Система поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
муниципального образования «город Бугуруслан»
461630, г. Бугуруслан, ул. Победная 76
Телефакс: 8(35352)26715
E-mail: school2bug@yandex.ruПроект
Система поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи
Руководитель проекта:
заместитель директора по НМР
МБОУ СОШ №2
Можгаева Вера Владимировна
Бугуруслан, 2014 г.
Раздел I
Номинация: управленческий проект
33013651184910Название проекта: система поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи
Руководитель проекта: Можгаева Вера Владимировна
Название организации: МБОУ СОШ №2 г.Бугуруслан
Адрес организации: 461630. Г.Бугуруслан, ул.Победная,76
Контактные телефоны: 8(35352) 3-90-01, 2 -67-15 (раб.); 89325313553(дом.)
Дата начала проекта: 01.09.2014
Дата окончания проекта: 01.09. 2 015
Аннотация работы:
Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. Уже сейчас в России выстраивается разветвлённая система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.
Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе.
Данный проект предназначен для поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи.

Раздел II
1.Цель проекта состоит в определении принципов, этапов, организационно-структурного, функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения его реализации.

2.Задачи:
Развивающее обучение в школе и наличие детей с признаками одарённости ставит перед педагогическим коллективом следующие задачи:
Создание дидактической системы, направленной на развитие интеллектуальных и творческих способностей гимназистов;
создание системы работы по целенаправленному выявлению одаренных детей и их развитию;
создание воспитательной системы, способствующей развитию аттрактивных, коммуникативных свойств личности и высоких адаптивных возможностей;
система стимулирования творческой деятельности одаренных детей;
разработка и внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работе с одаренными детьми;
создание условий для реализации интеллектуального потенциала одаренных детей.
разработка концептуальных подходов управления образовательными системами;
определение факторов среды, способствующих развитию интеллектуальной одарённости детей.
3.Гипотеза исследования
Содействие выявлению и развитию одаренных детей, оказание им психологической помощи и поддержки возможно, если:
1) проводить диагностику интеллектуального развития детей и разрабатывать рекомендации для участников образовательного процесса;
2) создавать условия для организации дифференцированного обучения и формирования профессиональной компетентности личности учителя в работе с одарёнными детьми;
3) осуществлять адаптацию учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально - личностным возможностям и потребностям учеников.
При определении направления учебно-воспитательного процесса в работе с одаренными детьми гимназия опирается на следующие ориентиры:
- наличие природных способностей к активному и целостному мировоззрению;
- познавательный интерес;
- высокий уровень интеллектуального развития;
- нестандартность мышления;
- оригинальность в решении вопросов и задач;
- целенаправленность в выборе видов деятельности;
- высокий уровень сознательности и культуры;
- инициативно-активная ответственность;
- достаточный уровень рефлексии и самоконтроля.
4.Обоснование проекта
В документе «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» сказано, что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия,… в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения. Для этого целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы,… предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся».
Данные научных исследований свидетельствуют о необходимости особого подхода к обучению и воспитанию одаренных детей и подростков. С одной стороны, данный подход обеспечивал бы их самореализацию в учебной деятельности, с другой – создавал условия для адаптации в современном мире, по законам которого живет общество.
В нашей школе накопился достаточный опыт по созданию среды, содействующей развитию способных и одарённых детей. Педагогический коллектив школы ведет целенаправленную, системную работу с одаренными детьми: разработал положение и ежегодно организует проведение школьной научно-практической конференции «Маленький шаг – большая наука » для учащихся 1-11 классов, готовит учащихся к олимпиадам, предметным чемпионатам, конкурсам различного уровня: от муниципального до международного, к фестивалям, к интеллектуальным марафонам и творческим конкурсам и т.д. Ежегодно свыше 80% учащихся награждаются дипломами, грамотами и памятными подарками за достижения в различных конкурсных мероприятиях.
В 2013 году школа стала призером зонального этапа областного конкурса «Школа Оренбуржья».
МБОУ СОШ №2 является активным участником муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Среди участников в 2013-2014 учебном году- 8 победителей, 20 призеров. Чибизов Алексей дипломант регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Вручен сертификат на право льготного зачисления в губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья.
В 2013-2014 учебном году в городской научно-практической конференции школьников «Маленький шаг – большая наука» из 16 работ – 10 призовых мест.
Проект «Молодежное движение в России» стал победителем в отборочном этапе IX Всероссийского конкурса молодежных образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законодательная инициатива». Авторы проекта Бегишева Юлия, ученица 9 в класса, и руководитель Кирсанова Лилия Николаевна, учитель высшей категории, дипломанты заключительного тура конкурса в г. Москва.
В III областных детско-юношеских Кирилло-Мефодиевских Чтениях в конкурсе чтецов «Игумен всея Руси», посвященном 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского Зайко Анастасия, ученица 6 в класса заняла I место, Порватов Андрей, ученик 7а класса – II место, Нестеренко Анастасия, ученица 6 б класса – III место.
Учащиеся нашей школы являются активными участниками Всероссийских дистанционных конкурсов по предмету - 30% учащихся являются победителями и призерами.
Таким образом, школа накопила большой опыт поддержки одарённых детей и готова поделиться системой работы по данному направлению в качестве опорного образовательного учреждения.
5.Содержание проекта
В реализации проекта предполагается три этапа:
Этапы проекта Содержание работы Прогнозируемые результаты
I этап.
1.Проведение индивидуальных и коллективных педагогических исследований с целью обоснования системы выявления и развития интеллектуальной одарённости детей.
2.Диагностика интеллектуального развития учащихся.
3. Анализ результатов диагностики одаренности.
4.Апробация диагностического пакета методик для учащихся разного возраста.
5.Обсуждение проблем экспериментальной работы на семинарах.
6. Социологические исследования, позволяющие получать аналитическую информацию в рамках проекта.
Определение значимых параметров одаренности и факторов её развития.
Составление диагностического комплекта методик для изучения интеллекта, выработка основных требований к организации и проведению тестирования.
Создание информационного банка данных для непосредственного использования и выдачи рекомендаций участникам образовательного процесса.
Проведение сравнительного анализа результатов обученности и интеллектуального развития одаренных учащихся.
Организация семинаров и консультаций для педагогов по развитию интеллектуальных способностей школьников.
II этап.
1. Разработка технологии педагогического управления развитием исследовательских способностей учащихся
2.Корректировка и апробация программ обучения и развития одаренных детей.
3.Создание условий, обеспечивающих развитие интеллектуальных способностей детей.
4. Разработка новых учебных планов и программ, направленных на повышение качества довузовской подготовки школьников, развитие их способностей и раннюю профориентацию.
5.Организация взаимодействия с семьей и микросредой по развитию творческого потенциала личности. Оптимальное сочетание учебной, внеучебной и индивидуальной работы гимназии на основе общего, дополнительного и индивидуального содержания образования.
Подготовка материалов к печати, их публикация.
Выступления на конференциях, семинарах.
Обобщение опыта работы по научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся.
Создание банка данных творческих достижений учащихся для отслеживания динамики интеллектуального и творческого развития.
Повышение квалификации педагогов.
Вовлечение родителей в педагогический процесс работы с одарёнными детьми.
III этап.
1. Создание медиатеки и информационных ресурсов.
2.Анализ результативности диагностических и развивающих программ.
3.Обобщение теоретических и практических материалов в форме учебно-методических разработок.
Публикация в печати.
Тиражирование опыта работы по внедрению системы выявления и развития интеллектуальной одарённости детей в практику работы образовательных учреждений.
Издание сборника творческих самостоятельных работ учащихся (исследования, проекты, эссе, рефераты и др.)
Отчет по результатам разработки и апробации механизмов поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи.
6. Апробация проекта
«Необходимо создать как специальную систему поддержи сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят»- «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
План мероприятий в рамках проекта
№ Мероприятия Сроки Ответственные
1. Изучение Программы «Одарённые дети» на заседаниях МО. Сентябрь
2014 г. Руководители ШМО
2. Планирование работы с одарёнными детьми. Сентябрь
Организатор работы с одаренными детьми
3. Разработка локальных актов, регламентирующих работу с одарёнными детьми:
Программа «Одарённые дети».
Положение о научном обществе учащихся.
Положение о школьной олимпиаде.
Положение о школьной научно-практической конференции учебно-исследовательских работ 2014 г. Администрация
4. Планирование психологического сопровождения (пакет диагностик). сентябрь Психолог
5. Создание банка данных одарённых детей. В течение года Организатор работы с одаренными детьми
6. Разработка индивидуальных маршрутов одарённых детей В течение года Классные руководители, учителя-предметники
7. Учёт результатов индивидуальной творческой деятельности «портфолио») В течение года Классные руководители
8. Участие одарённых детей в городских, областных, всероссийских и международных конкурсах, конференциях, олимпиадах. В течение года Классные руководители, учителя-предметники
9. Учебно-практическая конференция учебно-исследовательских работ и проектов учащихся май Организатор работы с одаренными детьми
10. Обобщение опыта педагогов по работе с одарёнными детьми. май Учителя-предметники
11. Педагогический совет «Создание целостной системы работы с одарёнными детьми». Организатор работы с одаренными детьми
12. Работа страницы на сайте школы «Одарённые дети» В течение года Организатор работы с одаренными детьми
13. Психологическое сопровождение: отслеживание динамики развития одарённости, уровня комфортности субъектов образовательного пространства (рекомендации, тренинги). В течение года Психолог, классные руководители
14. Обучение одарённых детей в заочных школах В течение года Классные руководители, учителя-предметники
15. Организация работы в различных видах деятельности: интеллектуальные, экологические, спортивные, творческие, патриотические
В течение года Классные руководители,
Организатор работы с одаренными детьми
16. Проведение праздника одарённых детей «За честь школы» май Организаторы
17. Школьная научно-практическая конференция. февраль Организатор работы с одаренными детьми
18. Семинар «Программа работы с одарёнными детьми: итоги и перспективы». Апрель Организатор работы с одаренными детьми
20. Обобщение опыта психологического сопровождения программы. Апрель-май Психолог
21. Анализ выполнения программы май Организатор работы с одаренными детьми
7.Конкретные ожидаемые результаты

Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету;
разработка диагностического инструментария для успешной реализации проекта;
подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей;
обобщение и систематизация результатов деятельности учителей, работающих с одаренными детьми;
обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся;
подготовка и издание печатных пособий по работе с одаренными детьми;
Организация и проведение творческих семинаров по работе с одарёнными детьми для педагогов школы и других образовательных учреждений.

8. Распространение результатов
Данный проект направлен на создание благоприятных условий для развития одаренных детей, создание условий для обучения на достаточно высоком уровне и обеспечения дальнейшей профессиональной деятельности и возможности профессионального роста.
Результаты проекта могут применяться педагогическими работниками города в рамках сотрудничества, обмена методическими и технологическими наработками. Составленный комплект диагностических методик будет оснащен компьютерными технологиями. Будет создан информационный банк данных на электронных носителях.
9.Используемая литература:
Научно-методический журнал «Исследовательская работа школьников»№3,4, Москва, 2008г.
http://www.researcher.ru/methodicsПсихологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися. – Волгоград: Учитель, 2010
Школьная проектная лаборатория. – Волгоград: Учитель, 2009