карта от физической карты? (Цветами. Здесь нет рек.горы)
-Как называется эта карта? (Открываю название карты)
- Политическая карта мира.
Что можно узнать, пользуясь политической картой мира? Что сразу бросается в глаза?
(На политической карте все страны обозначены своим цветом, и сразу видно – как много стран в мире, насколько разнообразны они по географическому положению, по размеру. )То есть главный объект на политической карте, это (Уч-ся заканчивают предложение)-страны.
Итак, тема урока: «Страны и народы на политической карте мира», запишите число тему урока себе в тетрадь.
IV. Изучение нового материала.
Работа с учебниками.
А теперь давайте внимательно прочитаем материал , изложенный на странице 29.
Давайте проверим себя:
-Что такое политическа карта? (Карты на которых изображены разные страны, называются политическими)
– Сколько стран и народов на земле? (Всего в мире 250стран, и около 4 тысяч народов.)
–Как изображаются разные страны на политической карте мира? ( Страны на политической карте обозначены различными цветами)
-Посмотрите на карту она похоже на лоскутное одеяло. Каждый лоскуток – это государство со своим языком, традициями,экономикой и культурой. Нельзя за время урока рассказать лбо всех странах, потому что каждый из них интересна по своему.
- Начнём путешествие с самого большого материка (Это ЕВРАЗИЯ)
-Назовите самое большое государство этого материка?(РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ)
-Какие страны имеют общую границу с Россией? (Норвегия,Финляндия,Эстония, Латвия,Литва, Польша , Белорусия,Украина,Абхазия,Грузия,Азербайджан, Казахстан,Китай,Монголия, По морю: США,Япония.

-Что можете рассказать о нашей стране?
( Россия –это самая больша страна в мире,это самая великая страна, на территории которой проживает самая великая нация…)
-Какая вторая по площади страна Евразии? (Китай)
Китай – это великая страна с богатой историей и самым большим в мире населением
Прочитайте названия других стран..Отправимся на материк Северная Америка. Здесь расположена страна, которая называется США. Кто знает , что означает эти буквы?(Соедин.Штаты Америки)
А теперь отправимся в Африку. Самый жаркий материк. Прочитайте названия государств.
Материк Австралия. Как думаете, почему он раскрашан только одним цветом? (Одно государство занимает весь материк. Называется она так же –Австралия.
Какой материк здесь не изображён? Почему?(АНТАРКТИДА) Там нет постоянных жителей, только научные станции.
Физкультминутка
Стали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
Над головкаю – хлопок.
А теперь все дружно
А сейчас идём по кругу,
Улыбаемся друг-другу.
V. Первичное закрепление нового материала
-На политической карте каждая страна обозначена одним цветом, но в ней живут люди разных национальностей, говорящие разных языках. Как же они понимают друг-друга? ( В каждой стране есть государственный язык, на котором общаются люди разных национальностей)
- Пользуясь политической картой, напишите названия столиц государств.
США-…(Вашингтон), Китай-…..(Пекин), Индия- …(Дели), Австралия-…(Канбарра), Канада-…(Оттава), Япония –…(Токио).
Найди ошибки и исправь их. (Проверка по образцу).
Географические карты, на которых изображены  разные страны, называются Физическими.
Самая большая  по размеру страна - Канада.  Страны на политической карте обозначены одним цветом. 
Проверка по образцу:
Географические карты, на которых изображены  разные страны, называются политическими.
Самая большая  по размеру страна – Россия.
Страны на политической карте обозначены различными цветами. 
Презентация. Костюмы разных народов.
VI. Домашннее задание
Вашим домашним заданием сегодня будет следующее
Прочитать текст на с.28-31учебника. Ответить на вопросы на с.31.
Подготовить рассказ о любой стране.
VII. РефлексияПодведение итогов урока.
.– Что сегодня нового на уроке вы для себя открыли?
Ребята, подумайте, вам эти знания могут в жизни пригодиться? Где и когда вы сможете их использовать?
Выставление оценок.