Конспект НОД Весенняя карусель в подготовительной группе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №4 «Калинка» г. Волжска РМЭ











Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной коррекционной группе

ТЕМА: «ВЕСЕННЯЯ КАРУСЕЛЬ»









Провела: Смирнова
Елена Владимировна,
воспитатель коррекционной
группы, 1категории.













г. Волжск
27.04.2013г.

Цель: Выявление уровня сформированности знаний у детей по теме «Весна» на основе систематизации и обобщения ранее полученных знаний.

Задачи: 1. Коррекционно – образовательные:
Уточнить и активизировать словарь по теме: «Весна».
Совершенствовать грамматический строй речи.

2. Коррекционно – развивающие:
2.1. развивать зрительное внимание, восприятие, речевой слух, координацию речи с движением.

3. Воспитательные:
3.1. Формировать навыки сотрудничества, взаимовыручки, самостоятельности, инициативности.


Материал: картинки с изображением признаков весенней природы; карточки-лепестки с набором слов; кроссворды; мяч; карандаши; зонт-карусель; музыкальное сопровождение;маленькие карусели.

Предварительная работа: Знакомство с признаками весны; рассматривание альбома «Весна»; заучивание стихотворений: З.Александровой «Салют весне», Н. Найденовой «О весне», скороговорок; разучивание игры «Замечательный сосед»; игровые упражнения «Подбери словечко», «Назови одним словом»; загадывание загадок.




















Ход занятия:

Дети заходят в группу, держась ладошками друг с другом. Здороваются, затем перестраиваются из шеренги в круг.

Воспитатель: Ребята, я хочу поиграть с вами в игру «Замечательный сосед». Согласны? Но вы помните, отвечает тот, кто стоит справа и полным предложением.

ВОПРОСЫ:
назови сегодняшний день недели, число и месяц (ответ ребенка);
к какому времени года относится месяц апрель? (к весне);
сколько у весны братьев-месяцев? (три). Назови их (март, апрель, май).
с чего начинается весна? (солнышко пригревает сильнее, тает снег, появляются проталины, первоцветы, подснежники, начинается капель);
изменились ли деревья? (деревья стоят голые, но можно заметить набухающие почки; начинается сокодвижение);
что можно сказать о птицах? (на родину возвращаются перелетные птицы:, они громко поют, стоят гнезда);
что происходит на реке? (весенние ручьи стекают к реке, вода подо льдом прибавляется, лёд трескается, ломается. Начинается ледоход).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Правильно ответили на все вопросы. Даже назвали такие сложные слова, которые можно разделить на два слова. Давайте еще раз скажем их: первоцветы, подснежники, сокодвижение, ледоход. (дети называют слова и объясняют, из каких двух слов они состоят).

Воспитатель: Умницы. Ребята, посмотрите, отвечая на вопросы, у нас получилась красивая весенняя картина. А мы с вами знаем стихотворение о весне. Паша, расскажи, пожалуйста, нам это стихотворение.

Мальчик читает стихотворение З. Александровой «Салют весне».

Воспитатель: Спасибо, Пашенька. Ребята, а как можно назвать весну? Какая она?

Дети называют слова-признаки к слову «Весна»: буйная, цветущая, радостная, смелая, звонкая, теплая, долгожданная, дружная, ранняя, поздняя, красивая, веселая, робкая, несмелая.

Надя: Ребята, я хочу вам загадать загадку, а вы добавьте в конце слово-отгадку:
Не спеша огонь тут ходит,
Землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце –
Ну, конечно – это (солнце).

Воспитатель: А теперь подберите слова-признаки к слову «Солнце». Какое оно?

Дети выполняют анологичное задание.

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам послушать другую загадку:
Серебристый чей-то хвостик,
Целый день в лесу петлял.
А попал он к речке в гости
Растворился и пропал. (ручей).

Воспитатель: Конечно, ручей. Ребята, если ручей бежит, то он какой значит? (бегущий). Правильно, а если – журчит? (журчащий), а если – звенит? (звенящий), а искрится на солнце? (искрящийся). Молодцы, продолжайте, какой он еще бывает?

Дети: быстрый, смелый, весенний, веселый, лесной, звонкий, полевой, городской, озорной.

Воспитатель: Молодцы, ребята, как много слов по
·добрали. Слова-то все весенние, но не только мы можем говорить о весне.

Дети: читают стихотворение Н.Найденовой «О весне»:
О весне сказали нам
Песни из скворечника
И сережки желтые
На ветвях орешника.
О весне сказали нам
Воробьи драчливые,
Вербочки мохнатые,
Ручейки шумливые.
Бабочка-крапивница
На лесной проталинке.
Синие подснежники
Нежные и маленькие.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, и в нашей группе появилась волшебная поляна с подснежниками. Какие они маленькие, нежные. Но, посмотрите, один подснежник какой-то особенный, я возьму его. И листочки у него не простые, а со словами. Можно я один листочек оторву? (отрываю листок, читаю слова, составляю предложение).

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам объединиться парами, взять по одному листочку и составить предложения из запутавшихся слов. А чтобы вы не мешали друг другу составлять предложения, разойдитесь по группе.

Дети самостоятельно выполняют задание. Затем вслух читают предложение.

Воспитатель: Вы просто молодцы, ребята, умницы! Какие правильные и красивые предложения составили.
Ну что ж, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и покататься на карусели. Только карусель у нас необычная, прежде чем сесть на карусель, мы должны назвать слово-родственник в семейку слова «ВЕСНА».

Дети называют однокоренные слова: весна – веснянка, веснушки, веснушчатый, весенний, весною, веснушчатость, вешние воды, весенняя.

Подвижная игра «ВЕСЕННЯЯ КАРУСЕЛЬ».

Воспитатель: Как весело мы покатались, правда, ребята! С приходом весны у нас и настроение поднимается, и игр больше становится. А праздников-то сколько весной бывает. Ребят, а какие весенние праздники вы знаете?
(8 марта, день смеха, день космонавтики, день победы, Пасха).

Воспитатель: а еще, ребята, весной в апреле бывает праздник – Всемирный день земли. Как вы думаете, почему даже у земли есть свой праздник?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята, нужно беречь нашу землю, ведь все мы с вами живем на земле, а она нас кормит. С древних времен люди оберегают землю и называют её ласково «земля-матушка», «земля-кормилица».
Я хочу предложить вам, ребята, подобрать родственные слова в семейку слова «ЗЕМЛЯ».

Дети: земелюшка, землица, земледелец, землянка, земляника, земляк, земной, земельный, наземный, подземный, землекоп, землетрясение, приземляться.

Воспитатель: Посмотрите, у нас в группе есть несколько веточек с разных деревьев. Эта веточка с березы – значит она какая? (березовая); с тополя – тополиная, с клена – кленовая, с сирени – сиреневая.
Ребята, а что весной на деревьях появляются? (почки). А почки появляются на каких деревьях: на лиственных или хвойных? (ответы детей).
Саша: А я знаю скороговорку про деревья и почки: (читает спокойно, а затем темп увеличивается).

НА ДЕРЕВЕ – ПОЧКИ, ПОД ДЕРЕВОМ – БОЧКИ.

Воспитатель: Молодец, Саша! Я тоже хочу попробовать проговорить скороговорку (проговаривает). Дети, а теперь вы попробуйте.
(дети проговаривают по очереди скороговорку).
Ребята, раз мы с вами заговорили о почках, давайте их сосчитаем.
Дети считают и называют: на моей берёзовой ветке – четыре почки; на моей тополиной ветке – семь почек и т.д.

Воспитатель: Вот какие вы молодцы, со всем справляетесь быстро и умело. Ну а сейчас я предлагаю вам разделиться на тройки, потому что хочу вам предложить более сложное задание – КРОССВОРД.
Он состоит из нескольких слов, но в нем есть главное слово, которое вы должны найти. А подсказкой вам будут зашифрованные слова, читайте их и вписывайте в пустые клеточки. Когда вы разгадаете кроссворд, то увидите ключевое слово. Приступайте.

Дети выполняют работу с кроссвордами за столами.

Воспитатель: Какое слово у вас получилось? ВЕСНА. Молодцы, ребята, умницы! О чем мы сегодня с вами разговаривали? О ВЕСНЕ. Как вы считаете, хорошо мы с вами сегодня потрудились и почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Я очень рада за вас, ребята, потому что вы такие молодцы, так хорошо справлялись со всеми заданиями, что я хочу вам подарить на память о нашей весенней карусели маленькие сувенирчики – карусельки. Спасибо!














15