Разработка урока Судьбы поэтов России и Белоруссии поэтов 20 века


Тема: «Как ветви одного дерева». Судьбы поэтов России и Белоруссии 20 века
Класс: 10
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формирование у учащихся межнациональной толерантности на основе изучения русских и белорусских поэтов 20 века
Задачи:
Обучающие: 1) знакомство с творчеством русских и белорусских поэтов 20 века;
2) обучение сравнительному анализу;
Развивающие: 1) развитие интереса к творчеству русских поэтов 20 века;
2) развитие интереса к творчеству белорусских поэтов 20 века;
3) развитие навыков анализа поэтического произведения;
Воспитательные: привитие любви к чтению и творчеству русских и белорусских поэтов 20 века
План урока:
Вступительное слово учителя (1 мин)
Творчество русских и белорусских поэтов 20 века
Из жизни поэтов - сообщения учащихся (10 мин);
Заполнение таблицы «Тематика стихотворений русских и белорусских поэтов 20 века» (4 мин);
Анализ стихотворений Сергея Есенина и Владимира Дубовки (13 мин);
Анализ стихотворений Осипа Мандельштама и Янки Купала (11 мин);
Домашнее задание (2 мин)
Выводы по уроку (4 мин)
Оборудование: интерактивная доска, презентация, распечатки со стихотворениями (Приложение 1, 2)
Литература:
1.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Здравствуйте. Запишем тему урока ««Как ветви одного дерева». Судьбы поэтов России и Белоруссии 20 века» (слайд 1).
Творчество русских и белорусских поэтов 20 века
Россия и Белоруссия – Союзные государства с единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством. Россия и Белоруссия – страны-соседи. Все жители этих стран – ветви одного дерева. Наша страна богата выдающимися писателями и поэтами. В Белоруссии тоже много интересных и талантливых поэтов. Сегодня мы будем говорить о самых известных поэтах России и Белоруссии, которые жили и творили в 20 веке. Это русские поэты – Сергей Есенин, Осип Мандельштам (слайд 2). Рассмотрим творчество белорусских поэтов –Владимира Дубкова и Янки Купала (слайд 3).
Из жизни поэтов. (Краткие сообщения учеников)
Ученик 1. Есенин Сергей Александрович (1895-1925) - русский поэт, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 входил в группу имажинистов.
Родился в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки.
Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой. В стихах "Радуницы" уже складывается особый есенинский слог: животные, растения, явления природы очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир.
В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы "развороченного бурей быта" - пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом (сборники "Исповедь хулигана", 1921; "Москва кабацкая", 1924).
Важным событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой. Путешествовали по Европе. После возвращения в Россию расстались.
На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием "быть певцом и гражданином... в великих штатах СССР". В этот период (1923-25) создаются его лучшие строки: стихотворения "Отговорила роща золотая...", "Письмо к матери", "Мы теперь уходим понемногу...", цикл "Персидские мотивы", поэма "Анна Cнегина" и др. Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. Эмоциональной доминантой лирики этого периода становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.
В конце ноября 1925 из-за угрозы ареста ему пришлось лечь в психоневрологическую клинику. Выждав момент, Есенин прерывает курс лечения (вышел из клиники в группе посетителей) и 23 декабря уезжает в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице "Англетер" Сергея Есенина убивают, инсценировав самоубийство.
Ученик 2. Мандельштам Осип Эмильевич (1891 - 1938) – поэт, прозаик, переводчик.
Родился в Варшаве в семье мелкого торговца. Когда поэту было 6 лет, семья переезжает в Петербург.
  Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910, когда в журнале "Аполлон" были напечатаны его пять стихотворений. В эти годы он увлекается идеями и творчеством поэтов-символистов, становится частым гостем В.Иванова, теоретика символизма, у которого собирались талантливые литераторы. 
Знакомится с Н. Гумилёвым и входит в группу акмеистов. Мандельштам выступает в печати не только со стихами, но и со статьями на литературные темы. 
В 1913 вышла в свет первая книга стихотворений О.Мандельштама - "Камень", сразу поставившая автора в ряд значительных русских поэтов. Много выступает с чтением своих стихов в различных литературных объединениях. 
В стихотворениях поэта гармоничный мир природы сталкивается с "тяжелым" миром реальности. Писал о советской власти.
Умер от тифа в лагере. Был арестован за эпиграмму «Кремлёвский горец».
Ученик 3. Дубовка Владимир Николаевич (1900 - 1976) — белорусский советский поэт. Родился в семье рабочего в д. Огородники.
Поэтическое творчество Владимира Дубовки разделяется на два периода: 1921—1930 и 1958—1976 годов, из которых первый был особенно плодотворным.
На формирование направлений художественного поиска Дубовки сильно повлияли классики белорусского литературы Янка Купала, Якуб Колас и Максим Богданович. Началом литературного творчества поэта считается стихотворение «Солнце Беларуси». 
 Был лично знаком с В. Маяковским и С. Есениным, совместно участвовал с ними в отдельных литературных встречах и приёмах.
За стихотворение «За все земли, всех народов мира» 20 июля 1930 года был арестован.
В своих поэтических произведениях Владимир Дубовка стремился постичь духовный смысл революции и изменений, которые происходили в жизни.
Умер в Москве.
Ученик 4. Янка Купала (1882—1942) — белорусский поэт, драматург, публицист. Настоящее имя – Иван Луцевич.
Родился 25 июня в деревне Вязынка. Родители были обедневшие белорусские шляхтичи, арендовавшие земли в помещичьих угодьях. В детстве будущему поэту приходилось много помогать отцу.
Позже Иван устроился чернорабочим на местный винокуренный завод, где продолжал трудиться в поте лица. Хотя тяжёлая работа отнимала у молодого человека много времени, ему удавалось выкраивать свободные часы на занятие самообразованием.
Первые произведения Купалы — несколько лирических стихотворений на польском языке. Первое стихотворение на белорусском языке — «Мая доля».
В 1908 году в Петербурге издан первый сборник Купалы под названием «Жалейка» («Дудочка»).
Поэт был знаком с выдающимся деятелем русского символизма В. Я. Брюсовым. Позже Брюсов и Янка Купала продолжили тесно сотрудничать на литературных собраниях в Петербурге; Брюсов стал первым русским автором, который начал переводить белорусского поэта на русский язык.
С наступлением советской эпохи лирические настроения Янки Купалы подверглись некоторым изменениям. На первый план в его стихотворениях вышел мотив ожидания светлого будущего; поэт возлагал искренние надежды на коренные изменения в жизни белорусского народа под влиянием новой эпохи. 
Несмотря на издания оптимистически настроенных поэтических сборников, отношения между белорусским поэтом и советской властью складывались отнюдь не безоблачно.
Погибает в гостинице «Москва». Причина смерти трактуется неоднозначно.
Составление таблицы «Тематика стихотворений русских и белорусских поэтов 20 века»
Составим таблицу, чтобы выявить основные темы творчества данных поэтов (слайд 4)
Русские
поэты Лирика Лирика
Сергей Есенин Пейзажная, любовная, философская. Основная тема творчества - тема деревни, природы и родины Владимир Дубовка Философская. Тема Родины, революции
Осип Мандельштам Любовная, философская. Гражданская тема Янка Купала Философская. Тема Родины, народная тема
Анализ стихотворений Сергея Есенина и Владимира Дубовки
Тема Родины – одна из самых главных тем творчества всех поэтов. Авторы прославляют свой родной край, любуются им, восхваляют и гордятся. Обратимся к стихотворениям С. Есенина и В. Дубовки о родине.
Сергей Есенин «Гой ты, Русь, моя родная…» (прослушивание аудиозаписи в исполнении Сергея Безрукова) (слайд 5)
Владимир Дубовка «О, Беларусь, лесная роза…» (выразительное чтение учеником) (слайд 6)
Составим таблицу с сравнительным анализом стихотворений (слайд 7)
Автор и название стихотворения Сергей Есенин «Гой ты, Русь, моя родная…» Владимир Дубовка «О, Беларусь, лесная роза…»
Тема Родина Родина
Настроение Патриотическое, восхваляет свою родину Патриотическое, восхваляет свою родину
Что испытывает лирический герой Гордость Гордость
Художественно-выразительные средства Метафоры: «синь сосёт глаза», «звонно чахнут тополя».
Эпитеты: «Русь родная», «спас кроткий».
Сравнения: «хаты – в ризах образа». Эпитеты: «лучи рассветные».
Сравнения: «Беларусь, лесная роза»
Главная идея содержится в строфе (выписать) Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
И что тебе врагов угрозы – преград для сильных духом нет!
Таким образом, и Сергей Есенин и Владимир Дубовка в своих стихотворениях на тему родины восхваляют родную страну, гордятся, что родились именно в этой стране.
Анализ стихотворений Осипа Мандельштама и Янки Купала
Обратимся к стихотворениям философского содержания.
Осип Мандельштам «Мы живём под собою не чуя страны…» (Выразительное чтение учителем)
Янка Купала «Моя вера» (Прослушивание аудиозаписи стихотворения на белорусском языке и выразительное чтение учеником на русском)
Какова тематика стихотворений?
Разберём каждое стихотворение по строфам.
Осип Мандельштам «Мы живём под собою не чуя страны».
1 строфа – люди «не чуют под собой страны», то есть государства – оно защитник и помощник; желание быть услышанным «наши речи за десять шагов не слышны»;
2 строфа – портрет правителя. Каждый эти сроки понимает по – своему;
3 строфа – необдуманные указы («как подковы кует за указом указ - кому в лоб, кому в бровь, кому в пах, кому в глаз»);
13, 14 строчки – нелепые казни.
Таки образом, автор выразил в этом стихотворении своё отношение к происходящему в стране.
Янка Купала «Моя вера».
1 строфа – «Не верю идолам, истуканам»;
2 строфа – «Не верю купленным пророкам»;
3 строфа – лирический герой не верит фокусникам;
4 строфа – «Не верю каменным часовням»;
5 строфа – «В народ и край свой только верю и верю собственной судьбе».
Таким образом, Янка Купла в своём стихотворении говорит, что верить можно только себе и обычным людям – народу.
Домашнее задание
Выучить наизусть одно понравившееся стихотворение русского поэта и одно стихотворение белорусского.
Выводы по уроку
Таким образом, русские и белорусские поэты 20 века в своих произведениях выражали свою любовь к Родине, а также своё отношение к власти, за что многие поэты 20 века серьёзно поплатились. Но, несмотря ни на что, каждый из них любил свою родную страну, гордился ей, желал только хороших перемен.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сергей Есенин
Гой ты, Русь, моя родная...
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Владимир Дубовка
О, Беларусь, лесная роза 
(Перевод  Ивана Бурсова)О, Беларусь, лесная роза, зелёный лист, багряный цвет! Не умертвят тебя морозы, не одолеет пустоцвет.   Твоими лепестками стану, шипами сердце исколю. В твоих глазах, с отливом стали, лучи рассветные люблю.   Пусть злые ветры мчатся мимо, им твоего не смять крыла. Стремишься ты к Коммуне Мира, чтоб всюду радость расцвела!   И что тебе врагов угрозы – преград для сильных духом нет! О, Беларусь, лесная роза, зелёный лист, багряный цвет!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Осип Мандельштам
Мы живем под собою не чуя страны…
Мы живем под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца, -
Там помянут кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг его сброд толстокожих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Как подковы кует за указом указ -
Кому в лоб, кому в бровь, кому в пах, кому в глаз.
Что ни казнь у него, то малина
И широкая грудь осетина.
Янка Купала
Моя вераНе верю идолам поганым, Хоть украшают их дары. Божкам не верю, истуканам, Которых мажут маляры.Не верю купленным пророкам, Что за копейки людям лгут, Следя ревниво жадным оком, Когда червонцы поднесут.Не верю фокусников чуду Любых народов и веков, Пускают что туман повсюду В глаза доверчивых слепцов.Не верю каменным часовням, Распявшим дух живой в крови, Загнавшим в рабские загоны Все - от свободы до любви.Ни за какую плату, меру Не дам сломить себя в борьбе... В народ и край свой только верю И верю собственной судьбе.