Статья «Духовно-нравственное воспитание личности средствами математического образования»


ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт
развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра математических дисциплин, информационных
технологий и дистанционного обучения
Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе»
Тема: «Духовно-нравственное воспитание личности средствами математического образования.»
Выполнена: Суровой Татьяной Валерьевной,
учителем математики первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 29 г. Георгиевска

Руководитель:
Юднко Татьяна Анатольевна
 доцент  кафедры МД, ИТ и ДО
СКИРО ПК и ПРО , к.п.н

СОДЕРЖАНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 22.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2-63. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….6-74. ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………….8
1.Введение.
Главные для человека вопросы о цели и смысле жизни тесно связаны с его мировоззрением. Именно в школьном возрасте формируются мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, художественные и прочие вкусы у детей. Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки. Ключевой фигурой между учеником и конкретным изучаемым предметом является учитель. Именно через школьного учителя в большей мере происходит формирование мировоззрения ученика,  учитель воспитывает отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира.
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности. Установлено, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся". Воспитание и социализация, согласно Стандарту, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни.
Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания, курение, наркомания, криминализация детской среды, и др. Поэтому на духовно- нравственное воспитание надо уделять большое внимание не только в воспитательной работе, но и на каждом уроке, в том числе и на математике. Важно отметить, что духовно-нравственное воспитание формирует у человека:
- нравственные чувства (совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм);
- нравственный облик (терпение, милосердие, красота);
- нравственные позиции (способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний);
- нравственное здоровье (создание условий для сохранения физического, психического здоровья, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни);
- нравственное поведение (готовность служить людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Поэтому на сегодняшний день задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. При этом учитель должен раскрыть внутренний мир школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную личность.
2. Основная часть.
« Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника».
Ш. А. Амонашвили.
Считается, что духовно-нравственное воспитание легко решать на уроках, связанных с гуманитарными науками и гораздо труднее на уроках естествознания, тем более математики. На первый взгляд, урок математики никак не связан с духовно-нравственным воспитанием. Действительно, задача использования уроков математики для воспитания  имеет в себе специфическую трудность, очевидная причина которой заложена в абстрактном характере математической науки. Однако на уроках математики ученик вовсе не все время сосредоточивается на ее абстрактной сущности. Абстрактные схемы математики непрестанно, почти на каждом уроке, оснащаются, дополняются и иллюстрируются различным конкретным содержанием. Сюда входит содержательный материал текстовых задач, исторические сведения, различного рода приложения.
Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Ещё в 19 веке польский математик Хуго Штейнгаус заметил, что «между духом и материей посредничает математика».
Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность. Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей.
Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащегося воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. Но это все несет скрытый характер. Для ребят выполнение рутинных преобразований, как наказание, а не воспитание нравственности. И бывает, звучат на уроке слова: «Зачем учить эти функции, формулы, теоремы, ведь в жизни мне это не пригодится».  А, действительно, зачем?  И первый в учебном году урок математики можно посвятить теме «Почему нельзя жить без математики?». Это мотивационный урок, настраивающий детей на сознательное отношение к изучению математики. Цель урока – показать учащимся значимость математики для дальнейшего образования и в практической жизни, познакомить с учебной литературой и Интернет-ресурсами, необходимыми для успешного изучения этого предмета. На уроке  в ходе беседы перед учащимися необходимо раскрыть причины, по которым нельзя в современном мире жить без математики, показать, что математика - это не только "нужно", но ещё и интересно и увлекательно!
Одним из эффективных средств воспитания учащихся является решение математических задач. Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение является одним из звеньев в системе воспитания вообще, нравственного и  трудового в частности. Хорошо подобранные и правильно методически расположенные задачи  помогают ученику усвоить теоретический материал, делают курс математически более интересным,  вызывают потребность в новых знаниях и умением самостоятельно их приобретать. Наряду с решением готовых текстовых задач обучающиеся должны учиться преобразованию и составлению, т.е. творческой работе над задачей. При этом текст задачи целесообразно дополнять краткой информацией по теме, отраженной в условии задачи.
Например, в 5 классе при ответе на вопрос из «Сборника дяди Степы-милиционера»: «Какой автомобиль опаснее для пятиклассника, начавшего движение по пешеходному переходу?»
или
Задача: Ширина проезжей части дороги 15м, зеленый сигнал светофора горит 20 сек. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с момента загорания светофора, чтобы благополучно перейти дорогу?
дети видят как математика «помогает» практически оценить ситуацию и избежать неприятных последствий для своего здоровья.
Перед праздником Победы можно настроить детей на героический лад, с помощью военных стихов и песен, а обычные тренировочные задания связать с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину. С помощью обыкновенных дробей, ребята смогут узнать дневной рацион ленинградцев - одна восьмая буханки хлеба «восьмушка», которая весила 125 грамм. О подвигах советских солдат могут рассказать и такие задачи:
Задача 1: От подножья кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась 20 дней и ночей.  Высота ступени 0,15м, ширина 0,35м. Какова Высота Мамаева кургана?
Задача 2 : В Похоровском сражении участвовала 1-я дивизия СС «Лейбштандарте СС Адольф Гитлер», имевшая около 200 танков, в том числе 13 «Тигров», а в 5-ой танковой армии П.Ротмистрова в 4,1 раза больше танков Т-34. Сколько советских танков участвовало в этой битве? (5 класс. Тема: «Действия с дробями». )В 8 классе при прохождении темы  «Таблица квадратов и квадратных корней» можно рассказать о штурманских таблицах, разработанных сотрудниками математического института  Академии наук и широко применявшихся во время войны в авиации дальнего действия. Ни в одной стране мира не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности.
Эмоциональность подачи материала способствует лучшему его усвоению учащимися. Если школьник глубоко переживает события, изложенные в тексте нового материала, то изучение такого материала сыграет положительную роль в его становлении. Такой материал лучше усваивается и воспроизводится. Для подростка очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у обучающихся.
Например. В восточной части Амстердама есть улица, названная именем Архимеда. В Сиракузах есть площадь Архимеда. Предприимчивые сиракузцы показывают дом, в котором «жил» Архимед. За что же чтут память человека, жившего более двух тысяч лет назад? Конечно, он был величайшим математиком. Но так ли уж много это значит по тем масштабам, которыми мерит великих людей обыкновенный человек? Дело, скорее, в патриотизме Архимеда, представлявшем собою хотя и легендарный, но хрестоматийный факт, знакомый каждому, кто хоть немножко учился. Кто не знает, что Архимед с помощью кранов собственной конструкции вынимал из моря корабли римского захватчика Марцелла, ставил их на берег, где они разламывались под силой собственного веса. Те же корабли, которые краны не доставали, он сжигал с помощью увеличительных стекол. Эти эпизоды, рисующие Архимеда как героя обороны Сиракуз, и сама его трагическая смерть гораздо понятнее большинству людей, чем его гениальные математические работы. Думаю, что этот пример не оставит никого равнодушными.
В последние годы вопросы нравственности особенно актуальны. Приходится констатировать, что нравственность сильно понизилась. Это в первую очередь отразилось на детях. Поэтому я считаю, что учитель любого предмета должен стараться уделять внимание нравственным вопросам на каждом уроке. Взять хотя бы примеры из истории математики: факты свидетельствуют о том, что успехов и научных открытий достигают чаще всего те учёные, которые имея хороший нравственный облик, живут, соблюдая некие нравственные нормы. Все обучающиеся знают кто такой Пифагор. Но не всем известен тот факт, что не смотря на то, что два с половиной тысячелетия прошло с момента его смерти, а заповеди Пифагора живут и поражают сердца  людей своей мудростью и современностью.
Статую красит вид, а человека – деяние его.
Истинное отечество там, где есть благие нравы.
Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит.
Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым  твоим законом должно быть уважение к самому себе.
Огорчающий ближнего, едва ли сам избежит огорчения.Жизнь С.В. Ковалевской, ее духовный и нравственный облик, верность науке, борьба за право женщины на умственный труд является прекрасным примером для молодого поколения. А какой поучительной в плане формирования волевых качеств является полная трудностей жизнь М.В. Ломоносова. Жизнь и творческая биография, Н.И.Лобачевского, М.В. Остроградского, Л.Л. Чебышева и других ученых является ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики.
Говоря о роли  математики в развитии техники, необходимо подчеркнуть, что освоение космоса было бы  невозможно без сложнейших математических расчетов. Учащиеся должны хорошо знать, что с именем великого русского ученого К.Э. Циолковского связаны многие важнейшие идеи, взятые на вооружение современной космонавтикой, - многоступенчатые ракеты, использование жидкого топлива и др. Как не вспомнить о Ю.А. Гагарине, сделавшем первый облет земли в космосе и о дальнейших космических экспериментах и достижениях отечественной космонавтики! А под руководством академика Л.Н.Колмогорова и его учеников работы в области теории вероятности использовались во время войны для нахождения самолетов и подводных лодок противника.  Исследования  Л.Н.Колмогорова в области теории стрельбы помогли увеличить эффективность огня артиллерии. Труды Л.Н.Крылова  по теории непотопляемости и качки корабля широко использовались  нашими военно-морскими силами во время войны.
Проведение подобных бесед необходимо сопровождать показом компьютерных презентаций, преследуя цель не только повышение качества знаний, привитие интереса к математике, но и  развитие личности учащегося, повышение его культуры. Ведь качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране. Важно показать детям, что компьютер можно использовать не только для игры в «стрелялки» или  общения в «Аське», но и для учёбы, для своего совершенствования.
Раскрывая основы духовной культуры можно провести, например, урок-вернисаж. Это виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею, где можно рассмотреть шедевры искусств великих художников, узнать новые понятия, как гравюра, натюрморт, бытовой жанр и многое другое, решая математические картины. Урок получается насыщенный, красочный, а главное развивает мировоззрение у детей. Под понятие «нравственного здоровья» можно составить различные уроки на тему «Вредные привычки» с заданиями на проценты, «Урок-спорт» с заданиями по данной теме, связанные с известными именами спортсменов, датами, событиями.
Дискуссия о развитии математики приводит ребят к выводу о том, что математика – это наука, которая постоянно развивается, меняется и требует того же от тех, кто ею занимается. Математика вездесуща, в настоящее время математизируются биология и медицина и кто знает, что будет впереди, может быть на очереди понятия добра и зла.
 Очень большую духовно-нравственную направленность, на мой взгляд, имеют задачи, решение которых предполагает интересные факты, эпизоды из истории России, родного края. Подспорьем в работе по составлению текстов таких задач служат экспонаты и материалы школьного музея.
Задача: Пшеничный надел семьи Ревиных в начале 19 века составлял 2 десятины. Сколько пудов зерна при урожайности сам 3 собрала семья, если высеяли 8,5 пудов на десятину?
Задача: В 19 веке в деревне Бочанка жила семья Игнатченко, которая славилась трудолюбием и смекалкой. Помогите главе семейства раскроить кусок «выделанной» кожи на две равные части без отходов кожи.

Задача: В 9 загонах помещичьих сараев стояло 45 коров, да так, что в каждом загоне их было разное количество. Разместите коров по загонам.
(используется любопытный математический факт: сумма всех однозначных чисел равна 45).
На каждом уроке необходимо стремиться развивать в детях чуткое отношение к жизни. Пусть этим моментам будет выделено совсем немного времени, но оно не пройдет для ребенка бесследно. А нравственные моменты есть практически везде. Взять хотя бы строгие правила умножения положительных и отрицательных чисел и истолковать их новым образом:
« Друг моего друга – мой друг»: ( + · + = +)«Враг моего врага – мой друг»: ( - · - = +)«Друг моего врага – мой враг»: (+ · - = - )«Враг моего друга – мой враг»: (- · + = - ); Важное значение для реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников имеет фактор жизненной и профессиональной активности самого учителя, так как воспитанник фиксирует прежде всего то, что ярче всего проявляется в личности наставника.
3. Заключение.
Д.И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». В середине двадцатого века некоторые представители человечества получили знания о ядерной реакции и, махнув этим мечом, уничтожили людей и всё живое в городах Хиросима и Нагасаки. Затем был Чернобыль и другие. Находясь в потоке информации, рекламирующей материальные блага и удовольствия на животном уровне, не зная и не задумываясь о цели и смысле жизни, человек останавливает своё развитие и входит в мир страдания. Он создаёт материальные блага и сам же их потребляет в процессе восполнения рода себе подобных. Это подобно бегу в темноте по замкнутому кругу. Но эволюцией предусмотрено другое – воспитание Благородного человека. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрытие и проявление их потенциальных творческих возможностей, несущих им и нам счастье и радость жизни.
Учитель берет на себя право и ответственность войти в душу другого человека и решать за него или вместе с ним, что ему нужнее, что выбрать, как жить, к чему стремиться. В сегодняшнем дне наши дети существуют в исключительно сложной обстановке, им необходимо вписаться в мир, который уже есть, со всеми его нравственными проблемами. Учитель должен помнить, что встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика, а прежде всего всесторонне развитую личность, и эту работу он выполняет в тесном единстве с учителями других школьных дисциплин. Обучение математике призвано содействовать выработке представлений о предмете математики, ее сущности и специфике её метода, расширению и обогащению жизненного опыта человека. Воспитательная функция математики осуществляется не столько благодаря её содержанию, сколько за счет использования связанного с этим содержанием обширного материала, который расширяет жизненный опыт, формирует мировоззрение и убеждения учащихся. И в заключении хочу сказать, что ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому так важно не упустить реализацию возможностей математики в развитии личности ребенка.
4. Используемая литература.
Газета «Математика» издательский дом «Первое сентября» №№ 2,3,4,8,9,10,14,15,16 2010г.
Г е н к о в а Л. Л., С л а в к о в Н. Б. Почему это опасно? - М.: Просвещение, 1989.
Воробьёвой Е.А. «Моя деревня Степаново» без м. и г. издания.
Фестиваль «Открытый урок»  (электронный ресурс)  festival@1september.ruХунджуа А.Г. Мировоззрение и естествознание (электронный ресурс)ttp://www.portal-slovo.ru/impressionism/36156.phpВысказывание Карлейля (электронный ресурс)http://ariosto.ru/t-karlejl.html
Высказывание А.В.Луначарского (электронный ресурс) http://ariosto.ru/a-v-lunacharskij-4.html
Приложение 4
Последовательность расположения нормативных актов в списке литературы
1. Международные договоры и иные международные документы.
2. Конституция РФ.
3. Федеральные конституционные законы.
4. Федеральные законы.
5. Указы Президента РФ.
6. Постановления Правительства РФ.
7. Нормативные акты министерств и ведомств РФ.
8. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
9. Нормативно-технические документы (ГОСТы, СНИПы и проч.).
Примечание: внутри каждого из перечней необходимо придерживаться хронологической последовательности.