Выступление «Духовно-нравственное воспитание детей средствами этнокультурного образования»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кочкуровская средняя общеобразовательная школа»
Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия
Научно-практическая конференция
«Этнокультурное образование: опыт и перспективы»
Выступление
«Духовно-нравственное воспитание детей средствами этнокультурного образования»


Автор: Герасимова Валентина Федоровна,
учитель русского языка и литературы
с. Кочкурово 2016г.
Духовно-нравственное воспитание детей средствами этнокультурного образования
…мы не выживем физически, если погибнем духовно.
Академик Д.С.  Лихачёв
  Вопросы поликультурного воспитания интересуют сегодня весь педагогический мир России, не зависимо от того, жителем какого региона он является. Именно школа является носителем этнокультурного воспитания.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свои корни возможно через приобщение к духовным богатствам своего народа.
Именно сейчас в обществе наметилась тенденция к обращению педагогической мысли к разнообразию и богатству этнокультурных традиций, к нравственному опыту многих поколений, к традиционным ценностям, без учета которых воспитание подрастающих поколений представляется весьма затруднительным. На всем протяжении истории каждого народа родной язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Этнокультурное воспитание - процесс передачи ребенку культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников оказывает влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.
Трудная задача стоит перед учителем, призванным будить души детей и наполнять их красотой и добром, развивать их как высоконравственную, гармоничную, физически развитую и духовно здоровую личность, способную к творчеству и самоопределению. Но заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику.
Я работаю в МБОУ «Кочкуровская СОШ» учителем русского языка и литературы и считаю, что мои предметы позволяют на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на примере этнокультурных традиций. Причем, происходит это ненавязчиво, незаметно для самих учащихся.
Для решения гражданственного, духовно-нравственного воспитания на уроках литературы провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.
Изучая тему «Устное народное творчество» в 5 – 6 классах, мы не можем не говорить о житейской народной мудрости, о противоборстве добра и зла, о нравственных достоинствах былинных героев, их силе и мужестве, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Вспоминаем героев мордовских сказок. Как, например, носителями добра является герой Слеза-богатырь у Федора Атянина в книге «Серебряное озеро».
У каждого народа свои герои. У русского – три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. А у нашего народа национальным героем мордовской земли считается Тюштя-царь. Детям интересно знать, как Тюштя, простой пахарь, стал царем. Опять задание… Ответ получаем на следующем уроке. Народ его избрал по благословению Бога. Каким был Тюштя: добрым, смелым, народ не обижал. А на защиту родной земли от губанцев он выбирает самых смелых, как сам. Осилил тогда Тюштя врагов! И таких сражений было много. Вот пример мужества, смелости!
При изучении творчества М.Горького, я особо обращаю внимание детей на «Легенду о Данко», рассказанную старухой Изергиль, в которой повествуется о волевом характере героя, пожертвовавшего своей жизнью ради спасения людей своего племени. Так у мордовского народа своя «Легенда о Нарчате». В давние времена жила эта царица на берегу Мокши, в белокаменном дворце. Была очень богатой, силу имела богатырскую. Когда напали губанцы на ее землю, она сама встала во главе своей дружины. Силы были не равны – войско царицы было разбито, но сама Нарчата не сдалась врагу. Говорят, она не умерла, а до сих пор живет в реке Мокша. Сидит на берегу и разбирает свои длинные косы.
Когда дети знакомятся со знаменитой сказкой Х.Х.Андерсена «Снежная королева», перед пятиклассниками предстаёт великая сила любви и светлых человеческих чувств, мужество и стойкость главных героев Герды и Кая. Так в нашей мордовской литературе, в произведении М.И.Брыжинского «Ради братий твоих» народная героиня, сподвижница Степана Разина на мордовской земле Алена Арзамасская, именно такая, но только она еще и патриот, горячо любящая свою землю, свой народ. «Алена Ивановна выделялась своим недюжинным умом, да и грамотой владела»,- сказано в книге Н.Мокшина «Мифы и герои мордовского народа».
Имя Степана Разина тоже нельзя обойти стороной, так как он очень любил эрзян. Почему? На этот вопрос дети, семиклассники, ищут ответ. Любил мордовские песни слушать да, бывало, и сам мордве подпевал. Так ребята находят различную информацию об атамане. В Старом Чамзине есть Разинское озеро, но при царе оно имело другое название Разим-озеро. Откуда пошло название? Когда войска Разина потерпели поражение под Симбирском, затем - в Алатыре, то пути в Арзамас прошли по дороге через Андреевку, Чукалы, а коней своих разинцы поили в том озере. Народ любил народного героя, поэтому и назвал так озеро. Но люди боялись открыто произносить это слово, за это наказывали.
На уроках литературы обращаемся и к далекому прошлому. В 6 классе, например, учащиеся знакомятся с «Повестью временных лет». С какой целью? Прежде всего, это литературный памятник, рассказывающий о событиях начала 12 века. Ведь именно знакомство с историей народа учит человека ценить то прекрасное, что создалось много сотен лет назад. Останавливаю внимание детей на рассказ «Месть княгини Ольги». Как Ольга отомстила древлянам за убийство своего мужа Игоря? Мы понимаем, что мстить нельзя, это плохое качество. Месть, по словарю С.И.Ожегова, - это вредящие действия, произведенные из побуждения покарать за реальную или мнимую несправедливость, причиненную ранее. В некоторых культурах месть является нормой и необходимым и благородным делом (например, кровная месть). Так и Ольга поступила, считая себя правой. Как же мордва вершила правосудие? Итак, следующее задание на дом. Ответы, конечно же, разные, так как информация у каждого индивидуальная. В мордовских изречениях говорится: «Правда – светлое солнце». По одной информации… Мордовский бог солнца Чипаз считается хранителем правосудия. Одним из древнейших источников права считается кой (право). «Земля появилась – обычай появился. Без обычаев не проживешь… Все обычаи людьми устанавливаются…», - поется в мордовской песне. С помощью обычаев создавались семьи. Разбирались конфликты, делили имущество, наказывали виновных за совершение неправильных поступков. В мордовской песне говорится о споре сокола и коня, кто станет владетелем земли.
По второй … У древней мордвы хранителем права был крестьянский мир, который представлял собой маленькое государство со своими обычаями и порядками. Всеми делами, проблемами занимался мирской сход. Важной функцией была судебная. Решение, принятое на сходе, считалось обязательным. По третьей … Было собрание старейшин, которые решали проблемы, по указаниям предков. Сельские старейшины были уважаемыми людьми, к ним обращались за помощью, поддержкой, мудрым советом.
По четвертой… Суд соседей. Деятельность судов соседей обуславливалась традицией солидарности. Соучастие в делах соседей для оказания помощи считалось долгом каждого человека.
При изучении отрывка романа Вальтера Скотта «Айвенго» дети узнают, кто такой рыцарь и какие турниры проводились между молодыми людьми. Участвуя в турнирах, рыцари преследовали две цели: продемонстрировать свою доблесть и подзаработать. Так у мордовского народа тоже были свои турниры – кулачные бои. Бои проводились в религиозные праздники – Масленицу, Рождество, Крещение, Пасху и чаще на Троицу. Бились до первой крови, лежащего не трогали. Дрались, село на село, улица на улицу. Но это была игра. Победителей чествовали, считали сильными, почетными борцами.
Воспитание любви к родной природе – одна из важнейших сторон патриотического воспитания. Любовь к природе закладывается в детстве. Нет детей, равнодушных к цветам и деревьям. Моя задача – развить в человеке важную грань общей культуры – интерес к родной природе, любовь к ней. Это чувство – одно из проявлений любви к Родине. И это мне удаётся сделать через уроки поэзии. Дети с удовольствием учат стихи о родной природе наизусть, пробуют создавать свои, и у них это получается.
Вот, например, в творчестве заслуженного поэта Республики Мордовия Г.С. Гребенцова немало стихотворений, посвященных любви к родному краю. Так проникновенное чтение стихотворения «Тиринь мастором» Ципкайкиным Артемом на фестивале «Шумбрат, Мордовия!» было принято с восторгом. Ведь в стихотворении говорится о том, что милее родной земли нет.
Ламо мазычи неинь.
Ансяк эйсэть, чачома ёнкс,
Эрьва кува мон вешнинь.
Сельмем икеле тонь виреть,
Сурась, сияждыця лееть,
Сырнень паксят, парсей лугат,
Истят костояк а неят!
Артем награжден дипломом лауреата XIX республиканского фестиваля народного творчества «Шумбрат, Мордовия!» в номинации «Художественное слово».
Как не знать о своих корнях, земляках Брыжинских, династии учителей из села Новые Турдаки? Кудашкина Валерия стала призером в учебно-исследовательской конференции учащихся «Живая культура: традиции и современность» за исследовательскую работу «Маяки образования», 2015 год.
Маштакова Ангелина в республиканском этапе Всероссийского конкурса «Живая классика» стала победителем в номинации «За сохранение традиций мордовского народа» за прочтение отрывка из сказки «Добрая старушка» Ф.Атянина, 2014год. Также она является дипломантом учебно-исследовательской конференции учащихся «Живая культура: традиции и современность» за работу «Жемчужины моего края». Кудашкина Валерия в творческом конкурсе «Искусство слова» стала лауреатом за очерк «Ты знала горечь хлеба с лебедой» о жителе села Новая Пырма. Четвергова Ангелина – победитель Республиканского конкурса детского и молодежного творчества, посвященного 270-летию со дня рождения святого адмирала Ф.Ф Ушакова в номинации «Литературное творчество».
Таким образом, деятельность учителя состоит в том, чтобы способствовать становлению личности растущего человека как носителя и продолжателя родной этнокультурной традиции, как гражданина многонационального государства. Этнокультурный компонент в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся необходим в современной системе обучения и воспитания детей при эффективном осуществлении учебно-воспитательного процесса, когда учитель постоянно работает над собой и ставит ясную задачу для формирования молодого поколения с учётом потребностей обучающихся и общества на основе общечеловеческих ценностей.
Выпускник нашей школы должен отвечать запросам времени: быть жизненно целеустремленным, сделать правильный нравственный, социальный и профессиональный выбор. Он должен иметь широкий кругозор, обладать гибким мышлением, знать жизнь в условиях рынка и информационных технологий, а так же уважительно относиться к национальным культурам мира, владеть родным языком и знать культуру своего народа.
Литература
1. Виктор Вихляев. Древняя мордва, или что нашли археологи: рассказы о древней мордве. – Саранск: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева, 2007.
2.Лисовенко Г.В. Формирование духовного мира школьников средствами этнокультурных традиций. // Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы: Матер. Всерос. науч.-метод. конф. - Воронеж, 2003.-С. 23.
3.Мокшин, Н.Ф. Боги и сказания мордвы: рассказы о родном крае. – Саранск: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева, 2007.
4. Мокшин, Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1968; 2-е изд.: Саранск, 1998.
5. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности – М.: Академия, 2005. – 453с.
6. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д.В.Чернилевский – М.: РИО МГТА, 2003.7. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». ФГОС второго поколения.