Занятие по ОБЖ Я здоровье сберегу, сам себе я помогу


Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.
Цель: сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Задачи:
1. Развивать навыки санитарно-гигиенического и профилактического ухода за руками, глазами, зубами, волосами.
2. Воспитывать привычку следить за своим внешним видом.
3. Формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
4. Развивать и коррегировать речь, внимание, мышление, восприятие воспитанников..Оборудование: стулья, 2 платка, звук паровоза, плакаты с изображением станций.
ХОД
1.Вводная часть.
Ведущий. Получен от природы дар –
                   Не мяч и не воздушный шар.
                   Не глобус это, не арбуз –
                  Здоровье. Очень хрупкий груз.
  Ведущий.    Чтоб жизнь счастливую прожить,
                        Здоровье нужно сохранить.
                        А как? Сейчас мы вам скажем,
                      Что мы знаем – все расскажем.
2.Сообщение темы занятия.
Вед: Задание: слова потерялись, составьте из них предложение.
На доске вразброс представлены слова сам, помогу, здоровье, я, сберегу, себе.
Ответ: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.
Давайте так и назовем наше занятие «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».
3. Основная часть.
Вед:Придумано кем-то просто и мудро-
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро! – солнцу и птицам.
Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро продлится до вечера.
Вед: Здороваясь, один человек как будто желает другому здоровья. Ведь здоровье - самая главная ценность, данная человеку. При встречах, расставаниях с близкими, дорогими людьми, поздравлениях с торжественными датами мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т.к. это залог полноценной и счастливой жизни.
Вед:Дорогие ребята! Сейчас мы будем называть стихотворные поговорки, а окончания их вы должны ответить хором. Готовы?
Зазеленеет старый пень, когда услышит: «Добрый …» (день)
Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(«Здравствуйте»)
Растает даже ледяная глыба от слова теплого…(«Спасибо»)
Когда бранят за шалости, говорим: «Прости…(пожалуйста)
Если больше есть не в силах, скажем повару…(«Спасибо»)
И во Франции и в Дании говорят, прощаясь…(«До свидания»)
Всем вам, с большой любовью, желаю крепкого…(здоровья).
Вед: Почему здоровье нам необходимо? (Здоровье помогает выполнить нам наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь в обществе). Вот сегодня мы и узнаем, как можно самим сохранить свое здоровье.
Вед:И сейчас мы вместе с вами отправимся в путешествие на поезде Здоровья.
4. Станция РУКИ. (Звук паровоза)
Ведущий. Первая станция – Руки.
На руках у нас зараза
Не заметная для глаза
Если руки не помыть,
А еду сразу в рот
Вся зараза эта к вам
Отправляется в живот!
Ведущий. Что же необходимо, чтобы такого не произошло?
Дети: Нужно мыть руки с мылом.
5.Сценка «Микробы».
Потихоньку появляются «микробы».
1-й: - Кто людям помогает, тот тратит время зря.
2-й: - Хорошими делами прославиться нельзя!
3-й: - Поэтому… мы всем и каждому советуем:
Вместе: - Рук не мыть, воды бояться,
                Никогда не умываться!
(«Микробы» ходят между рядами, подсаживаются к ребятам и ласково уговаривают: «Не бойтесь! Мы ма-аленькие, хорошенькие. От нас только проблемы большие, а сами мы безобидные. Давайте дружить.)Ведущий. Вот так незаметно они и подкрадываются к нам. Ну-ка гоните их, ребята! Пусть пойдут, умоются и приведут себя в порядок.
(«Микробы» уходят.)
6. Сценка.
Ведущий. Нужно строго соблюдать гигиену рук и ногтей, чтобы не заразиться инфекционными заболеваниями, которые передаются через грязные руки. Обязательно мойте руки с мылом теплой водой. 
(Звук паровоза)
Ведущий. Наше путешествие продолжается, а чтобы узнать, как называется следующая остановка нужно отгадать загадку.
Не сеют,
Не сажают,
Сами вырастают. (Волосы)
7.Станция волосы.
Вед. Красивые волосы - одно из главных украшений девушки. Внешний вид волос зависит от состояния здоровья человека, наличия вредных привычек, питания, ежедневного ухода и даже от смены настроения.
Вед. Посмотрите друг на друга. Обратите внимание, что вы не похожи и ваше волосы тоже отличаются от волос других детей. Какие бывают волосы?
Ответы детей. (длинные, короткие, прямые, волнистые, русые, каштановые)
Вед. От чего зависит внешний вид волос? (от природных данных, от правильного питания, от правильного ухода за ними).
Вед.
- Вспомните правила ухода за волосами:
- необходимо расчесывать волосы дважды в день. Длинные - начиная от концов, короткие - с корней;
- в волосах накапливается пыль, поэтому мыть волосы рекомендуется умеренно горячей водой - не чаще двух раз в неделю;
- намыливать голову надо дважды, напоследок тщательно прополоскать волосы;
- сушить волосы надо на открытом воздухе, расчесывая их пластмассовой расческой, пока они чуть влажные. При быстром высушивании волос феном легко их пересушить, что делает волосы ломкими;
8. Парад причесок. (звучит легкая музыка)
Вед. Наши девочки и мальчики продемонстрируют нам свои прически. Аплодисменты нашим моделям.
9. Физкультминутка (все стоят)
Воспитатель произносит слова, обозначающие действия. Если эти действия можно использовать при уходе за волосами, то дети хлопают в ладоши, если нельзя - топают:
- копать,
- мыть,
- расчесывать,
- гулять,
- сидеть,
- сушить.
(Звук паровоза)
Ведущий. Наше путешествие продолжается, а чтобы узнать, как называется следующая остановка нужно отгадать загадку.
Ведущий.
                      Тридцать два веселых друга
                       Уцепились друг за друга,
                       Вверх и вниз несутся в спешке,
                       Хлеб жуют, грызут орешки.
Дети: - Зубы!
10. Станция ЗУБЫ.
Вед. Красивая улыбка не только привлекает наше внимание, но и говорит о том, что у вас крепкие, здоровые зубыЗубы- самые твёрдые части нашего организма. Они нужны нам, чтобы откусывать и пережёвывать пищуЕсли грызть что-то очень твёрдое или сильно ударить по зубу можно его сломатьЧеловек рождается беззубым, к трём годам вырастает 20 молочных зубов. А в 5-6 лет они выпадают, их сменяют постоянные коренные зубы.У взрослого человека 32 постоянных зуба. Наши зубы покрывает белое вещество – это эмаль. Она защищает зубки. Если она треснет, на зубе появляются дырочки. Зуб начинает портиться.После еды остатки пищи застревают между зубами и начинают размножаться микробы, которые разрушают эмаль зубов. Вот что происходит с зубами, если их не чистить каждый день.Каждое утро и вечером перед сном нужно чистить зубки щёткой и зубной пастой.Чтобы зубки не болели, нужно ходить к врачу- стоматологу. Если он обнаружит дырочку в зубе, поставит пломбу.Ухаживайте за своими зубами ежедневно и тогда ваши зубки будут крепкими, а улыбка белоснежной!
 11. Работа со стихотворением.
            Вед:   Как у нашей Любы
                       Разболелись зубы:
                       Слабые, непрочные –
                       Детские, молочные…
                       Целый день бедняжка стонет,
                       Прочь своих подружек гонит:
                       - Мне сегодня не до вас!
                       Мама девочку жалеет,
                       Полосканье в чашке греет,
                       Не спускает с дочки глаз.
                       Папа Любочку жалеет,
                       Из бумаги куклу клеит.
                       Чем бы доченьку занять?
                       Чтобы боль зубную снять?
Ведущий. Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? ( Зуб поврежден, в нем дырочка.)
Ведущий. Почему появилось повреждение? Что вредно для зубов?
Дети : грызть орехи, есть очень холодную и очень горячую пищу, есть много сладкого и т.д.
Ведущий. Как называют врача, который лечит зубы? (Стоматолог.)
 Ведущий. Послушайте наш совет
Как поел, почисти зубки,
Делай так 2 раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год 2 раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохраним на много лет.
12.Советы.
Ведущий. Вам, мальчишки и девчонки,
                       Приготовили советы мы.
Ведущий. Если наш совет хороший,
                   Вы похлопайте в ладоши.
Ведущий. На неправильный совет
                       Говорите: нет, нет, нет.
Ведущий. Постоянно нужно есть
              Для зубов для ваших
              Фрукты, овощи, омлет,
              Творог, простоквашу.
             Если мой совет хороший,
              Вы похлопайте в ладоши.
Ведущий. Не грызите лист капустный,
                                   Он совсем, совсем не вкусный,
                                  Лучше ешьте шоколад,
                                   Вафли, сахар, мармелад.
                                   Это правильный совет?
Дети. Нет, нет, нет!
Ведущий. Говорила маме Люба:
                                         - Я не буду чистить зубы.
                                         И теперь у нашей Любы
                                         Дырка в каждом, каждом зубе.
                                         Каков будет ваш ответ?
                                         Молодчина Люба?
Дети. Нет!
Ведущий. Блеск зубам чтобы придать,
                                        Нужно крем сапожный взять.
                                        Выдавить полтюбика
                                        И почистить зубики.
                                        Это правильный совет?
Дети.  Нет!
Ведущий. Ох, неловкая Людмила
                                         На пол щетку уронила.
                                         С пола щетку поднимает,
                                         Чистить зубы продолжает.
                                         Кто даст правильный совет?
                                         Молодчина Люба?
Дети. Нет!
Ведущий. Навсегда запомните,
                        Милые друзья,
                        Не почистив зубы,
                        Спать идти нельзя.
                        Если мой совет хороший,
                        Вы похлопайте в ладоши.
Ведущий. Зубы вы почистили
                                         И идете спать.
                                         Захватите булочку
                                         Сладкую в кровать.                                         Это правильный совет?
Дети. Нет!
Ведущий. Запомните совет полезный,
                       Нельзя грызть предмет железный.
                       Если мой совет хороший,
                       Вы похлопайте в ладоши.
Ведущий. Вы, ребята, не устали,
                       Пока стихи мы вам читали?
Ведущий. Был ваш правильный ответ,
                   Что полезно, а что – нет.
Ведущий. Наше путешествие продолжается.
(Звук паровоза)
Два соседа - непоседы,
День на работе,
Ночь на отдыхе. (Глаза) .13. Станция ГЛАЗА.
Вед. Разберемся вместе дети, для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас, на лице есть пара глаз?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно
Ничего вокруг не видно.
Кроме знанья и уменья:
Всем необходимо зренье!
Н. Орлова
Вед: А сейчас поиграем
14.Игра «Угадай, кто это?» (С завязанными глазами)
15.Игра «Построй по росту 6-8 детей».(С завязанными глазами)
 Вед: Как труднее узнать предметы, с открытыми или закрытыми глазами?
     Глаза - главные помощники человека. Что мы можем благодаря зрению? (ответы детей)
Конечно, благодаря зрению мы можем видеть все, что есть вокруг нас, различать и узнавать предметы, отмечать их качества и любоваться красотой природы во все времена года. Вот поэтому глазки надо беречь.
16.Гимнастика для глаз (звучит легкая музыка)
Ведущий. Ребята, глаза надо не только защищать, но и ухаживать за ними. По утрам и вечерам умываться. Глазам, как и нам, надо заниматься физкультурой, а называется она «гимнастика для глаз». Сейчас сделаем гимнастику для глаз. Представьте, что вы на прогулке. Посмотрите, какая красота вокруг (выполняем круговые вращения глазами то в одну, то в другую сторону.) А теперь поморгаем глазами, как бабочка крылышками. Посмотрите вдаль (смотрят в окно), а теперь близко (упражнение «Близко-далеко»). Закрыли свои глазки и посидели с закрытыми глазами, представляя наше путешествие. Открыли глаза. Не забывайте эти упражнения, и ваше зрение будет отличным.
Ведущий. Когда хотят, чтоб вещь служила нам бес срока,
              Недаром люди говорят: «Храните как зеницу ока!»
              И чтоб глаза твои, дружок, могли надолго сохраниться,
              Запомни ты десяток строк:
(Загибает пальцы вместе с воспитанниками)
  Глаза поранить очень просто – не играй с предметом острым!
  Глаза не три, не засоряй, лежа книгу не читай!
  На яркий свет смотреть нельзя – тоже портятся глаза!
 Телевизор в доме есть – упрекать не стану, но, пожалуйста, не лезь к самому экрану!
  И смотри не все подряд, а передачи для ребят, что приносят пользу!
  Не пиши, склонившись низко, не держи учебник близко!
 И над партой каждый раз не сгибайся, как от ветра, от стола до наших глаз – ровно 40 сантиметров!
  Глаз в темноте не напрягай, его здоровья не лишай!
17. Игра "Полезно - вредно".
Вед: А сейчас мы проверим, как вы все запомнили. Я буду спрашивать, а вы давать ответ, говоря: "Это вредно, или это полезно"
1. Тереть грязными руками глаза.
2. Вытирать лицо чистым носовым платком.
3. Читать в транспорте.
4. Смотреть телевизор, сидя близко к экрану.
5. Читать, лежа в постели.
6. Смотреть телевизор на расстоянии от экрана.
7. Гулять на свежем воздухе.
8. Есть продукты, богатые витаминами.
Чтец. Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.
Вед: Не забывайте, помните - наши глаза драгоценные для нас, и мы просто обязаны беречь их. Никто не позаботится о них лучше, чем вы сами. Поэтому берегите и охраняйте глаза.
18. Игра «Это я…»
Вед: В этой игре проверяется внимание. Слушайте вопросы, если ответ отрицательный то все молчат, а если положительный отвечают хором фразой: «Это я, это я, это все мои друзья».
- Кто ватагою веселойКаждый день шагает в школу?- Знает кто, что красный цветОзначает: хода нет.- Кто из вас из малышей,Ходит грязный до ушей?- Кто любит маме помогать,По дому мусор рассыпать?- Кто одежду бережёт,Под кровать её кладёт?- Кто ложится рано спатьВ ботинках грязных на кровать?- Кто из вас не ходит хмурый,Любит спорт и физкультуру?- Кто, из вас идя, домой,Мяч гонял по мостовой?- Кто любит в классе отвечать,Аплодисменты получать?
19. Марафон загадок
Вед. Вы, наверно, подустали в пути. Но сначала нужно отгадать загадки. Попробуйте их отгадать, и вы будете знать, что вам необходимо, чтобы быть здоровыми.
Ускользнёт как живое,
но не выпущу его я!
Дело ясное вполне
пусть отмоет руки мне! (Мыло)
Костяная спинка,
жесткая щетинка,
с мятной пастой дружит,
нам усердно служит! (Зубная щётка)
Хожу, брожу не по лесам,
а по усам и волосам
и зубы у меня длинней,
чем у волков и медведей! (Расчёска)
Я всегда тебе нужна,
            Горяча и холодна.
            Позовешь меня – бегу,
            От болезней берегу. (Вода.)
Этот врач не просто доктор,
Лечит людям он глаза,
Даже если видишь плохо,
Разглядишь ты все в очках.(Окулист)
На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются. (Глаза)
     Красные двери в пещере моей,
     Белые звери стоят у дверей.
     И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
     Я с радостью этим зверям отдаю. (Зубы)
 Гладко, душисто, Моет чисто.Нужно, чтобы у каждого было.Что это такое? (Мыло)
Помогает нам всегда Солнце, воздух и … (вода).
Резинка АкулинкаПошла гулять по спинке.
Собирается она
 Вымыть спинку докрасна. (Мочалка.)
        Вафельное и полосатое,
            Гладкое и лохматое,
            Всегда под рукою.
            Что это такое? (Полотенце.)
20. Итог.
Вед. Вспомните, как мы назвали наше занятие? Вы согласны с этим выражением?Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ухаживать за руками, зубами, глазами, волосам, беречь их. Потому что никто не позаботиться о твоем здоровье лучше, чем ты сам. Я желаю вам быть всегда здоровыми.
Вед. Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда! Но добиться результата невозможно без труда. Мы открыли все секреты, как здоровье сохранить. Выполняйте все советы, и легко вам будет жить!