Доклад из опыта работы. «Роль методического объединения в развитии творческих инициатив учителя и учеников».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ульяновская средняя общеобразовательная школа»
Яшалтинский район Республика Калмыкия
с. Ульяновское, ул. Школьная, 6
Доклад из опыта работы.
Роль методического объединения
в развитии творческих инициатив
учителя и учеников.
Руководитель ШМО
МБОУ «Ульяновская СОШ»
Киосева Е.Н.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.
Роль методического объединения в развитии творческих инициатив
учителя и учеников.
Одно из главных назначений  работы школьного методического объединения - быть проводником новых знаний о современных образовательных технологиях, ориентированных на деятельность по модернизации образования. Система творческого взаимодействия педагогов в рамках деятельности методического объединения способствует накоплению знаний, росту социальной и профессиональной активности, позволяет более эффективно решать текущие и перспективные задачи, стоящие перед школой.
В течение девяти лет являюсь руководителем школьного методического объединения учителей русского языка и литературы.
Методическое объединение – это системная работа группы учителей, направляющая свое творчество на повышение, развитие профессиональной компетенции. Успех работы определяется не только итогами обученности учащихся, но и желанием всех членов объединения увлеченно решать любые проблемы.
Как руководитель ШМО, я должна организовать внутри объединения контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса для обнаружения и исправления недостатков, своевременной помощи учителю в совершенствовании образовательной и методической подготовки. Главной целью является стимулирование у каждого педагога творческого отношения к труду, развития потребности в использовании педагогической и психологической науки, лучшего опыта. Большое значение, на мой взгляд, следует придать пополнению творческих знаний, расширению кругозора, совершенствованию педагогического и методического мастерства учителей. Во многом это определяется высокой организацией методической работы в нашем общеобразовательном учреждении.
Основные направления работы МО учителей – предметников гуманитарного цикла:
диагностика педагогических умений, самоподготовки кадров к современным требованиям образовательного процесса;
организация исследовательской деятельности учащихся;
подготовка к участию в различных педагогических сообществах, конкурсах;
помощь в организации подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ; проведение промежуточной аттестации по предметам;
консультации педагогов по имеющимся вопросам методики преподавания.
Эффективность учебно–воспитательной работы учителя определяется, прежде всего, её основным объективным результатом – качеством ЗУН учащихся. Проверка и анализ этого результата – одно из важнейших звеньев внутришкольного анализа, контроля. Проверка имеет самые разнообразные формы: посещение уроков, письменные проверочные работы, тестирование, зачёты, контрольные работы, экзаменационные работы. По всем видам контроля ведётся систематический мониторинг.
Задачи работы методического объединения:
совершенствование, обогащение знаний педагогов (имеются в виду знания, различные по содержанию: предметные, частнометодические, дидактические, воспитательные, психологические, этические, общекультурные);
развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций, убеждений учителей, адекватных задачам развития школы;
развитие мотивов профессиональной творческой деятельности учителя (речь идёт о развитии важнейших мотивов педагогического творчества, любви к детям, увлечённости предметом, потребности в самореализации и т.д.);
развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления учителя, таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность и т.д.;
развитие культуры эмоций и волевых проявлений учителя, саморегуляции деятельности;
развитие готовности к профессиональному самосовершенствованию, работе над собой.
Вся информация о работе методического объединения собрана в папке, которая содержит следующие разделы:
банк данных об учителях методического объединения;
мониторинг качества обучения по предметам историко-филологического цикла;
выполнение программы;
повышение квалификации и педагогического мастерства;
результативность работы, достижения учащихся;
обобщение опыта;
диагностика;
отчёты учителей по триместрам и за год;
справки, отчёты и т.п.
Содержимое индивидуального банка данных даёт богатейший материал и самому педагогу. Поэтому в нашем методическом объединении не возникает проблемы по сбору необходимой информации во время подготовки к аттестации и при создании личного портфолио педагога.
Наиболее эффективным и важнейшим из методических мероприятий являются заседания МО, которые проводятся 4 раза в год. Основная цель - коллективное обсуждение вопросов организации и хода учебно-воспитательного процесса, работы учителей и учащихся по освоению преподаваемых учебных предметов. На заседаниях методических объединений обсуждаются вопросы совершенствования структуры, содержания и методики проведения учебных занятий, повышения эффективности учебного процесса, повышения квалификации и др.
Среди других видов работы МО можно обозначить следующие:
Обсуждение современных новейших методик;
Теоретические семинары;
Обсуждение и оценка учебных пособий;
Обсуждение передового педагогического опыта;
Отчеты по самообразованию;
Участие в работе педагогических советов.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, использовать свой потенциал, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа над собой носит название саморазвития. Саморазвитием педагога можно и нужно управлять, т.к. уровень профессионализма не только личное дело учителя. Профессиональное саморазвитие – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку, а значит и ориентированная на повышение качества образования. Поэтому большое внимание стали уделять работе над темами по самообразованию.
Каждый учитель в нашем методическом объединении разрабатывает свою методическую тему. По содержанию и значимости они разные: от освоения методов и форм работы до внедрения новых образовательных технологий. В этом направлении также важна роль методического объединения: не допустить разброда, сориентировать и направить педагогов на решение общешкольных задач; в конечном результате - на повышении качества образования. Работа над методической темой обязательно результативна: это или обобщение опыта, или создание методических рекомендаций по разрабатываемой теме, или подборка дидактического материала, выступление с творческим отчётом во время аттестации. Безусловно, каждый педагог, выбирая индивидуальный стиль, находит и свои ориентиры в профессиональной деятельности.
Наше методическое объединение добивается значительных успехов по многим показателям методической, учебно-воспитательной и внеклассной работы. Работая в одном коллективе, выполняя общие функции, имея единый объект воздействия, - ученика, - мы с коллегами успешно решаем общие задачи.