Конспект урока по русскому языку


Тема: Написание слов типа орёл и Орёл.
Цель:Формировать умение писать большую букву в именах собственных, различать и объяснять написание сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл. Совершенствовать умение оформлять предложение на письме.
Формировать:
– умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные результаты);
– умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД);– умение совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе (коммуникативные УУД);
– умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД).
Этапы урока Ход урока Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
I. Организационный момент.
II. Постановка задач урока.
III.Чистописание.
IV. Словарная работа.
– Девиз нашего урока сегодня… Слайд 2. (– Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому.)
– Значит, мы открываем что-то новое
– Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? Слайд 3. (– Определяем основной вопрос урока, открываем новые знания, применяем новые знания.)
- Сегодня мы отправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза. (СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ) (Слайды 4-5)Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е.Измайлов.
Буква обычная выросла вдруг,Выросла выше всех букв – подруг.Смотрят с почтеньем на букву подруги,Но почему? За какие заслуги?Буква расти не сама захотела,Букве поручено важное дело.Ставится буква у строчки в начале,Чтобы начало все замечали.Имя, фамилия пишутся с нею,Чтобы заметней им быть и виднее.Чтобы звучали громко и гордоИмя твоё, имя улицы, города.Буква большая – совсем не пустяк!В букве большой уважения знак!
(Слайд 6)Сегодня на уроке предстоит …(формулировка задач учащимися):
уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,
закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,
- Найдите одинаковый звук в словах: Галина, Григорий, город, гриб, гроза, газета. (Звук [г].)- Какой это звук? (Согласный, звонкий, парный.)- Какой буквой этот звук обозначается на письме? (Буквой «гэ».)- Сегодня на уроке мы будем работать над написанием заглавной буквы Г. (Слайд 7)- Послушайте весёлые стихи об этой букве.
Г стоит как великан, буква Г – подъёмный кран.
Не гусь, не галка буква Г, а цапля на одной ноге.
Букву на плече носил, на лугу траву косил. [1]
- На что похожа буква Г?- Из каких элементов состоит заглавная буква Г?(Слайд 8. Демонстрация на экране написания заглавной буквы Г: щёлкнуть на слове «Прописные», а затем на букве Г, показ можно повторить.)- Напишите красиво и правильно заглавную букву Г.- Прочитайте предложение. (Слайд 9) -Почему некоторые слова записаны с большой буквы?Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт.- Что вы знаете об этом человеке? Какая знаменательная дата отмечается в этом году? (2011 год - Год российской космонавтики, посвящён 50-летию полета в космос Ю.А.Гагарина. 12 апреля 1961 года советский космический корабль «Восток» совершил первый в истории полет с человеком на борту. Он облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю.)- Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните заглавную букву в словах.Вывод: ФИО людей пишутся с заглавной буквы.- Отгадайте загадки, запишите словарные слова. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)
Я весь день ловлю жуков,Ем букашек, червяков.Зимовать не улетаю,Под карнизом обитаю.
(Воробей.)
Окраской - сероватая,Повадкой – вороватая,Крикунья хрипловатая,Известная персона.Кто она? (Ворона.)
Вертится, стрекочет,Весь день хлопочет.
(Сорока.)
Летом ходит без дорогиВозле сосен и берёз,А зимой он спит в берлоге,От мороза прячет нос.
(Медведь.)
Рыжая хозяюшкаИз лесу пришла,Всех кур пересчиталаИ с собой унесла.
(Лисица.)
У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода – кора.
(Заяц.)
Слова: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц. (Проверка. Слайд 10жно разделить записанные слова? (Звери и птицы.)- Птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Слайд 11) (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)
Когда так говорят: стреляный воробей (очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть или удивить; бывалый человек),
считать ворон(быть невнимательным),
сорока на хвосте принесла(,(уклончивый ответ на вопрос «Откуда ты знаешь об этом?»).
заячья душа(трусливый человек)?

К слову лисица запишите однокоренные слова(лиса, лисята, лисья) выделите корень
Составьте со словом лисица предложение, запишите, подчеркните главные члены, выпишите словосочетания.(Голодная лисица утащила петуха)
- Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их. (Один ученик работает за доской.)Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев. (Самопроверка. Слайд 12)– С какой буквы написали эти слова?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
V. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.
Проблемная ситуация.
– Запишите предложение.
У меня есть шарик.
– Все ли одинаково написали? (Возможные ответы: да или нет.)
– А о чём вы подумали? (О воздушном шарике/о собаке по кличке Шарик.)
Если в классе только один вариант ответа – все подумали о воздушном или каком-то другом шарике, то учитель может подсказать: о ком ещё можно сказать Шарик? (О собаке.)
– Перестройте предложение так, чтобы стало понятно, о каком шарике идёт речь.
У меня есть воздушный шарик.
У меня есть собака Шарик.
– Как же можно написать одинаковые по звучанию слова? (С большой и маленькой буквы.)
_ Определите тему урока(слайд 13)
– Составим план урока.
План (примерный)
Почему слова звучат одинаково, а пишутся по-разному?
Составление предложений с этими словами.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Открытие нового знания.
наблюдение над словами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Работа проводится в группах.
1 группа: Лилия и лилия
Орел и орел
2 группа: Роза и роза
Земля и земля
3 группа: Уголек и уголек
Пушок и пушок
Задание 1.
– Почему одинаковые по звучанию слова написаны по-разному? Предложите свои версии.
Дети делают предположения от групп. Все версии выслушиваются (можно не повторять все, а только добавлять, если есть отличия). Затем делается вывод (обобщение).
– Если слова называют имя (Лилия, Роза, Мишка и др.), кличку животного (Шарик, Рыжик, Уголёк, Пушок), город (Орёл, Клин), планету (Земля), то это имена собственные, они пишутся с большой буквы.– А если слова называют животное, предмет, цветок, гриб, то они пишутся с маленькой (строчной) буквы.
Задание 2.
– Составьте в группах предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено любое из данных слов.
А из других групп назовут нужную букву в каждом случае. Возможные комментарии для отдельных слов.
Орёл и орёл.
Орёл – это название (имя) города, а орёл – название птицы. Одно слово обозначает два разных предмета (понятия), одно из названий (название города) – имя собственное, оно пишется с большой буквы.
– Город Орёл так назвали, наверное, потому, что там было много орлов.
Составим предложения.
В Орле у меня живёт бабушка. Своё гнездо орёл свил высоко в горах.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
V I. Развитие умений – применение знания.
V I I. Рефлексия.
1. Работа в тетради.
Запись предложений со словами Белка-белка, Снежок-снежок
Фонетический разбор слова белка.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Рефлексия.
-Какая была цель урока? . (Научиться писать слова, звучащие одинаково в предложении.)
-Достигли мы её? (достигли)
-Оцените свою деятельность на уроке.
Сегодня на уроке я (слайд 14)
узнал, открыл для себя…
научился, смог…
могу похвалить себя и своих одноклассников за …
(Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме.Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
V I I I. Домашнее задание.
Записать названия улиц нашего города.
Придумать сказку о большой букве Деятельность учеников
– Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях.