Тема: Былинный сказ про Илью Муромца.


Тема: Былинный сказ про Илью Муромца.
Цель: Познакомить учащихся с былинным сказом. Расширить знания детей об устном народном творчестве, с применением технологии оптимального чтения.
Задачи: 1) Различать произведения по жанровому признаку, выражать свое отношение к героям.2) Развитие и совершенствование навыков беглого, осознаного чтения, эмоциональное восприятие прочитанного, умение принять участие в анализе развития действия. Развитее воображения. 3) Воспитание личности школьника – нравственное , эстетическое, гражданское.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Оборудование: Таблицы ( сочетание слов). Аудио касета. Иллюстрация картины Васнецова «Три богатыря». Карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Ребята на прошлом уроке мы с Вами изучали устное народное творчество? Что входит в понятие «Устное народное творсество»? ( Это художественно – словесное наследие, созданное коллективным творчества народа в устном виде).
Какие жанры усного народного творчества Вы знаете? ( Сказки, песни, поговорки, загадки, былины.)
«А как вы понимаете понятие героический эпос»? ( Произведения народного творчества патриотического содержания)
А кто такой патриот?( Патриот это человек, прданный интересам и чаяеиям своего народа, горячо любящий Родину)
Какую основу имеет героический эпос? ( Историческую основу).
А о каком повествует героический эпос? ( Повествует о воинах, батырах, богатырях).
А в каких произведениях рассказывается о богатырях?( Например, в русских былинах, в казахском героическом эпосе).
Как Вы понимаете, что такое былина? ( Героическая песня, рассказывающая о подвигах богатырей).
А как они сочинялись? ( стихи исполняли особые люди – казатели).
Назовите, какие былины вы знаете?
Итог.
Устное – передаются из уст в уста.
Народное – придумывает сам народ.
Творчество – творить, сочинять, придумывать, создавать.
III. Сообщение темы и цели урока. «Былинный сказ про Илью Муромца». Вступительное слово ( музыка Широты, Русь, по лицу земли.)
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою, против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Какие чувства вызывало у Вас это стихотворение? ( Гордость за свою родину, любовь к ней, не жалея отдать свою жизнь за Родину).
Во все времена русские люди любили свою родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались стихи, песни, былины, пословицы. А какие пословицы о Родине Вы знаете?
Своя земля и в горсти мала. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалко.
1 – 2 пословицы на казахском языке.
- Ребята, а кто защищает Родину (Воины – богатыри)
- Назовите богатырей, которых вы знаете?
1. Алеша Попович – ( поповский сын, спас на пиру у Князя Владимира от Тугарина Змеевича жену князя – Анастасию).
2. Добрыня Никитич – победил Змея огненного и освободил из плена людей и племянинницу Князя Владимирова - Забаву Путятичну.
3. Алпамыс, Суней, Святогор – Колыван, Садко и т.д.
- мне бы хотелдось приглсить Вс еще н одну встречу с былинным богатырским сказом, а называется она «Про Илью Муромца».
А) Чтение учителем ( 1 -2 части)
- Понравилось Вам?
Вывод. Былинный сказ – изложение былин в прозе.
А теперь давайте прочитаем вместе.( Зарядка для глаз, языка, дыхание).
Чтение сложных сочетаний ( на партах).
1 столбик – на вдохе; 2 столбик – про себя; 3 столбик – 1 вариант; 4 столбик – 2 вариант.
Б) Чтение.
1. Я начинаю читать тихо, дети цепочкой читают, вначале тихо, потом громче и очень громко.
2. Я начинаю читать громко – дети цепочкой читают громко, потом тише, тише.......
3. Читаем медленно, проговаривая окончания ( выборочно).
4. Читаем начало – предлоги и конец.
IV. Анализ текста.
1. Как звакли родителей Ильи Муромца? ( читать).
2. Назовите село, в котором родился Илья?
3. Какким был Илья в детстве?
4. Что случилось с ним после тридцати лет?
5. Что наказали ему старцы? ( Найти в тексте).
Задание: У Вас на партах карточки. Подчеркните слова, которые имеют отношение к Илье Муромцу.
Храбрый, трусливый, скоромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, впечатливый, простой, веселый, черствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый.
Что мы узнали про Илью Муромца? Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный герой? Ребята, есть ли герои в наше время? Где можно встретить современных героев?
Дайте ответы на мои загадки.
С огнем борорться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники. ( пожарники)
Кто свято хранить Отчизны покой Он летчик, не пилот
И ночью, и днем, Он ведет не самолет,
При погоде любой? ( Погранники). А огромную ракету.
( Космонавт).
Можем ли мы назвать этих людей героями – богатырями?
Днем и ночью эти люди охраняют нашу Родину, отдают свои жизни ради спасения других.
V. Оценки за урок.
VI. Итог урока.
- Что нового мы узнали на уроке? О каком богатыре узнали?
VII Учитель. Музыка.
Книга закрыта. Она хранит тайну. В ней тайнственный и прекрасный мир. И только читателю дано постичь тайны. Читайте! Читайте! Ощутите волшебную магию книги.
VIII. Домашняя работа. Сочинение о современных героях.