Доклад на тему: Роль классного руководителя в формировании ключевых компетентностей у школьников в период адаптации


Лозовская средняя школа

Выступление
на педагогическом совете
ДОКЛАД
на тему:
«Роль классного руководителя в формировании ключевых компетентностей у школьников в период адаптации»
Подготовила: Кирпа А.В.
4 ноября 2015 год
Ребёнок пошёл в первый класс…. И сколько сразу возникает вопросов, проблем, «тупиков» как у родителей, так и у учеников. Но никому не бывает так тяжело, как самому первокласснику. И адаптация (т. е. приспособление) к новому образу жизни, режиму приходит не сразу. Чтобы освоиться и привыкнуть к новым требованиям, конечно же, нужно время. Всё зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.
В основном дети бывают готовы к школе, но все равно остаются невидимые преграды в общении, в привыкании друг к другу. И в этом главная роль, конечно же, принадлежит классному руководителю, т.е. учителю.
С самого первого шага у нас все становится общим: учёба, досуг, труд, обязанности. Моя установка, как учителя и классного руководителя направленна на формирование ключевых компетенций.
Но я ни в коем случае не навязываю свои цели развития классного коллектива, а выбираю наиболее близкие всем нам или, по крайней мере, большинству учащимся и те пути достижения, которые будут наиболее плодотворными.
Остановлюсь, для примера, на трёх видах совместной деятельности класса.
Первый вид: культурный досуг. Это наиболее легко достижимый вид деятельности. Мы ходим в походы, готовим классные культурные мероприятия, организуем праздники к великим датам. Неформальное поведение детей, их раскрепощённость помогает избавляться от комплексов, стеснительности, скованности. Культурный досуг как никогда сплачивает, они чувствуют себя единой семьёй.
Второй вид формирования ключевой компетентности – это трудовой досуг. Под словом «досуг» мы понимаем уход от учебной деятельности. В первом классе у детей еще высоко развито чувство соревнования, стремление быть лучшим и первым. Это видно на субботниках, генеральных уборках. Каждый хочет показать себя: девочки - хозяюшками, мальчики - взрослыми умеющими мужчинами. Они подсказывают, учат друг друга, дают советы.
Правовой досуг- третий вид компетентности первоклассников. Сейчас пока они ещё осваиваются, привыкают к своим правам и обязанностям, а я, как классный руководитель, направляю и напоминаю им, как не спутать эти два понятия.
В формировании ключевых компетентностей первоклассников и отслеживании результатов мне помогает всевозможный материал по обмену опытом моих коллег через Интернет. Например таблицы по результатам исследования адаптации первоклассников, виды анкетирования как учеников так и их родителей. Задания творческого характера, например, выбор цвета в раскрашивании различных чувств, которые испытывает человек. Чувства – это простейшие пяти угольные домики.
Всё перечисленное мной находится у меня в накопительной папке, которая так и называется: «Адаптация первоклассников 2015-2016 уч. год»
И в заключении хочу сказать, что где бы дети сейчас или в дальнейшем не были, не жили, главное, чему мы их должны научить – это быть толерантными друг к другу.
Если дети овладеют ключевыми компетенциями – это будет их реальный багаж, который в дальнейшей взрослой жизни будет востребован в первую очередь, и только от этого багажа будет завесить его профессиональная карьера и жизнь того уголка, где он будет жить.