Занятие Экология как наука


Тема занятия: «Экология как наука».
Цель: Воспитанники научатся отличать экологию от
других естественных дисциплин.
Предметный результат: Усвоения понятия экология и экологических факторов, выявление взаимосвязей экологических факторов в живой и неживой природе.
Метопредметный результат: Развитие умения определять понятия, делать обобщение, строить логические умозаключения.
Личностный результат: Развитие мировоззрения воспитанников.
Педагогические технология: Игровая педагогическая технология и нетрадиционная (исценировка сказки).
Оборудование: Сигнальные карты, раздаточный материал, презентация, тетради, ручки, карандаши, маски животных, текст инсценировки.
Ход занятия.
Организационный момент. ( Сл.1)
Стихотворение
Раненая птица в руки не давалась, раненая птица птицей оставалась. Этот сон давнишний до сих пор мне снится – на траве кровавой вздрагивала птица. Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят. Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря! Ведь небо без птиц не небо! А море без рыб не море! А земля без зверей не Земля! Люди – исполины, люди великаны, есть у вас винтовки, сети и капканы, есть у вас бесстрашие, сила есть на вечное, и должно быть сердце. Сердце человечье! Люди – человеке, страны и народы, мы теперь навечно должники природы, надо с этим долгом как – то расплатится, пусть расправит крылья раненая птица!
Т. Шеханова.
А кто может сказать, о чём пойдет речь на занятии.
Правильно догадались мы сегодня будем изучать «Науку экология» (Слайд 2) Прошу детей записать тему занятия в тетрадь.( 3-минуты).
Объяснение новой темы.
Сегодня мы на занятии узнаем, что обозначает экология, Кто предложил термин «экология», какие науки связанны с экологией,.
-Кто может сказать, что обозначает слово «экология»? (Слайд 3), Экология – это (Слайд 4). Наука экология (Слайд 5.)
Сейчас перед вами дом нарисован, у вас у каждого карточки. Выберите ту карточку, которая вы считаете, будет полезна для счастливого человека. Наклейте карточку в дом. ( Слайд 6) ( 5 минут)
В природе ничто не существует обособленно, все ее элементы тесно связанны между собой, влияют друг на друга, и ущерб, нанесенный одному, немедленно вызывает ухудшение других. Каждый из нас должен бережно относится к окружающей природе. Живая природа не может существовать без неживой, как неживая без живой. Посмотрев на (слайд 7), мы можем сказать , что и живая природа и не живая. Не будет одного, и не будет другого. (Слайд 6).
Первый кто предложил термин «экология» Э.Геккель (Слайд 7).
(Слайд 8), (Слайд 9), записать в тетрадь
Наук о природе существует много, в дальнейшем вы будете изучать, и географию, и биологию и другие дисциплины. ( Слайд 10). Сегодня мы разбираем и говорим о экологии, что она изучает и растения и животные, и воду (Слайд 11).
Физкультминутка (Слайд 12).
Существуют правила друзей природы.
- Если знают дети, то называют и перехожу к (Слайду 13)
Предлагаю вам поиграть в «экологический светофор» - перед вами светофор красный, желтый, зеленый. Я предлагаю различные ситуации, если герой ситуации так поступать не должен, вы поднимаете красный кружок, если действия героя не вредят природе – зеленый. Желтый цвет – это ситуация выбора.
Валера встал утром поздно, кое-как, чтобы не опоздать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтной дорожке вокруг школьного сада, но сегодня он решил сократить путь и побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс, раздался звонок. «Не опоздал!» - радостно подумал Валера.
Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчики решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава и цветы. «Как же быть? – задумались они Можно ли здесь кататься»?
Учитель попросил Алешу принести из библиотеки несколько книг. Алеша вышел в коридор. Во время урока в школе тихо. Алеша быстро добежал до библиотеки и услышал, как где – то течет вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто – то не закрыл кран, и большая струя воды текла в умывальник, а брызги летели в разные стороны. Алеша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось – кран не закрывался. Алеша вошел в библиотеку и рассказал взрослым о случившимся. Взял книги и вернулся в класс.
Бабушка попросила Андрея помочь ей собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать от простуды. Они взяли полиэтиленовые пакеты и отправились искать липу. Оказалось, далеко идти не надо – вдоль главной улицы города, там, где и жили Андрей с бабушкой, одна за другой стояли липы. Бабушка предупредила: «Не выскакивай на дорогу, видишь какое движение?» Машины действительно шли сплошным потоком, среди них были очень большие, с крытыми кузовами. Было очень шумно, так что Андрей и бабушка почти не слышали друг друга, хотя рвали цветы липы с одного дерева.
Молодцы хорошо мы поиграли, вы теперь будете знать как вести себя и в природе и дома. ( Показ Слайд 14,15.)
Показ (Слайда 16) и дети инсценируют «Беседу животных».
Итог занятия.
Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии.
Что изучает наука экология?
Назвать науки, которые изучает природа?
Назвать биолога, который предложил термин «экология»?
Давайте перенесем себя дом, в котором мы живем, и что нам людям нужно, чтобы были счастливыми. ( Посмотрите на наш дом и скажите).