Роль классного руководителя в формировании классного коллектива


Роль классного руководителя в формировании классного коллектива
Классный руководитель 10 класса Старикова Т.Ф.
(Из опыта работы)
Мечта любого классного руководителя создать единый дружный коллектив, в котором будет комфортно ребёнку на уроках и во внеурочное время, где он может раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе друзей и самому стать хорошим другом.
Школа, являясь центром образования и воспитания , помогает с детства сформировать у учащихся необходимые навыки для дальнейшей социализации и адаптации в социуме. Воспитательный процесс неотъемлемая часть общего образовательного процесса, осуществляемого в единстве урочной и внеурочной деятельности.
В основу своей воспитательной системы с классом я закладываю идею воспитания дружного классного коллектива. Я считаю, что очень важной задачей классного руководителя является формирование толерантных отношений внутри класса.
Реализация данной задачи предполагает создание воспитывающей среды в урочное и внеурочное время , построение системы внеклассной работы.
Для достижения комплексной цели необходимо решить следующие задачи:
.Создание условий для формирования личности каждого учащегося.
.Формирование классного коллектива дружного, сплочённого, творческого.
.Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.
Остановимся на пункте формирование классного коллектива.
Процесс формирования я бы разделила на несколько задач:
.Изучение класса (документация, анкетирование, общение с коллегами)
.Организация классного самоуправления , создание традиций на основе того лучшего, что было у них в классе.
.Установление принципов общения с общешкольным коллективом.
.Установление принципов общения в классе для создания благоприятного климата.
В августе я изучила личные дела учащихся. Потом раздала анкеты и попросила их заполнить максимально полностью и искренне. Меня удивили некоторые пожелания родителей.
Доброжелательно относиться к детям
Одинаково относиться ко всем учащимся
Прощать детские шалости…
Я провела ещё несколько анкет, которые помогли мне создать общее впечатление о классе. Я скажу об этом позже. По организации классного самоуправления на первом классном часе предложила выбрать старосту из тех кто работал старостами, а позже когда пообщаемся подольше переизбрать или оставить. Все согласились. Разрешила 1 месяц сесть по желанию, до 1 замечания или до конца месяца.
Я считаю, что это сделает переход в новый коллектив более благоприятным. Потом пересаживала постепенно. Во 2 четверти пересадила по своему усмотрению .По вопросу принципов общения с общешкольным коллективом даю установку , что мы должны быть единым коллективом во всех делах, примером для учащихся младших классов во всём во внешнем виде, успеваемости, участии во всех делах .
Вопрос принципов общения в классе обсуждали все вместе на классном часе. Родились слова выслушивать друг друга, не раздувать конфликты, уважать чужое мнение , учиться прощать..
Дополнительно я провела ещё в октябре простые анкеты на определение типа темперамента
Из 27 опрошенных 18 с преобладающими качествами флегматиков и меланхоликов, и только 9 холерики и сангвиники. То есть большинство не активны( пофигисты), поэтому класс постоянно придётся шевелить вовлекать.
Провела анкеты
На проф направленность, на конфликтность . По результатам анкет проводила классные часы и анкеты можно было не подписывать, но все подписали и с интересом обсуждали.
Всё это даёт мне возможность ближе познакомиться с классом а им выговориться.
Основной путь для сплочения коллектива это конечно
внеклассная деятельность.
Внеурочное общение.
Основные принципы внеклассной деятельности:
Открытость - совместное планирование будущего дела
Привлекательность - привлечь учащихся конечным результатом
Свобода участия – учитывается мнение каждого и желание участвовать
Обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия
Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела
Мы участвуем в каждом мероприятии. И в каждом занимали призовые места.
Я хотела бы сказать о последнем мероприятии. Мы провели в классе новогодний праздник и пригласили Елену Владимировну она закончила курсы по хороводоведению и дети с таким удовольствие плясали в хороводе, там было всё игры , танцы, обнимашки, часа полтора, потом мы обсуждали и они говорили, что понравился контакт за руки, глаза в глаза и это сблизило их
Теперь мы ждём масленицу с таким хороводом
Советую пригласить Е В и провести такой праздник.
В заключении я хотела бы сказать, что дети после окончания школы помнят нашу чуткость, заботу и внимание, но больше запоминается чуткость , забота и внимание одноклассников, поэтому наша задача создать такой коллектив, в котором каждый учащийся будет ощущать себя комфортно и всегда вспоминать с теплом об отношениях в классе в школьные годы.