Конспект занятия в рамках областного конкурса Сердце отдаю детям Тема Ромашковая Русь


Департамент образования администрации г.Липецка
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества «Октябрьский»
Областной публичный конкурс «Сердце отдаю детям»
Конспект занятия
«Ромашковая Русь»
Занятие подготовлено:
педагогом дополнительного
образования Харламовой Н. А.
Липецк – 2015

Занятие «Ромашковая Русь» проводится по дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Первые шаги в мир искусства» (автор Харламова Н.А.)
Срок реализации программы - 2 года
Возраст детей 5-6 лет
Цель: развитие художественно-творческих способностей обучающихся посредством применения различных видов деятельности (лепка, работа с природным материалом, конструирование из бумаги, рисование).
Задачи:
образовательные:
-познакомить детей с особенностями работы в детском объединении «Мастерская творческих решений»;
- вызвать интерес к символу русских полей – ромашке;
- создавать предметные изображения (цветок) с помощью различных изобразительных материалов и способов моделирования и конструирования;
- добиваться выразительности, путем сочетания различных материалов;
развивающие:
- расширить представление детей о экосистеме луга, поля;
- развивать мелкую моторику внимание, умение сочетать в своей работе различные материалы и техники;
- вызвать интерес к работам народных мастеров;
-способствовать безопасному обращению с ножницами и различными изобразительными материалами;
воспитательные:
- поддерживать интерес к творчеству;
- воспитывать в детях сострадание и милосердие;
- воспитывать аккуратность и усидчивость.
Пополнение словаря:
Ромашка садовая и полевая, символ России и семьи, народные мастера, Жостово, Хохлома, липецкие узоры, народная вышивка, елецкие кружева, эколог.
Материалы, инструменты, оборудование: пластилин зеленый и желтый, семена ясеня или ольхи, деревянные шпажки или палочки, бумага зеленых оттенков, ножницы с прямым и фигурным краем, клей – карандаш, гуашь белого, зеленого, желтого цвета, кисти №6-8, баночки с водой, тряпочки, лист пенопласта 50/80см, мелкие игрушки (бабочки, стрекозы, мышка, лягушка, паучок, рыбка, птички), ромашки по количеству детей, ромашковый чай, одноразовые стаканчики, мультимедийные технологии: экран, проектор, компьютер, презентация к занятию, музыка с пением птиц, детские песни о ромашке, «Вальс цветов» П.И.Чайковского.
Интеграция образовательных областей: художественное творчество, коммуникация, экология, ФЭМП, музыка.
Методы и приемы:
-наглядные
-словесные
-игровые
-практические
Методические приемы:
1. Мотивация «Превращение в экологов».
2. Рефлексия «Какие чувства испытали дети при виде мусора на поляне».
3. Сюрпризный момент « Подарок детям».
4. Просмотр слайдов.
5. Мозговой штурм «Сможем ли мы прожить без воды?»
6. Вопросы на засыпку «Кто живет на ромашковом поле?».
7. Динамическая пауза «Мы головками помашем…».
8. Игра на внимание и находчивость «Сколько было…?».
9. Продуктивная деятельность «Изготовление ромашек в смешанных техниках».
10. Анализ занятия.
11. Итог занятия.

Ход занятия:
Педагог: Ребята, здравствуйте. Меня зовут Нина Алексеевна, сегодня я буду Флорой – феей природы! Я написала ваши имена на прекрасных цветах. И наша с вами задача узнать, как эти цветы называются, попробуем с вами сейчас отгадать?
(Слайд №1.)
Педагог: Посмотрите на этот прекрасный пейзаж. Что он вам напоминает? (Ответы детей.)
Педагог: Россию, Русь – нашу прекрасную родину. Страну света, солнца, добрых людей. Страну православных храмов, могучих рек и озер, бескрайних лесов и полей. Как вы думаете, какое дерево и цветок, являются символами нашей страны?
(Ответы детей.)
Педагог загадывает загадки:
Русская красавица,
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза.)
(Слайд №2.)
Педагог: Стоит в поле кудряшка - белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка.)
(Слайд №3.)
Педагог: Какие вы молодцы! А самые догадливые из вас, узнали, как они называются, рассматривая наш первый слайд.
Пришло время первых подарков. Я назову ваше имя, а вы хлопните в ладоши. Мальчики два раза, а девочки один. Договорились?
(Педагог называет имена детей и дарит им ромашки с именами.)
Педагог: Вот мы и превратились с вами в русские ромашки. Ромашка – самый любимый цветок русских мастеров.
На жостовских подносах цветочков ярких россыпь!
И среди них милашка – русская ромашка.(Слайд №4.)
А кто видели эти изделия? Может быть, они есть у вас дома? (Обратится к опыту детей.)
Красоту такую люди называют хохломой,
Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой!
Гроздья огненных рябин и ромашки луговин.
(Слайд №6.)
Наши липецкие узоры
Хохломе отчасти вторят:
На красно-чёрном цвете
Ромашки есть в соцветьях!
(Слайд №7.)
Вот в елецких кружевах -
По низу, на рукавах
Украшает наш наряд
Ромашек белоснежных ряд!
Педагог: Пора нам с вами поплясать и ромашки показать.
Мы головками помашем, дружно весело, попляшем.
1,2,3, покружись, на ромашковом поле очутись.
Педагог: Что случилось, куда исчезли ромашки? Почему здесь так много мусора? (Слайд №9.)
(На слайде появляется бабочка, машет крыльями и говорит.)
Бабочка: Нам ребята помогите, поле русское спасите!!!
Мусор с поля уберите и ромашки посадите!
Мозговой штурм: «Сможем ли мы прожить без цветов?»
Педагог: Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если я, и ты, и мы,
Вместе мы сорвем цветы:
Опустеют все поляны
И не будет красоты. (В. Викторов.)
Экологическая акция.
Педагог предлагает детям превратиться в экологов, навести порядок на поляне, убрать мусор и посадить на поле травы и цветы.
Педагог: Посмотрите, под мусором даже не растет трава. Мертвая, черная земля. Что, вы об этом думаете? (Ответы детей.)
Объяснение и показ выполнения будущей работы.
Педагог: Я предлагаю посеять травку, посадить прекрасные ромашки – символ любви и верности, символ надежды на выздоровление человека и нашей любимой земли.
(Дети сажают (рисуют) траву, сеют семена будущих ромашек.)
Педагог:Посмотрите, что я для вас приготовила. Из пластилина мы сделаем желтое сердечко (показ) и зеленую чашечку (показ). Теперь их сплющим и соединим. Между ними по кругу мы вставим семена ясеня (остренькие) или ольхи (округлые). Теперь вырезаем листочки ножницами с фигурным краем. Приклеиваем их на стебелек. Прикрепляем цветочек (показ), раскрашиваем лепестки белой краской (показ). Вот и все – ромашка готова. Сажаем ее на полянку. (По ходу выполнения работы проводится объяснение техники безопасности с ножницами, клеем и др.)
Педагог: Мастера, скорей за дело,
Сделаем ромашки смело.
Бабочку не подведем,
Землю русскую спасем!
Поспешим же сделать чудо
Для прекрасной бабочки.
Мы посадим ей цветы –
Каплю нашей доброты.
Выполнение работы детьми.
Индивидуальная помощь детям.
Анализ детских работ.
Педагог: Ребята, как бабочка рада! Но на полянке ей одиноко! Что-то на ней не хватает? Давайте поселим на ней её друзей.
Дидактическая игра. « Кто лишний?»: дети выбирают «живые» объекты, которые принадлежат экосистеме «поле» и заселяют полянку.
Игра на внимание и сообразительность. (Эту игру можно провести, если останется время в конце занятия).
Педагог: Посмотрите, ребята, на наше рукотворное чудо. Мне очень хочется, чтобы нашим животным и насекомым было здесь уютно и тепло. Тепло от ваших добрых рук. Мне кажется, что после нашего занятия, вы будете бережно относиться к природе, к нашей Земле. А сейчас я хочу проверить, кто из вас самый внимательный.
Отвернитесь-ка на минутку от нашей полянки.
1. Сколько ромашек на поле?
2.Сколько бабочек прилетело в гости?
3. А стрекоз порхает в воздухе?
4. Сколько мышек, божьих коровок, птичек?
(Ответы детей. Педагог обращает внимание детей на честность при ответах, умение не хитрить, не лукавить.)Педагог:Ничего не покупаю,
Только даром отдаю
Лишь улыбки собираю -
Детям и гостям дарю!
Ребятки, поймайте мою улыбку, любовь и доброту. А теперь подарите это нашим гостям.
(Дети вместе с педагогом улыбаются, дуют на ладошки и дарят всем гостям свои улыбки.)
Всем большое спасибо!


Приложение
Пальчиковая гимнастика.
Трудно нам цветы считать (поворачиваем ладошки в разные стороны).
Один, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики на правой руке).
Трудно все их сосчитать (сжимаем кулачки).
Начинаем мы опять -1,2,3,4,5 (загибаем пальчики на левой руке).
Динамическая пауза
Шел я лугом по тропинке (шагаем),
Видел солнце на травинке (приставить ладошку к глазам),  Но совсем не горячи солнца белые лучи (удивиться),
В поле бескрайнем сестрички стоят (показать руками),
Жёлтые глазки на солнце глядят (поморгать глазами),
У каждой сестрички - белы реснички. 
Подвижная игра «Садовник и цветы»
Цель: развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваться от «ловишки», развивать ловкость, быстроту реакции.
Ход игры. Дети – «цветы» находятся на одной стороне площадки, а водящий – садовник - на противоположной.
Приближаясь к цветам, он произносит: «Я иду сорвать цветок, из цветов сплету венок». Дети отвечают: «Не хотим, чтоб нас срывали и венки из нас сплетали. На лугу хотим остаться, все будут нами любоваться». С последними словами дети бегут на другую сторону, а «ловишка» старается поймать кого-нибудь.
Упражнения на развитие речи детей (скороговорки):
Подарил Римме Роман ромашки,
А Римма Роману карандаши.
Ромка – ромашка, белая рубашка.
Стоит ромашка у дороги, не сорвите недотроги.
Для разучивания стихотворений с детьми.
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые эти ромашки –
Вот-вот заиграют
Как дети, в пятнашки. (Е. Серова.)
Добрый день, ромашка,
Белая рубашка,
Желтая середочка,
Листья – словно лодочка!
Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу…
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу? (Е.Благинина.)
Загадки
Стоят в поле сестрички –
Желтые глазки,
Белые реснички.(Ромашки.)
У желтенького солнышка
Лучи не горячи.
У желтенького солнышка
Белые лучи.(Ромашка.)
Дидактические игры
«Угадай по описанию» - педагог описывает растения, дети пытаются угадать. Цель – научить составлять описательный рассказ, развивать внимание, связную речь, находить сходства и различия.
«Что где растет». Педагог называет лесные и луговые растения (цветы). Дети пытаются найти их на картинках, описать. Цель – закрепить знания детей о растениях леса и луга.
«Опиши цветок». Педагог показывает детям цветок, дети его узнают и описывают. Цель: научить подбирать прилагательные к существительному.
«Упражнения на развитие мелкой моторики рук»
«Составь цветок» - составить цветок на песке, столе, форме «мозаика», из природного материала, крышек, пуговиц и др.
«Сплети венок» - сплести венок из полевых цветов, ленточек и искусственных цветов.
.
Рассказы по данной теме
Г.Х.Андерсен. «Ромашка».
Савицкая Елена Павловна. «Рассказ о маленькой ромашке».
Ольга Колесник. «Ромашка».
Инна Горелик. «Сказка о Ромашке».
Тамара Ломбина. «Проверенные временем рассказы».
Наталья Романова. «В каждой ромашке Бог».
М.М.Пришвин. «Зеленый шум»: «Ромашка».