Роль классного руководителя в формировании ключевых компетенций школьников.

Роль классного руководителя в формировании ключевых компетенций школьников.
ЗАДАНИЕ 1
Далеко в океане, приблизительно в 200 милях от берега, терпит бедствие корабль. Спасаясь с тонущего судна, вы успеваете перенести в шлюпку все предметы, перечисленные ниже в таблице. Проранжируйте предметы по их значимости для Вас.
№ п/п
Наименование предмета
Ранжирование

1
Туалетное зеркальце


2
Канистра с пресной водой


3
Москитная сетка


4
Аварийный запас продуктов


5
Карта Тихого океана


6
Надувная подушка


7
Канистра мазута


8
Транзисторный приемник


9
Средство, отпугивающее акул


10
Светонепроницаемый пластиковый лист


11
Ром – 1 л.


12
Нейлоновый шнур


13
Аптечка


14
Рыболовные снасти











Представитель каждой группы объявляет результат обсуждения с обоснованием, далее дается правильный ответ, команда считается спасенной, если количество штрафных очков не превышает 40:
№ п/п
Наименование предмета
Ранжирование

1
Туалетное зеркальце
1

2
Канистра с пресной водой
3

3
Москитная сетка
14

4
Аварийный запас продуктов
4

5
Карта Тихого океана
13

6
Надувная подушка
9

7
Канистра мазута
2

8
Транзисторный приемник
12

9
Средство, отпугивающее акул
10

10
Светонепроницаемый пластиковый лист
6

11
Ром – 1 л.
11

12
Нейлоновый шнур
8

13
Аптечка
5

14
Рыболовные снасти
7










Обоснование: В экстремальных ситуациях необходимы, прежде всего, средства сигнализации ( зеркало - днем до 15 км., пламя горящего мазута - ночью до 5-6 км), затем уже выбираются средства жизнеобеспечения.
- Как вы думаете, почему мы предложили такое задание?
Вывод: Знания, получаемые в школе, часто бывают далеки от реальной жизни, не носят практического характера, не могут выручить в сложной жизненной ситуации, являются мертвым капиталом. Поэтому в настоящее время актуальным становится компетентностный подход в образовании.
Доклад:
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. В обобщающем отчете экспертов Всемирного банка, составленном в 2003 г. по материалам исследований в 27 странах региона Европы и Центральной Азии (в том числе России), указывается, что образовательные системы этих стран во многом по-прежнему ориентированы на запоминание фактической информации и заучивание определенного ряда приемов; они слабо реагируют на «сигналы» рынка труда; потребители образовательных услуг этих стран не требуют от государства качества образования, которое они оплачивают через налоги; использование имеющихся (достаточно ограниченных) ресурсов в образовании неэффективно.
В своём послании Федеральному собранию Президент РФ Медведев Дмитрий Анатольевич сказал: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности. Подготовиться к жизни в высокотехнологичном современном мире».
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как:
способность быстро ориентироваться в меняющемся мире,
осваивать новые профессии и области знаний,
умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др.
Эти качества получили название «ключевых компетенций» и подробно обсуждались на симпозиуме Совета Европы «Ключевые компетенции для Европы» в Берне в 1996 году
В России переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в 2005 г.
Вначале разберёмся с терминологией.
Мы часто употребляем выражение «компетентный человек». Какого же человека можно назвать компетентным?
Компетентный человек – это сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.
Компетенция - Совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и способностей, необходимых для эффективной деятельности в какой-либо профессиональной сфере
(абстрактная модель)
Компетентность - Персональный уровень владения компетенцией, зависящий, прежде всего, от мотивации. Компетентность -результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.
Латинское competentia в переводе означает «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом».
Иерархия компетенций
1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Введение компетентностного подхода в воспитательный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении воспитательного процесса, и в практике работы классного руководителя
Во-первых, целью воспитания становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата
Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий
Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию воспитания, при которой учащийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Чем же компетенции отличаются от других результатов образования?
Знание – информация, присвоенная человеком
Умение - подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращается в навыки
Навыки – действия, выполняемые автоматически
Элементы функциональной грамотности – присвоенные алгоритмы, позволяющие человеку быть адекватным в конкретной ситуации

Компетенция
в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней;
в отличие от умения – переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов;
в отличие от навыка – осознана;
в отличие от элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс задач.

Выделим следующие виды концепции воспитания:



















Виды компетенции:
Информационные компетенции
При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативная компетенция предполагает наличие готовности и способности свободно осуществлять коммуникации, способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым

Социально-трудовая компетенция это присущие личности гражданские, демократические и патриотические убеждения, освоенные социальные практики, способность действовать в социуме с учётом позиций других людей

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он владеет способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности

Продуктивная компетенция умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести за них ответственность
ЗАДАНИЕ 2

Перед Вами структура и перечень ключевых компетенций в образовании. Для каждого вида компетенций мы отобрали 5 основных его составляющих. Просмотрите внимательно и установите соответствие вида и содержания образовательных компетенций.



А) Личностно- адаптивные компетенции
Б) Сотрудничество
В) Исследовательские компетенции
Г) Коммуникативные компетенции
Д) Организаторская деятельность
Е) Социально- личностные компетенции
Ж) Учебные компетенции


Решать учебные и самообразовательные проблемы.
Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.
Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях.
Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках
Принимать на себя ответственность за получаемое образование.
Вести переговоры
Овладевать инструментарием моделирования
Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами
Быть упорным и стойким перед трудностями.
Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.
Получение и обработка информации.
Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования
Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.
Понимать произведения искусства и литературы
Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций.
Организовывать свою работу
Принимать решения.
Дискутировать и защищать свою точку зрения.
Устанавливать и поддерживать контакты.
Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации
Обращение к различным источникам данных и их использование.
Читать графики, диаграммы и таблицы данных
Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей
Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него
Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности.
Связывать воедино и использовать отдельные части знания.
Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
Выступать на публике.
Принимать ответственность.
Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта
Организация консультации с экспертом.
Справляться с разнообразием мнений и конфликтами.
Сотрудничать и работать в команде
Вступать в проект.
Придумывать новые решения.


Структура ключевых компетенций в образовании
(правильный ответ выводится на экран после ответов представителей групп)

Учебные компетенции:
1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования.
2. Решать учебные и самообразовательные проблемы.
3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания.
4. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта.
5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование.
Исследовательские компетенции:
1. Получение и обработка информации.
2. Обращение к различным источникам данных и их использование.
3. Организация консультации с экспертом.
4. Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях.
5. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности.
Социально - личностные компетенции:
1. Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.
2. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.
3. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций.
4. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
5. Понимать произведения искусства и литературы
Коммуникативные компетенции
1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей
2. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках
3. Выступать на публике.
4. Дискутировать и защищать свою точку зрения.
5. Читать графики, диаграммы и таблицы данных
Сотрудничество
1. Принимать решения.
2. Устанавливать и поддерживать контакты.
3. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами.
4. Вести переговоры.
5. Сотрудничать и работать в команде
Организаторская деятельность:
1. Организовывать свою работу
2. Принимать ответственность.
3. Овладевать инструментарием моделирования
4. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.
5. Вступать в проект.
Личностно-адаптивные компетенции.
1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.
2. Придумывать новые решения.
3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.
4. Быть упорным и стойким перед трудностями.
5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации
Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender).
Пол, т. е. биологические особенности для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины
Гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола
Гендерный подход предполагает выбор деятельности, интересной для мальчиков с включением их в экспериментальную работу и выбор деятельности, интересной для девочек с их включением в групповую и коллективную работу.
Мальчики:
Слабо развита тонкая моторика руки
В речевых навыках мальчики тоже уступают девочкам, но если нужно проявить новаторство, например, решить кроссворд, найти словесные ассоциации, то мальчики справляются с этим лучше
Мало реагируют на эмоциональную окраску голоса (модуляцию, интонацию)
воспринимают и осмысляют любую информацию о действиях (глагольные формы)
Полученную информацию мальчики лучше, чем девочки, соотносят с ранее имеющейся и воспринимают ее аналитически
У мальчиков хорошо формируются в мозгу связи между знаками, словами и образами и создаются однозначные контексты
Девочки
легко адаптируются к новой обстановке, грамотнее и красивее пишут и говорят
девочки схватывают информацию легко, но затрудняются в соотнесении ее с ранее имеющейся
объем кратковременной памяти у девочек выше, чем у мальчиков.
предпочитают словесное, а не знаковое обозначение даже при решении пространственных задач. Решать зрительно-пространственные задания для них тяжелая работа.
создание мотивации у девочек достигается только эмоциональным путем, т.к. физиологически доминантным у них является правое полушарие.
предоставление новой информации в связи с этим должно быть в более медленном, размеренном темпе
обратная связь достигается путем многократного повторения типовых заданий для обеспечения устойчивого усвоения информации, что позволяет легко манипулировать полученными знаниями
На основание всего сказанного можно сделать следующие выводы:
Классным руководителям необходимо:
Изучить теоретические и технологические аспекты создания воспитательной системы класса.
Организовать творческую лабораторию педагогов по созданию информационно-методического банка форм, методов и приемов по формированию ключевых компетенций у учащихся.
Классным руководителям и учителям-предметникам при планировании и организации внеклассной и внеурочной деятельности применять формы и методы, позволяющие формировать ключевые компетенции у учащихся
Отработать наиболее эффективные воспитательные технологии, сочетающие в себе вариативные подходы к деятельности обучающихся.
Формировать у учащихся умения применять знания, умения, навыки в творческих условиях.
Продолжить работу по диагностике, позволяющей: отслеживать динамику развития школьников; фиксировать уровень воспитанности на каждом этапе школьного обучения.












13PAGE 14715




15