Практическое задание по базовому дистанционному курсу «Технология интерактивного обучения».


Salimova Aminat Halidovna
Практическое задание по базовому дистанционному курсу
«Технология интерактивного обучения».
ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации
Предмет, по которому проводится урок Математика
Обобщающий урок по теме: «Решение квадратных уравнений по теореме Виета»
Урок-экскурсия « В гостях у Виета»
Класс 7
Этап Время, продолжительность этапа Активный метод обучения (прием, способ, техника) Подробное описание АМО (приема, способа, техники)
Инициация 5 минут Устный счет « Узнай, к кому сегодня мы едем в гости»
Ученики имеют карточки:
Т
0,9
И
-1
К
6,5
Е
0
А
3
В
-12
Б
17
Цель: организация учащихся к проведению урока, создание доброжелательного отношения друг к другу, комфортной обстановки.
Группы: все учащиеся( 20 человек).
Проведение: учащиеся рассаживаются в две команды. Рефлексию положительного настроения и эмоционального состояния можно провести в начале урока, сообщив что мы переносимся на 450 лет назад во Францию. Звучит «Менуэт» Моцарта. А девизом урока будут слова: « Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг».
Эти слова принадлежат великому математику к кому мы сегодня отправляемся в гости.
Это позволит заинтересовать учащихся наладить контакт. На доске написаны уравнения, надо найти их корни.
Учащиеся решают устно, записывая только ответы:
4,5 +x=10
X2=144
x-1,5=3,5
x2-1=0
x2=0
Затем проверяют все вместе ответы( сверяются со слайдом) Из имеющихся карточек необходимо составить слово, расположив найденные корни в порядке возрастания. Получилось слово «Виет».
В оценочном листе учащиеся ставят оценку за правильно решенные уравнения. Дается исторический экскурс, презентация о Виете.
Вхождение или погружение в тему 3 минуты Метод:« Я хочу научиться»
Материалы: фломастеры, листы бумаги формата А4.
Цель: выяснить цели урока у учащихся.
Проведение:
Учащимся предлагается разделиться на 2 группы, каждой группе необходимо самостоятельно выбрать и сформулировать цели урока.
Цели записывают фломастерами на формате А4 и вывешивают на доску. Например:
Запомнить теорему Виета.
Уметь решать квадратные уравнения по теореме Виета.
Узнать о жизни и математических открытиях Виета.
Формирование ожиданий учеников 2 минуты Метод: « Я хочу учиться.»
Материалы: фломастеры, листы бумаги формата А4.
Цель: выяснить ожидания учащихся на данном уроке планирование эффектов урока. На формате А4 учащиеся записывают свои ожидания. Например:
Применять теорему Виета
Доказать, что теорема Виета более рациональна для решения квадратных уравнений.
Научиться решать квадратные уравнения по теореме Виета, когда перед x2 стоит 1.
Интерактивная лекция 15 минут Метод: «Ролевые игры»
Материалы: костюм Виета-каждая команда лист ватмана, фломастеры. Решения можно сопровождать рисунками из жизни Виета. Оценочный лист. Цель: оживление внимания, структурирование материала.
Проведение: в класс входит гость-«Виет» (старшеклассник): « Кто это обо мне говорит? Моей теореме 450 лет, а о чем же она говорит?». Учащиеся отвечают. « Виет» записывает теорему на доске. Демонстрирует слайд «Теорема Виета».
Если учащиеся ответили правильно, то они ставят оценку за теорему Виета в оценочный лист.Виет: «Забыли мою теорему? Тогда запоминайте стишок:
Теорему Виета тебе
Я запомнить легко помогу:
Сумма корней минус П,
Произведение Ку».
Демонстрируется слайд этого стихотворения.
Каждой группе Виет выдает задание решить уравнения по его теореме:
X2-4x+3=0
X2-7x+10=0
X2+5x+6=0
Группы записывают решения на ватмане.
По желанию могут выполнить рисунок из эпохи Виета. По окончанию работы каждая группа представляет свои результаты и картинку. «Виет» оценивает их работу.
Учащиеся, которые решали активно и правильно ставят себе самооценку в оценочном листе.
Эмоциональная разрядка (разминка) 10 минут Метод: «интервью с Виетом»- отрывок из фильма. Игра о Виете. «Кто последний?» Цель: активизировать процесс мышления у учащихся, прийти в бодрое настроение.
Проведение: каждая группа задает «Виету» вопрос о его деятельности. «Виет» отвечает, сопровождая ответы кадрами из фильма.
Затем «Виет» предлагает игру «Кто последний» Из букв в словах « Франсуа Виет» составить существительные единственного числа. Группы отвечают по одному слову по очереди. Чья группа скажет последнее слово, та и выиграла. Все это позволяет получить эмоциональную разрядку.
Проработка содержания темы 5 минут Метод: «Проверь соседа» Задание на доске. Музыка. Цель: проверка знаний и умений учащихся. Проведение: самостоятельную работу все учащиеся выполняют в группах индивидуально, в роли консультанта учитель и «Виет».
Самостоятельная работа: решите уравнения:
x2-10x+21=0
x2-7x+12=0
Придумайте сами уравнение с корнями 12 и 1.
Является ли x=2 корнем уравнения x2+11x+28=0
Найдите сумму корней уравнения x2+12x+11=0
Учащиеся выполняют задания под музыку ( «Неаполитанская песенка» Чайковского)
Все задания написаны на доске, а их ответы- на оборотной стороне доски. Когда учащиеся решили, они обмениваются тетрадями и друг у друга проверяют работы, сверяясь с ответами на открытой доске. И ставят оценку в оценочный лист. Правильность выполнения задания объясняется и комментируется.
Подведение итогов 2 минуты Метод: «Решу сам»
Индивидуальные карточки и оценочные листы. Цель: подведение итога урока, создание позитивного настроя выполнения домашнего задания учащихся. Проведение: читается стихотворение « По праву достойна в стихах быть воспета великая наша теорема Виета» Честь и хвала Виету.Виет благодарит учащихся и предлагает им поставить общую оценку за урок в оценочном листе. И каждому учащемуся выдают индивидуальные карточки с домашним заданием. Например:
Решить уравнения: x2-5x+4=0 x2-13x+12=0
Составить уравнение с корнями 5 и 4.
Эмоциональная разрядка (разминка) 3 минуты Игра «Подарок Виету» Цель: создать положительные эмоции у учащихся.
Проведение: пора заканчивать урок и возвращаться из 16 века в 21. Учащимся предлагается сделать подарок «Виету»: нарисовать график любой возрастающей функции, если урок понравился и график убывающей функции, если не понравился.
Спасибо за урок. Урок окончен.
Учитывая, что достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией ключевых процессов модерации (ИКВММРАО), продумайте, как и за счет чего организовать на каждом этапе урока эффективное протекание ключевых процессов модерации?:
Для выполнения п.4 мы предлагаем Вам заполнить следующую таблицу:
Ключевые процессы Вопросы организации
Ответ
эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса
Каким образом будет обеспечена интеракция участников в процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий, лекции, выполнения практического задания в малых группах, при подведении итогов урока? В процессе совместной работы обучающихся на первом этапе урока (организационный момент, вхождение) и при подведении итога урока осуществляется интеракция учитель-класс. При выполнении практических заданий, учащиеся делятся на 2 ранее организованные группы. Целью каждой группы является обсуждение конкретных вопросов по изучаемой теме, решение заданий. Консультант в каждой группе оказывает помощь на всех этапах учебного процесса. В основе сотрудничества лежит взаимное желание и готовность участников команды объединить свои способности для выполнения совместной работы. Этот этап развития группы характеризуют открытость и доверительные отношения, толерантность и принятие чужого мнения, активное заинтересованное творческое обсуждение, развитие идей друг друга, взаимоподдержка и взаимная ответственность обучающихся за результаты работы команды.
упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса
Как Вы будете учитывать разные каналы восприятия информации учащимися?
Что может помешать свободным коммуникациям в процессе урока и как это можно предупредить? В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения находится самостоятельная образовательная деятельность участников и интенсивное групповое взаимодействие. Упражнения к уроку подобраны по степени сложности. Однако по разным причинам, у некоторых учащихся при выполнении заданий возникают затруднения, тогда на помощь приходят карточки с алгоритмом решения, консультанты или (что бывает крайне редко), организуется дополнительная группа: учитель- ученик; ученик- «Виет». При этом надо учитывать, что создание позитивного эмоционального фона урока, понимание и проницательность для всех детей будет являться важным мотивирующим фактором, обеспечивающим эффективность образовательного процесса.
обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация)
Как будет обеспечиваться визуализация целей урока, ожидаемых эффектов урока, материалов Вашей интерактивной лекции, практического задания и результатов его выполнения учащимися, итог урока? Какие материалы, заготовки, оборудование Вам потребуются для этого? К рассматриваемому уроку, подготовлена презентация, фильм где каждый этап сопровождается слайдами и музыкой Визуализация подаваемого материала обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание, возможность многократного обращения к представленной информации, возможность сравнения с предыдущей и последующей информацией. В процессе урока ученики представляют свои рисунки по теме. Оформляя результаты самостоятельного обсуждения новой темы, учащиеся подключают к обучению мощнейший потенциал творчества. Поиск оригинальных форм отражения результатов работы команды, реализация в этом процессе всех своих способностей, свободное самовыражение и связанные с этим яркие положительные эмоции обеспечивают эффективное усвоение и надежное закрепление новых знаний и умений! На уроке мы используем следующие материалы: ватман, бумага А4, фломастеры, компьютер, магнитная доска.
мотивацию всех участников образовательного процесса
Какие мотивирующие факторы, как и когда, будут использованы для создания и поддержания высокого уровня мотивации учащихся на всем протяжении урока? Что Вы используете для мотивированного выполнения домашнего задания? Что Вы используете для обеспечения искреннего желания учащихся придти на следующий Ваш урок? На первых этапах урока учащиеся самостоятельно выбирают и формулируют его цели и задачи. Значительная самостоятельность в процессе обучения, в оценке его результатов и даже возросшая, в связи с этим, ответственность ученика обладают значительным мотивирующим влиянием. Работа в команде – еще один мощный мотивирующий фактор. Перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот, мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущение твоей нужности команде. Использование игровых методов обучения, различные формы визуализации учебного материала, делают процесс обучения понятным и интересным для детей. В конце урока ребята сами видят свои результаты. Определяется лучший ученик команды в различных «номинациях». Отклонения, если таковые в работе намечаются, корректируются зачастую самими участниками команды. В результате наблюдается значительный рост повышения мотивации учащихся, раскрывается и развивается потенциал каждого участника команды. При выполнении и проверки домашнего задания, каждый ученик для своей команды может, заработать дополнительный балл как при ответе у доски, так и роли консультанта. Учащимся нравится работать с оценочным листом, самим оценивать свою работу, свои знания.
В процессе своей педагогической деятельности стараюсь быть для своих учеников наставником, другом, уважать ученика и учиться у него, поощрять любые успехи учащихся, считая ситуацию успеха залогом счастливого будущего ребенка. Позитивный настрой учителя, положительная, доброжелательная энергетика урока, различные формы и методы проведения уроков обеспечения искреннего желания учащихся придти на следующий урок. «Учитель и ученик- это прежде всего сотрудники». (Рерих)
мониторинг образовательного процесса
Что Вы сделаете для определения: достижения результатов образовательного процесса, соответствия графика урока, стадий групповой динамики? На своих уроках четко ограничиваю время проведения каждого этапа урока, стараясь придерживаться графика, с тем, чтобы полноценно реализовать каждый этап модерации и обеспечить достижение целей всего урока.
В оценочном листе учащийся может написать пожелания учителю: попросить позаниматься индивидуально или дать задание повышенной сложности, рассказать о своих неудачах на уроке.
Когда учащиеся работают в группах, старюсь настроить их на выполнение заданий, поддержать в нужную минуту или корректно сделать замечание, создать позитивный микроклимат в группе и обеспечить эффективность ее работы. Работа в группах основана на взаимопонимании и уважении, стараемся жить и работать по правилам.
Часто в работе использую шуточные задачи. «Шуточные примеры часто имеют больше значения, чем полезные» (Штифель).
Как учитель предметник и как классный руководитель воспитываю у учащихся ответственность, самостоятельность, доверяю своим ученикам. Девиз нашей деятельности:
«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.»
рефлексию педагога и обучающихся
Какие приемы Вы используете для запуска и эффективного протекания рефлексии обучающихся на каждом этапе урока? Рефлексия - обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение итогов учебной деятельности учащихся, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу. Рефлексию положительного настроения и эмоционального состояния можно провести и в начале урока, например, сообщить девиз урока.
Следующий вид рефлексии - это оценка своей деятельности. Учащийся должен задуматься над такими вопросами: "Что я успел сделать на уроке? Чего достиг? Что осталось для меня нерешенным?" Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, например:
Сегодня я узнал…,
Было интересно…,
Б понял, что…,
Я научился…,
У меня получилось …
Мне было интересно:

Б. Проанализируйте, какие сложности возникли у Вас при составлении программы урока, построенного на основе технологии модерации и АМО.
Возникшие при планировании проблемы и вопросы, пожалуйста, перечислите и прокомментируйте.
№ Проблемы и вопросы, возникшие при составлении программы урока Комментарии
Недостаточно печатных изданий и пособий по математике с разработанными АМО для учащихся общеобразовательных школ. Педагогический стаж 40 лет, поэтому мне легче разрабатывать АМО, начинающим педагогам нужна помощь.
Отсутствие современной материально- технической базы во многих школах. В школе есть компьютер, поэтому часто применяю презентации на уроках.У
Анкета для учащихся, присутствовавших на уроке, построенного на основе технологии модерации и с применением АМО.
1 Понравился ли вам урок и использованные на нем игровые методы
Урок понравился.
2 Что именно понравилось?
Встреча с «Виетом», работа в группе, интересные стихи и презентация.
3 Что вам не понравилось?
Все понравилось.
4 Хотели бы Вы учиться на таких игровых уроках?
Такие уроки проводятся часто, на них, конечно, интереснее, чем на традиционных.
Анализ и оценка преподавателем апробации урока (образовательного мероприятия), построенного на основе технологии модерации и с применением АМО.
1 Какие сложности возникли при проведении урока, основанного на технологии модерации и АМО? Сложностей нет.
2 Какие положительные эффекты Вы отметили при проведении урока, основанного на использовании технологии модерации и АМО? Умение учащихся работать в группах; самоанализ усвоения данного материала; взаимопомощь; интерес к предмету математики. Повышение мотивированности обучающихся, стимулирование их познавательной активности и творчества. Рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения. Приобретение жизненно важных навыков и качеств.Профессиональный рост самого учителя. Удовлетворение всех участников образовательного процесса.
3 Как воспринимали учащиеся урок, основанный на использовании технологии модерации и АМО? Учащиеся были активны.
4 Какие ощущения Вы испытали от урока, основанного на использовании технологии модерации и АМО? Положительные. Испытываю удовлетворение от урока.
5 Будете ли Вы использовать уроки, основанные на использовании технологии модерации и АМО в дальнейшем в своей работе? Пытаюсь использовать АМО на каждом уроке.
6 Требуется ли Вам дальнейшая углубленная подготовка по активным методам обучения и технологии модерации? Да.
Огромное СПАСИБО всем организаторам курса «Технология интерактивного обучения»!