Выступление на конференции по теме: Специфика реализации требований ФГОС ООО в процессе обучения математики


Специфика реализации требований ФГОС ООО
в процессе обучения математики
«…школьное обучение должно способствовать
личностному росту так, чтобы выпускники могли
самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели,
умели реагировать на разные жизненные ситуации»
Послание Президента РФ Медведева
Федеральному собранию РФ
«Российская газета» - Федеральный выпуск №5038
от 13 ноября 2009 г.
Актуализация направлений деятельности педагога в условиях реализации ФГОС ООО
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран.
Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений (из данных сайта Центра оценки качества образования centroko.ru).
Предмет гордости учителя в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.
Поэтому Федеральный Государственный Образовательный стандарт общего образования выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Как известно, ключевое изменение ФГОС состоит в том, что впервые новые цели образования − формирование умения учиться, духовно- нравственное развитие личности учащихся.
Таким образом, объектом формализованного контроля становятся не столько предметные ЗУН, но и, прежде всего, личностные и метапредметные (универсальные) результаты образования и умение учиться в целом. А поскольку любая система деятельности работает на те цели, которые контролируются, то это означает, что предстоит не формальный, а реальный переход к новой школе.
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.
Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач.
Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), я пришла к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность осуществления образования процесса с применением такой технологии, которая будет способствовать достижению результатов, зафиксированных в ФГОС ООО.
Основы и смысл введения ФГОС
Социальные: заказ системе Образования
Научные: фундаментальное ядро содержания общего образования
Идеологические и методологические: концепция духовно-нравственного воспитания и системно-деятельностный подход соответственно.Смысл введения нового стандарта – ориентировать систему образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмы деятельностного развития.
Важнейшие особенности: ориентация на результат и реализация деятельностного подхода.
Основные механизмы: планируемые результаты и оценка: от «контроля» к «обеспечению качеством».
Мы хотим привлечь интерес большего количества учеников к своему предмету? Хотим, чтобы они полюбили наш предмет и шли к нам на урок с удовольствием, а не со словами «опять эта математика»? Для этого у нас есть возможность строить уроки в соответствии с требованиями ФГОС на основании системно-деятельностного подхода.
Какие требования предъявляет ФГОС ООО к школьному курсу математики?
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
1) умение грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры и контрпримеры, выстраивать аргументацию;
2) умение распознавать логически некорректные высказывания, критичность мышления, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
в метапредметном направлении:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
в предметном направлении:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию);
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования;
5) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
8) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
9) умение использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур, измерять длины отрезков, величины углов;
10) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
В стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. А, следовательно, осознанию учащимся того, что знания и умения нужны ему самому, а не педагогу и родителям.
Единственный путь ведущий к знанию – это деятельность.
Б.Шоу.
Принцип деятельности предполагает, что новые понятия  и отношения между ними не даются детям в готовом виде, а добываются ими самими в процессе собственной  учебной  деятельности. Как организовать такое обучение?
Очевидно, что любая деятельность начинается с осознания человеком потребности в этой деятельности, личностного отношения к ней. Поэтому вначале важно обеспечить самоопределение детей к деятельности на уроке и подготовить их мышление к построению нового знания. После этого учитель подводит учащихся к постановке перед собой цели деятельности и организует самостоятельный поиск ими и «открытие» нового знания. Таким образом, дети строят «свою» математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
Структура урока по технологии деятельностного метода.
1. Мотивация и самоопределение деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в выполнении или решении проблемной задачи или поиске ответа на проблемный вопрос.
3. Постановка учебной проблемы.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта по составленному плану.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Включение в систему знаний (умение применить открытое знание в нетиповой ситуации).
8. Рефлексия деятельности.
Самое трудное для педагога-это подбор заданий для проблемных ситуаций.
Для решения поставленных задач, требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения.
Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
26320753492500В 10 классе, при изучении темы «Многогранники», учащимся предлагаются упражнения на изготовление моделей из бумаги и пластилина (дети руками «чувствуют» многие свойства фигур), а также на рассматривание фигур с различных сторон и рисование получившихся результатов.
Учащиеся наглядно видят количество граней, могут самостоятельно получить площади боковой и полной поверхностей фигур.
Этап учебной деятельности Деятельность учащихся Формируемые компетенции и
универсальные учебные действия
Подготовка к активной познавательной деятельности Моделирование фигур с помощью спичек и пластилина Эмоционально - мотивационные (личностн. УУД)Социальные (коммуникативные УУД)
Творческие (личностностные УУД)
Этап теоретического моделирования Ответы на вопросы о количестве вершин, ребер, граней многогранников Аналитические (познавательные УУД)
Творческий этап Изменение моделей (из тетраэдра в куб и др.) Творческие (личностностные УУД)
Этап решения задач по моделям Решение задач на нахождение площадей частей многогранников Компетенции самосовершенствования
(регулятивные УУД)
Аналитические (познавательные УУД)
Всё это позволило повысить уровень развития пространственного мышления учащихся, приобрести базу для изучения стереометрии в старших классах, развить творческие способности.
Все методы активного обучения имеют ряд отличительных особенностей. Одним из таких признаков является мотивация. Только правильно мотивированный ученик способен с интересом выполнять поставленную задачу. К числу используемых учителем мотивов выступают: творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональная вовлеченность.
Самое важное - создание условий для развития каждого ученика.
В конце урока необходимо проводить рефлексию. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы. Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности, учащиеся не смогут присвоить себе тех знаний, которые добыли.
Классификация рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала.
Заключение
Реализация системно-деятельностного подхода при реализации ФГОС способствует успешному обучению школьников. 
У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  на следующей ступени обучения.
Ведущими характеристиками учащихся становятся  способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений  о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. 
Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность   школьников процессом познания.
Анализируя вышесказанное можно сделать следующий вывод:
Преимуществом системно-деятельностного подхода к обучению (по сравнению с традиционным) является то, что основной акцент делается на организацию различных видов деятельности обучаемых, при которых:
учитель выступает в роли режиссера обучения и педагога-менеджера, а не транслятора учебной информации;
информация используется как средство организации деятельности, а не как цель обучения;
обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателями, беря на себя часть ответственности за обучение и контроль, а его личностное и интеллектуальное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.
Особенности преподавания математики зависят  от требований к результатам, к условиям, по каким учебникам ведется преподавание и от самого учителя.
Мир меняется стремительно, третье тысячелетие человечество встречает как эру  информационных технологий. Компьютер и глобальная связь становятся неотъемлемыми атрибутами нашей жизни. Неоспоримый факт, что каждое новое поколение отличается от предыдущих. Вместе с этим меняется и школьный мир.  С каждым днем учителю все сложнее становится удержать внимание учеников с помощью доски и мела. Ученики не представляют себе жизнь без информационных технологий. Поэтому каждый учитель должен уверенно чувствовать себя в этом прогрессе. Ведь только учитель, идущий в ногу со временем, будет пользоваться, куда большим почетом и уважением у учеников. Любые изменения требуют понимания, осмысления и терпения. Успешность зависит во многом от самостоятельности и настойчивости самого учителя. Одной из существенных составляющих успеха в профессиональной педагогической деятельности является стремление быть современным учителем в современной школе.