Рабочая программа по географии 6 класс.


Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. № 19644), программыпо географии для5-9 классов для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П. Дронов – Л.Е. Савельева., учебно-методического комплекта: Дронов В.П. География. Землеведение.5-6 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева.- 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2013.География. 5 кл.: атлас. – 3-е изд., испр. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014., в соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ №4» на 2014-2015 учебный год, утвержденным приказом директора школы от 05.06.2014 № 84/0
Цели курса:
освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы и населения;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных;
применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;
воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды каксферы жизнедеятельности, решения практических задач.
Задачи:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
Показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Общая характеристика курса
Курс «География. Землеведение. 5—6 классы» — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Место предмета в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. В 5 и 6 классах, всоответствии с учебным планом школы, на изучение предмета география отводится
по 34 часа (1 час в неделю), в 7, 8 и 9 классах по 68 часов (2 часа в неделю).
В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
Программа составлена из расчета часов, отведенных на предмет базисным учебным (образовательным) планом образовательных учреждений общего образования, с учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы. Инвариантная часть полностью включает в себя содержание примерной программы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Обучение должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результатыосвоения программы заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
Предметными результатамиявляются:
формирование представлений о географической науке,ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
овладение элементарными практическими умениямииспользования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание учебного предмета
6 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч,из них, 1 ч- резервное время)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Повторение правил работы с учебником, рабочей тетрадью и атласом. Закрепление знаний о метеорологических приборах и приемах метеонаблюдений. Выбор формы дневника наблюдений за погодой и способов его ведения.
Раздел V. Атмосфера (11 ч)
Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Что такое атмосфера. Состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.
Нагревание воздуха и его температура. Как нагреваются земная поверхность и атмосфера. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Показатели изменений температуры.
Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности.
Влага в атмосфере. Что такое влажность воздуха. Во что превращается водяной пар. Как образуются облака.
Атмосферные осадки. Что такое атмосферные осадки. Как измеряют количество осадков. Как распределяются осадки.
Давление атмосферы. Почему атмосфера давит на земную поверхность. Как измеряют атмосферное давление. Как и почему изменяется давление. Распределение давления на поверхности Земли.
Ветры. Что такое ветер. Какими бывают ветры. Значение ветров.
Погода. Что такое погода. Почему погода разнообразна и изменчива. Как изучают и предсказывают погоду.
Климат. Что такое климат. Как изображают климат на картах.
Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет на человека. Как человек воздействует на атмосферу.
Практические работы.1. Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой. 2. Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой. 3. Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды.
Раздел VI. Гидросфера (12 ч)
Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Что такое гидросфера. Круговорот воды в природе. Значение гидросферы в жизни Земли.
Мировой океан — основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Как и зачем изучают Мировой океан.
Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность. Температура воды. Соленость.
Движения воды в океане. Волны. Что такое волны. Ветровые волны. Приливные волны (приливы).
Течения. Многообразие течений. Причины возникновения течений. Значение течений.
Реки. Что такое река. Что такое речная система и речной бассейн.
Жизнь рек. Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в жизни рек.
Озера и болота. Что такое озеро. Какими бывают озерные котловины. Какой бывает озерная вода. Болота.
Подземные воды. Как образуются подземные воды. Какими бывают подземные воды.
Ледники. Многолетняя мерзлота. Где и как образуются ледники. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.
Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере. Как человек использует гидросферу. Как человек воздействует на гидросферу.
Практические работы.4. Описание вод Мирового океана на основе анализа карт.
Раздел VII. Биосфера (7 ч)
Что такое биосфера и как она устроена. Что такое биосфера. Границы современной биосферы.
Роль биосферы в природе. Биологический круговорот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере.
Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде.
Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины. Распространение организмов в зависимости от климата. Распространение организмов в зависимости от удаленности берегов.
Жизнь на поверхности суши. Леса. Особенности распространения организмов на суше. Леса.
Жизнь в безлесных пространствах. Характеристика степей, пустынь и полупустынь, тундры.
Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. От чего зависит плодородие почв. Строение почв.
Человек и биосфера. Человек — часть биосферы. Воздействие человека на биосферу.
Практические работы. 5. Определение состава (строения) почвы.
Раздел VIII. Географическая оболочка (3 ч)
Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки.
Особенности географической оболочки. Географическая оболочка — прошлое и настоящее. Уникальность географической оболочки.
Территориальные комплексы. Что такое территориальный комплекс. Разнообразие территориальных комплексов.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
6 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 1 ч — резервное время)
Ведение 1 Знакомство с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Измерение количественных характеристик состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов. Заполнение дневника наблюдений за погодой
Раздел V. Атмосфера 11 Из чего состоит
атмосфера и как
она устроена 1 Составление и анализ схемы «Значение атмосферы для Земли». Объяснение значения атмосферы для природы Земли. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о роли содержащихся в атмосфере газов для природных процессов
Нагревание воздуха и его температура 1 Составление и анализ графика изменения температуры в течение суток на основе данных дневника наблюдений за погодой. Вычисление средних суточных температур и суточной амплитуды температур. Решение задач на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявление зависимости температуры от угла падения солнечных лучей
Зависимость
температуры
воздуха от географической широты 1 Выявление на основе анализа карт закономерности уменьшения средних температур в зависимости от географической широты. Сравнение средних температур воздуха на разных географических широтах
Влага в атмосфере 1 Измерение относительной влажности воздуха с помощью гигрометра. Решение задач по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдение за облаками, составление описания их облика, определение степени облачности, анализ данных показателей облачности в дневниках наблюдений за погодой
Атмосферные
осадки 1 Построение и анализ по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам. Решение задач по расчету годового количества осадков на основе имеющихся данных. Определение способов отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах. Объяснение причин различий в количестве осадков в разных широтных поясах Земли
Давление
атмосферы 1 Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Решение задач по расчету величины атмосферного давления на разной высоте в тропосфере. Объяснение причин различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли. Определение способов отображения величины атмосферного давления на картах
Ветры 1 Определение направления и скорости ветра с помощью флюгера (анемометра). Определение направления ветров по картам. Построение розы ветров на основе имеющихся данных (в том числе дневника наблюдений за погодой). Объяснение различий в скорости и силе ветра, причин изменения направления ветров
Погода 1 Характеристика погоды. Описание погоды своей местности за день, неделю, месяц и в разные сезоны года. Установление взаимосвязи между элементами погоды. Чтение карты погоды, описание по карте погоды коли качественных показателей состояния атмосферы (метеоэлементов). Обобщение итогов наблюдений за погодой в виде графиков, диаграмм, схем
Климат 1 Чтение климатических карт, характеристика климатических показателей по климатической карте. Сопоставление карты поясов освещенности и климатических поясов, формулирование выводов
Человек и атмосфера 1 Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о неблагоприятных атмосферных явлениях, правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность человека. Составление таблицы
«Положительные и отрицательные примеры воздействия человека на атмосферу»
Итоговый урок по разделу
«Атмосфера» 1 Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Атмосфера» в учебнике
Раздел VI. Гидросфера 12 Вода на Земле.
Круговорот воды
в природе 1 Сравнение соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявление взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Объяснение значения круговорота воды для природы Земли, доказательства единства гидросферы. Описание значения воды для жизни на планете
Мировой океан—
основная часть
гидросферы 1 Определение и описание по карте географического положения, глубины, размеров океанов, морей, заливов, проливов, островов. Определение черт сходства и различия океанов Земли. Обозначение на контурной карте границы океанов и их названий, заливов, проливов, окраинных и внутренних морей
Свойства океанических вод 1 Выявление с помощью карт географических закономерностей в изменении температур и солености поверхностных вод Мирового океана. Построение графиков изменения температуры и солености поверхностных вод в зависимости от географической широты
Движения воды
в океане. Волны 1 Определение по картам высоты приливов на побережьях морей и океанов; географического положения районов, подвергающихся цунами
Течения 1 Определение по картам крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана. Сравнение карты и выявление зависимости направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Обозначение на контурной карте холодных и теплых течений
Реки 1 Определение по карте истока и устья, притоков реки, ее водосборного бассейна, водораздела. Обозначение на контурной карте крупнейших рек мира, их водосборных бассейнов и водоразделов
Жизнь рек 1 Составление характеристики равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт. Сравнение горных и равнинных рек по разным признакам
Озера и болота 1 Определение по карте географического положения и размеров крупнейших озер, заболоченных территорий мира. Обозначение на контурной карте крупнейших озер мира. Составление и анализ схемы различия озер по происхождению котловин
Подземные воды 1 Анализ моделей (иллюстраций) «Подземные воды», «Артезианские воды». Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человека
Ледники. Многолетняя мерзлота 1 Выявление причин образования и закономерностей распространения ледников и многолетней мерзлоты. Обозначение на контурной карте областей распространения современных покровных ледников, определение их географического положения. Поиск информации и подготовка сообщения (презентации)
об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты
Человек и гидросфера 1 Определение по карте географического положения и размеров крупнейших водохранилищ мира, обозначение их на контурной карте. Поиск информации и подготовка сообщения (презентации): о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними
Итоговый урок по разделу «Гидросфера» 1 Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Гидросфера» в учебнике
Раздел VII. Биосфера 7 Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы вприроде 1 Сопоставление границ биосферы с границами других оболочек Земли. Обоснование проведения границ биосферы. Анализ схемы биологического круговорота и выявление роли разных групп организмов в переносе веществ. Составление (дополнение) схемы биологического круговорота веществ. Обоснование конкретными примерами участия живых организмов в преобразовании земных оболочек
Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане 1 Сравнение приспособительных особенностей отдельных групп морских организмов к среде обитания. Определение по картам районов распространения отдельных представителей органического мира океанов. Анализ тематических карт и поиск доказательств изменения органического мира Мирового океана в зависимости от широты. Объяснение причин неравномерного распространения живых организмов в океане. Поиск информации (в Интернете и других источниках) о значении органического мира Мирового океана для человека
Жизнь на поверхности суши. Леса 1 Выявление причин изменения животного мира суши от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей. Определение по картам географического положения лесных зон на разных материках. Установление соответствия между типами лесов и основными представителями их растительного и животного мира. Поиск информации (в Интернете и других источниках), подготовка и обсуждение сообщений о хозяйственной деятельности людей в лесных зонах, экологических проблемах, обусловленных этой деятельностью
Жизнь в безлесных пространствах 1 Определение по картам географического положения безлесных равнин на разных материках. Установление соответствия между типами безлесных пространств и основными представителями их растительного и животного мира. Поиск информации (в Интернете и других источниках), подготовка и обсуждение сообщений о хозяйственной деятельности людей в саваннах, степях, пустынях, тундрах, об экологических проблемах, обусловленных этой деятельностью
Почва 1 Выявление причин разной степени плодородия используемых человеком почв. Сравнение по иллюстрациям (моделям) строения профиля подзолистой почвы и чернозема. Определение по почвенной карте областей распространения основных типов почв. Изучение образцов почв своей местности, выявление их свойств
Человек и биосферы 1 Наблюдение за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описание мер, направленных на охрану биосферы. Высказывание мнения о воздействии человека на биосферу в своем крае. Поиск информации (в Интернете и других источниках), подготовка и обсуждение презентации по проблемам антропогенного изменения биосферы и ее охраны
Итоговый урок
по разделу
«Биосфера» 1 Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Биосфера» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблем антропогенного изменения биосферы и ее охраны (в том числе на территории своего краяРаздел VIII . Географическая оболочка 3 Из чего состоит
географическая
оболочка. Особенности географической оболочки 1 Объяснение взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки. Выявление на конкретных примерах причинно-следственных связей процессов, протекающих в географической оболочке.
Анализ тематических карт
Территориальные комплексы 1 Анализ схем для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе. Анализ тематических карт для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природной зоне. Обозначение на контурной карте границ природных зон и их качественных характеристик. Подбор примеров природных комплексов, различающихся по размеру, а также примеров природных комплексов своей местности. Поиск информации (в Интернете и других источниках), подготовка и обсуждение презентации по проблемам антропогенного изменения природных комплексов. Высказывание мнения о сохранении равновесия в природных комплексах и путях его восстановления после нарушений, вызванных деятельностью человека
Итоговый урок
по разделу
«Географическая
оболочка» 1 Выполнение тестовых заданий. Работа
с учебником, атласом
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5—9 классах содержит, кроме учебников, методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.
УМК «География. Землеведение. 5—6 классы»
1. География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).
2. География. Землеведение. 5—6 классы. Методическое пособие (авторы Л. Е. Савельева, В. П. Дронов).
4. География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).
5. География. Землеведение. 5—6 классы. Электронное приложение.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нем могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Поэтому он необходим в каждой школе, а его оснащение должно соответствовать требования государственного образовательного стандарта. Кабинет географии должен иметь специальное смежное помещение — лаборантское, предназначенное для хранения учебного оборудования и подготовки занятий. Основа кабинета — рабочие места для учащихся и учителя.
Оборудование кабинета включает следующие типы средств обучения:
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий.
комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации;
компьютер
коллекция медиаресурсов, в том числе электронные учебники, электронные приложения к учебникам, обучающие программы;
выход в Интернет;
учебная геоинформационная система;
комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам школьного курса географии;
библиотека учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ и т. д.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Ученик научится:
Объяснять существенные признаки понятий: географический объект, компас, глобус, земная ось, географический полюс, экватор, масштаб, литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины, гидросфера, океан, море, река, озеро, атмосфера, погода, биосфера, природный комплекс.Использовать понятия для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов, по визированию и определению направлений на стороны горизонта, по созданию модели внутреннего строения Земли, по определению на местности относительных высот точек земной поверхности, по созданию модели родника, по созданию самодельных метеорологических измерителей, по определению правил ухода за комнатными растениями.Приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий, планет земной группы, форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях, равнинных и горных рек, озёр по солёности вод, стихийных природных бедствий в гидросфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях, редких явлений в атмосфере, почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли, стихийных природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.
Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года, между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды, между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического, умеренных, полярных поясов, океана.
Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий, для составления описаний форм рельефа, океанов и рек, для объяснения происхождения географических названий океанов, морей, рек и озёр, для составления описаний погоды, коллекции комнатных растений, животных.
Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам.
Применять приобретенные знания и умения для проведения фенологических наблюдений, изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний.
Перечень обязательной географической номенклатуры:
Название
раздела/темы Список географических объектов, рекомендованных для изучения
В 6 классе Количество
географических объектов
”Гидросфера” Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское, СаргассовоеЗаливы:Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский, Фанди, Пенжинская губа
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур (Шилка и Аргунь), Нева, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.Озёра:Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр., оз. Рица (Кавказ), Сарезское озеро (Памир), Мертвое море-озеро-310 ‰, оз. Селигер (Валдайская возв.)
Водопады: Анхель – 1054 м., Виктория, Ниагарский, Илья Муромец -141 м.(Курильские о-ва, о. Итуруп)
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер. 14
8
6
1
6
19
13
4
6
в разделе: 78
”Человечество на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны:Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония, Судан 9
14
в разделе: 23
Дата
урока Номер урока Тема урока Формы
орг-цииучебной деят-ти.
Методы
работы
Содержание Виды
контроля Практ-ие работы.
Экскурсии
Исслед. проекты Планируемые результаты
Освоение предметных знаний УУД
1 Введение
беседа Повторение правил работы с учебником, рабочей тетрадью и атласом. Метеорологические приборы. Приемы метеонаблюдений. Дневник наблюдений за погодой.
Фронтальный опрос 2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12 Из чего состоит атмосфера и как она устроена
Нагревание воздуха и его температура
Зависимость температуры воздуха от географической широты
Влага в атмосфере
Атмосферные осадки
Давление атмосферы
Ветры
Погода
Климат
Человек и атмосфера
Итоговый урок по разделу «Атмосфера» Урок актуализации знаний
Урок изучения нового материала
Урок изучения нового материала
Урок изучения нового материала
Урок актуализации знаний
Изучение нового материала
Практикум
Практикум
Урок изучения нового материала
Беседа
Обобщение и закрепление знаний
Атмосфера и ее границы. Состав атмосферы. Роль углекислого газа, водяного пара и озона атмосферы в жизни Земли. Частицы твердых примесей как условие образования облаков. Значение атмосферы для Земли. Строение атмосферы: тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы. Мощность тропосферы, происходящие в ней атмосферные процессы.
Нагревание воздуха тропосферы от земной поверхности. Показатель понижения температуры в тропосфере с высотой. Различия
в нагревании воздуха в течение суток, время, когда
наблюдается максимальная и минимальная температура. Изменение температуры воздуха по сезонам года в зависимости от угла падения солнечных лучей. Самые теплые и холодные месяцы Северного 60 и Южного полушарий. Средние суточные, месячные и годовые температуры как показатели для выявления закономерностей в нагревании тропосферы. Суточная и годовая амплитуды температур. Изотермы июля и января.
Изменение среднегодовойтемпературы воздуха в зависимости от географической широты. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам, как следствие шарообразности Земли. Среднегодовые температуры в высоких и низких широтах. Пояса освещенности как результат неравномерного распределения солнечного света и тепла. Линии тропиков и полярных кругов и их широта. Жаркий, умеренные, холодные пояса освещенности, их основные характеристики.
Водяной пар в атмосфере,источники его поступления. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Значение величины относительной влажности воздуха для живых организмов. Конденсация водяного пара; возникновение тумана. Облака и их образование. Разнообразие облаков по высоте образования и внешнему виду, три основные группы облаков. Облачность и способ ее выражения.
Атмосферные осадки: жидкие, твердые, смешанные. Причины образования осадков, выпадающих из облаков. Роса и иней как особые виды осадков. Осадкомер; единица измерения количества осадков. Диаграммы количества осадков. Неравномерность распределения осадков по земной поверхности, чередование поясов с большим и маленьким количеством осадков. Районы наибольшего и наименьшего количества выпадающих атмосферных осадков на Земле.
Атмосферное давление,среднее значение силы давления на единицу площади. Барометр; единица измерения атмосферного давления. Причины изменения давления. Зависимость давления от абсолютной высоты местности; градиент понижения давления в атмосфере с высотой. Изменение атмосферного давления с понижением и повышением температуры воздуха. Влияние на давление характера земной поверхности. Особенности изменения давления над сушей и водной поверхностью. Географические особенности распределения давления: формирование пояса низкого давления вдоль экватора и областей высокого давления надгеографическими полюсами.
Ветры и причина их образования. Характеристики ветра: направление, скорость, сила. Роза ветров: правила построения, использование. Зависимость скорости и силы ветра от разницы в величине атмосферного давления. Приборы для определения силы и скорости ветра. Местные
ветры (бризы) и крупные воздушные течения (муссоны). Причины образования бризов и муссонов.
Значение ветров для природы. Использование энергии ветров человеком.
Погода и ее элементы. Разнообразие и изменчивость — главные свойства погоды. Изменение температуры воздуха как основная причина смены погоды. Взаимосвязь междуэлементами погоды. Воздействие на погоду перемещения воздуха с одних территорий на другие. Воздушные
массы, зависимость их свойств от особенностей земной поверхности районов формирования. Причины
перемещения воздушных масс. Службы погоды, метеорологические станции, синоптические карты.
Общие и специальные прогнозы погоды.
Особенности многолетнего режима смены погоды для разных районов Земли. Климат и его главные свойства — относительные постоянство и устойчивость. Основные показатели климата и их отражение на климатической карте. Разнообразие климата на Земле, климатические пояса. Главные климатические пояса жаркого, умеренных и холодных поясов освещенности.
Воздух и состояние атмосферы как важнейшие условия существования человека и его хозяйственной деятельности. Расселение людей в зависимости от климатических условий. Опасные атмосферные явления: засуха, ураган, гроза, гололед. Воздействие человека на атмосферу. Загрязнение атмосферы, основные источники загрязнения, наиболее загрязненные участки тропосферы. Изменение состава воздуха, парниковый эффект.
Борьба с загрязнением атмосферы.
Фронтальный опрос
Составление дневника погоды
Решение задач
Решение задач
Сообщения, презентации
Решение задач
Практическая работа
Практическая работа
Индивидуальный и фронтальный опрос
Презентации
тестирование Практическая работа №1.
Обобщение данных о температуре
воздуха в дневнике наблюдений за погодой.
Практическая работа №2. Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений
за погодой.
Практическая работа№3. Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах наоснове анализа карты погоды.
Воздушная оболочка Земли. Формирование представлений о значение атмосферы, ее роли в жизни человека, о составе атмосферы, отличительных особенностях ее слоев, методах изучения атмосферы, факторах влияющих на температуру воздуха, ознакомление с тепловыми поясами планеты
Усвоение представлений об атмосферном давлении, причинах образования ветра, усвоение понятий "ветер", "облака", "осадки".
Усвоение понятий "погода" и "климат", их важнейших показателей, основных факторов, влияющих на климат территории, понятие "воздушные массы" и характеристики воздушных массРегулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера - кухня погоды».
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Личностные:Проявление потребности в самовыражении в и самореализации
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того что уже известно, и того, что еще не известноПознавательные:структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, определение основной и второстепенной информации, свободное ориентирование и восприятие текстов художественного и научного стилей; осуществление анализа объектов с целью выделения признаков, построения логической цепочки рассуждений, анализа истинности утверждений, синтеза Коммуникативные:постановка вопросов, досуг; осуществление взаимного контроля. Личностные: осуществление самооценки на основе критериев успешной деятельности, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того что уже известно, и того, что еще не известно; умение стабилизировать эмоциональное состояние для решения задачПознавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений, построение логической цепочки рассуждений, формулирование проблемы.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов, формулирование затруднения. Личностные: проявление позитивной моральной самооценки и моральных чувствРаздел 2 Гидросфера (12 ч)
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Вода на Земле. Круговорот воды в природе.
Мировой океан – основная часть гидросферы
Свойства океанических вод
Движения воды в океане. Волны
Течения
Реки
Жизнь рек
Озера и болота
Подземные воды
Ледники. Многолетняя мерзлота
Человек и гидросфера
Итоговый урок по разделу «Гидросфера» Обилие воды на Земле. Гидросфера и ее части, объем гидросферы. Пресная вода и ее количество. Круговорот воды в природе; силы, приводящие в движение водные массы. Роль круговорота воды: объединение в единое целое гидросферы, обеспечение взаимосвязи с другими оболочками Земли. Значение гидросферы в жизни Земли.
Мировой океан и его крупнейшие части. Различия океанов по площади, глубине и свойствам водных масс. Границы между океанами. Моря: окраинные и внутренние, отличия
по природным особенностям. Заливы и проливы, их разнообразие по размерам и глубине. Роль океана
в хозяйственной деятельности людей. Способы изучения Мирового океана.
Цвет и прозрачность океанических вод. Изменчивость температуры поверхностных вод — важнейшее свойство Мирового океана. Мировой океан как регулятор температуры наземной поверхности в целом. Зависимость температуры поверхностных вод от географической широты и ее изменчивость по сезонам года; средняя годовая температура. Самые теплые и холодные части Мирового океана. Районы замерзания вод и распространения льдов. Соленость: единица измерения, средние значения. Причины, влияющие на соленость поверхностных вод. Широтная зональность в изменении солености. Свойства вод, зависящие от температуры и солености: плотность, температура замерзания, насыщенность газами.
Многообразие видов движения воды в океане, их роль в жизни океана. Силы, вызывающие различные виды движений воды. Волны, их различие по глубине и происхождению, эле-
менты волны. Разрушительная сила волн и методы защиты от них. Цунами — особый вид волн; механизм их возникновения. Акватории, где цунами наиболее опасны. Приливы и отливы, роль Луны в их образовании. Факторы, влияющие на высоту приливов.
Течения в океанах — важнейший вид движения воды. Размеры течений и количество переносимой ими воды. Разнообразие океанических течений по температуре, глубине и продолжительности действия. Причины возникновения течений на поверхности океанов и в их глубинах. Течение Западных Ветров как пример самого мощного ветрового течения. Воздействие на направление течений положения материков и очертаний их береговой линии. Значение течений для климата и природы Земли.
Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки: русло, речная долина, исток, устье. Разные виды истоков и устьев
рек; дельта и эстуарий. Левые и правые притоки реки. Самые протяженные реки мира и России. Речная система, водосборный бассейн, водораздел. Крупнейшие водосборные речные бассейны мира
и России.
Воздействие рельефа и прочности горных пород на характер течения реки. Горные и равнинные реки, причины их различия по характеру течения и форме речных долин. Образование излучин и пойм у равнинных рек. Пороги и водопады, условия их появления. Самые известные водопады мира. Зависимость густоты речной сети,
полноводности рек от климата. Области земного шара с наиболее и наименее густой речной сетью.
Питание рек и его изменение в течение года. Режим рек. Половодье как элемент режима реки. Режим
равнинных рек нашей страны.
Озера, их количество. Зависимость размещения озер от климата и рельефа. Разнообразие озер по размерам, глубине и форме. Озерные котловины и их происхождение. Источники поступления воды и ее расход, сточные и бессточные, пресные и соленые озера. Болота, их площадь и географическое распространение. Образование
торфа. Роль болот в природе.
Подземные воды: состояния воды, находящейся в земной коре, ее положение в толщах горных пород, количество. Условия возникновения подземных вод, водопроницаемые, водоупорные и водоносные слои. Грунтовые и межпластовые воды. Зависимость глубины залегания
и толщины слоя грунтовых вод от геологического строения, рельефа и климата территории. Источники, артезианские воды, минеральные и термальные воды. Условия образования карста и его формы.
Условия возникновения ледников, их движение. Площадь распространения
ледников и объем пресной воды, заключенной в них. Географическое распространение ледников. Изменение площади ледников под воздействием климата и воздействие ледников на климат. Покровные и
горные ледники, образование айсбергов и их размеры, высота образования горных ледников. Многолетняя мерзлота и площадь ее распространения. Особенности хозяйственной деятельности человека в условиях многолетней мерзлоты.
Стихийные явления в гидросфере. Наводнения как причина самых разрушительных природных катастроф на Земле. Наводнения на реках и берегах Мирового океана и их причины. Лавины и борьба с ними. Проблемы ведения хозяйства в районах распространения карста. Использование гидросферы человеком: разные аспекты хозяйственной деятельности. Создание водохранилищ и гидроэлектростанций. Использование пресных, минеральных и горячих подземных вод.Рост мирового водопотребления и недостаток пресной воды. Главные потребители воды. Обмеление рек и озер как результат увеличения потребления воды. Загрязнение гидросферы и его источники,
проблема очищения вод. Практическая работа№4. Описание вод Мирового океана на основе анализа карт.
Понимание роли гидросферы в природе
Определение реки и ее частей; питание и режим рек
Определение озера, типов озерных котловин, различие озер по сточности и солености
Понимание видов подземных вод, роли в природе ледников и болот Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того что уже известно, и того, что еще не известно. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений. Личностные: проявление устойчивого познавательного интереса к изучению географии
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того что уже известно, и того, что еще не известно; выбор действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: осуществление поиска и выделение необходимой информации, структурирования знаний, рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности; определение реки и ее частей, питание и режим рек; подведение под понятия, выведение следствий, анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: постановка вопросов; предложение помощи в сотрудничестве. Личностные: проявление творческих способностей, осознание необходимости самосовершенствования
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того что уже известно, и того, что еще не известно;Познавательные: осуществление поиска и выделение необходимой информации; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.Коммуникативные:достижение договоренности и согласование общего решения. Личностные:осознание качеств, необходимых для успешной учебы, адекватной оценки себя
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того что уже известно, и того, что еще не известно;Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществление анализа объектов с целью выделения признаков, выбора оснований и критериев для сравнения Коммуникативные:постановка вопросов, формулирование своих затруднений Личностные: самооценка на основе критерия успешности
Раздел 3 Биосфера(7ч)
25
26
27
28
29
30
31 Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе.
Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане
Жизнь на поверхности суши. Леса
Жизнь в безлесных пространствах
Почва
Человек и биосфера
Итоговый урок по разделу «Биосфера» Биосфера как внешняя оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими. Границы современной биосферы, изменение границ во времени. Живое вещество планеты и его распределение по основным группам живых организмов. Приспособление организмов к среде обитания и преобразование среды организмами. Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот как процесс переноса вещества и энергии из одних частей биосферы
в другие. Роль биологического круговорота. Значение биосферы и ее связь с другими оболочками Земли. Учение о биосфере, его создатель В. И. Вернадский. Неравномерность распределения живого вещества в биосфере.
Разнообразие морских организмов, соотношение между животными и растениями. Планктонные организмы, их масса, значение. Свободно-плавающие и донные организмы: приспособления к месту обитания, основные представители. Зависимость разнообразия организмов и насыщенности ими водных толщ от глубины, географической широты и удаленности от берегов. Распространение организмов в приповерхностном слое вод и на больших глубинах. Особенности органического мира поверхностных вод в разных климатических поясах. Уменьшение насыщенности океанических вод живыми организмами при движении от берегов к открытому океану. Сосредоточение вылова
рыбы на шельфе океанов.
Зависимость растительного покрова от климата. Зональное и поясное распределение растительности. Обусловленность животного мира климатом и растительностью. Сосредоточение основной части живого вещества суши в лесах.
Условия произрастания лесов и их распространения. Главные широтные лесные зоны: влажные экваториальные леса и леса умеренного климатического пояса. Влажные экваториальные леса: географическое положение, особенности, значение, разнообразие растительности и животных. Леса умеренного пояса: хвойные, смешанные и широколиственные, их географическое положение, состав древесных пород, особенности животного мира.
Условия формирования травянистых равнин в тропических и умеренных широтах. Общие черты и различие природы саванн и степей. Пустыни, их географическое распространение. Приспособления растений и животных к суровым условиям жизни в пустыне. Тундра и арктическая пустыня: климатические условия, распространение, растительность, животный мир.
Почва и ее части: твердая, жидкая, газообразная. Значение почвы для растений. Почвоведение как наука. Почвенные живые организмы. Условия образования почв: роль состава горных пород, климата, живых организмов, времени и хозяйственной деятельности людей. Плодородие почв и пути его повышения. Строение почвы, почвенные горизонты, их отличие друг от друга. Наиболее распространенные почвы России (черноземы,подзолистые) и растительные зоны, в которых они образуются.
Человек — часть биосферы: развитие по биологическим законам, зависимость от биосферы. Усиление воздействия человечества на биосферу. Исчезновение многих видов растений и животных. Разрушение почв, сокращение
площади лесов. Опасные для биосферы виды хозяйственной деятельности людей: вырубка лесов,
пожары, сбор растений и охота на животных, выпас домашнего скота, избыточное орошение, загрязнение среды обитания живых организмов. Меры по охране биосферы, законы об охране природы. Красная книга, созданиеохраняемых заповедных территорий.
Практическая работа. №5.Определение состава (строения) почвы
Освоение особенностей биосферы, закономерности распространения живых организмов на планете, взаимосвязи биосферы с другими сферами географической оболочки
Освоение основных типов и свойств почв, их структуры, особенностей растительного покрова, основных проблем разрушения почв и некоторых методов борьбы с эрозией Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний, свободное восприятие текстов художественного и научного стилей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; подведение под понятие, выведение следствий Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Личностные: проявление устойчивой познавательной мотивации, творческих способностейРегулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того что уже известно, и того, что еще не известно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном.Познавательные: выполнение поиска и выделения необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осуществление анализа объектов с целью выделения признаков, подведение под понятия, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений Коммуникативные:постановка вопросов в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.Личностные: осознание целостности природы Земли
Раздел 4 Географическая оболочка (3ч)
32
33
34 Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки
Территориальные комплексы
Итоговый урок по разделу «Географическая оболочка» Что такое географическая оболочка. Взаимодействие оболочек Земли: взаимопроникновение, обмен веществом, взаимовлияние.
Географическая оболочка как особая оболочка Земли. Границы географической оболочки, этапы ее формирования, источники энергии. Уникальность географической оболочки как оболочки жизни. Неоднородность оболочки в вертикальном и горизонтальном направлениях.
Мозаичность географической оболочки. Территория как участок поверхности Земли. Компоненты территории и их взаимодействие, образование территориальных комплексов. Различие природных и природно-хозяйственных территориальных комплексов. Взаимозависимость компонентов: изменение комплекса при изменении отдельных компонентов. Разнообразие территориальных комплексов и их взаимодействие. Географическая оболочка как совокупность территориальных комплексов всех рангов. Природные зоны. Причины возникновения широтной зональности и высотной поясности. Понимание термина" географическая оболочка", свойств географической оболочки, географической зональности и высотной поясности Регулятивные:постановка учебной задачи на основе соотнесения того что уже известно, и того, что еще не известно; Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; подведение под понятия, выведение следствий, установление причинно- следственных связей. Коммуникативные:формулирование своих затруднений, умение строить монологическое высказывание. Личностные: осознание необходимости бережного, гуманного отношения к окружающей среде.