Духовно-нравственное воспитание в учебно-воспитательном процессе школы

Доклад
Духовно – нравственное воспитание в учебно – воспитательном процессе школы.
В. А. Сухомлинский писал:
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - пионерско-комсомольские традиции. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор данной проблемы не был случайным.
Никто не позаботится о будущем наших детей, кроме нас самих. Как они будут созидать на благо Родины, если мы не научим их любить Россию, ее культуру и историю.
Светское школьное образование без религиозной духовности и нравственности – это неполноценное образование. Идеальное знание гуманитарных и естественных наук не помогает человеку бороться со страстями и грехом, не противодействует наркомании, алкоголизму, блуду, преступности, не делает человека хорошим семьянином.
Исторически сложилось так, что культура нашего народа основывается на духовно-нравственных ценностях (ДНЦ) православия. Достаточно вспомнить, что сама письменность пришла к нам от святых просветителей славянских народов Кирилла и Мефодия. По статистике 80% россиян православно крещеные люди. Значит, тех, которые хоть как-то ассоциируют себя с православными людьми, подавляющее большинство. Никто не собирается навязывать нашим детям исполнение церковных обрядов, заучивание молитв, но как граждане Великой России они ОБЯЗАНЫ знать историю и культуру своего народа.
Что главное в православной культуре? Наша христианская нравственность: способность любить Бога, ближнего своего как самого себя. Именно нравственное поведение делает человека по-настоящему счастливым. Ни образование, ни слава, ни достаток не дают человеку самодостаточности и мира в душе. Ребята на уроках ОПК и ОРКСЭ (православный блок) рассуждают о таких категориях как совесть, мораль, гражданин и др., они познают себя. Нам жизненно необходимо познать и сохранить у детей представление об истинной культуре, истинных идеалах добра, мира и любви. Эти идеалы наш народ обрел именно в православии. Именно православие явилось той многовековой традицией, которая воспитала людей, создавших Великое Российское государство.
В нашей школе эффективно проходят мероприятия по взаимодействию Школы и Церкви. Это общешкольное мероприятие «Мы – за здоровый образ жизни!», на котором были приглашены благочинный 14 округа иерей Александр (Рябов), сотрудник Кировской центральной районной больницы. Мероприятие позволило говорить о здоровье с разных точек зрения: с физической, с нравственной, с духовной. Оно обеспечило пристальное внимание учащихся к вопросам сохранения здоровья, позволило вовлечь в работу максимальное количество школьников и педагогов.
На базе школы неоднократно проходили открытые классные часы на темы: «Семья и семейные ценности», «Семья – наше богатство», «Православная семья». На данные мероприятия были приглашены Уполномоченный по правам ребенка в Калужской области Ольга Александровна Копышенкова, настоятель собора Святого Александра Невского иерей Александр (Рябов), родители обучающихся школы. Мероприятия вызвали особый интерес у школьников, заставили ребят задуматься над важными вопросами отношений в семье.
Во внешкольной деятельность под руководством заместителя по ВР, педагогов школы обучающиеся смогли посетить Оптину Пустынь, Шамординский монастырь. Особый интерес у школьников вызвали живые рассказы экскурсоводов, а истинный восторг доставило окунание в купель.
Еще Л.Н.Толстой писал: «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое знание действует воспитательно».
Стандарты второго поколения проект «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» дают педагогическим коллективам школы важные ориентиры. Мы читаем: «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную».
Основываясь на этом, считаем целесообразным говорить о духовно-нравственном развитии и воспитании не только во внеурочной, внешкольной, но и в урочной деятельностях школьников. Именно интегративность программ духовно-нравственного воспитания позволит нам привить подрастающему поколению важнейшие понятия о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Зам. директора по ВР Драченникова Е.И.





Заголовок 215