Статья Особенности создания студенческого портфолио


Особенности создания студенческого портфолио
Автор: Соколова Анна ВладимировнаПортфолио в традиционном понимании – коллекция работ обучающегося, демонстрирующая его достижения и прогресс, достигнутый в процессе обучения за определённый отрезок времени. В современной практике в портфолио также включены разделы, посвящённые оценке достигнутых результатов самим обучающимся, планированию будущих этапов обучения в соответствии с общей направленностью непрерывного, «пожизненного» образования. Кроме того, портфолио – форма аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному обучающимся в ходе учебной, творческой, социальной деятельности. Он отвечает целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения. Это делает портфолио рабочим инструментом, позволяющим обучающемуся эффективно контролировать, планировать и оценивать собственные образовательные достижения. С точки зрения отслеживания и оценивания процесса обучения и его результатов портфолио позволяет решить две основные задачи:
― проследить индивидуальный прогресс обучающегося в течение длительного периода обучения в широком образовательном пространстве и различных жизненных контекстах.
― оценить его образовательные достижения и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля.
Следовательно, портфолио – это современная форма оценивания, адекватная духу и характеру предпрофильной подготовки и профильного обучения. Портфолио позволяет решить следующие важные педагогические задачи, поставленные системой профильного обучения:
― поощрять активность и самостоятельность студентов, расширять возможности обучения и самообучения;
― развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;
― формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
― содействовать индивидуализации образования студентов;
― повышать обоснованность выбора профиля и эффективность его коррекции.
Применительно к задачам профильного обучения можно утверждать, что портфель учебных достижений обучающегося служит основанием для совершения правильного выбора профиля, показателем ориентированности студента на выбранное направление, его образовательной активности, готовности к переходу на следующие этапы образования. Портфолио позволяет осуществить длительный мониторинг индивидуальных образовательных достижений студента и развития сферы его интересов на различных ступенях обучения.
Диапазон портфолио постоянно расширяется: портфель учебных достижений начинает использоваться на всех уровнях образования, от начальной до высшей школы. Появились новые формы портфолио, основанные на применении современных информационных технологий (электронный портфолио) и ориентированные на новые образовательные цели (паспорт компетенций/ квалификаций).
При всём разнообразии портфеля учебных достижений, различии образовательных и профессиональных сфер, в которых они функционируют, конкретных целей и требований, на которые ориентированы те или иные виды портфолио, прослеживаются попытки построить определённую типологию. Показателен пример типологии, позволяющей увидеть динамику развития портфолио от школы к ВУЗу и далее к рынку труда (рис.1).
Рис. 1. Сферы функционирования различных типов портфолио
217170016954500
33147002540ШКОЛА
00ШКОЛА

240030038735Портфолио
развития
00Портфолио
развития
400050038735Портфолио
по предметам
00Портфолио
по предметам

607988299133КОЛЛЕДЖ, ВУЗ
00КОЛЛЕДЖ, ВУЗ
07493000
3314700-3175Портфолио
выпускника
00Портфолио
выпускника

1257300261620001257300261620Портфолио
студента
00Портфолио
студента
11430026162000114300261620Портфолио
абитуриента
00Портфолио
абитуриента

3429000297815Профессиональная
сфера
00Профессиональная
сфера
28575006921500
457200236855Портфолио
трудоустройства
00Портфолио
трудоустройства

4000500273050Портфолио
специалиста
00Портфолио
специалиста