«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста на основе использования лэпбуков, как формы совместной деятельности детей и взрослых»


Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №13»
Методическая разработка «Игровая деятельность – ресурс моделирования окружающей жизни, усвоения социально – коммуникативных навыков»
Тема: «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста на основе использования лэпбуков, как формы совместной деятельности детей и взрослых»


Сосновских Наталья Сергеевна
воспитатель

2017
Проблема социально-коммуникативного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста это не просто важная составляющая воспитания, но и необходимый элемент без которого невозможно формирование полноценной личности ребенка в будущем.
Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становиться неспособным выстраивать, даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения.
Особенно четко данная проблема прослеживается в современном мире, когда ребенок уже в возрасте 2 – 3 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.
Итогом становиться ситуация, когда ребенок, например, отправляясь в 1 класс, не умеет общаться со сверстниками. Они ему кажутся какими-то чужими, он не знает о чем с ними говорить, как с ними играть. А если его, не дай Бог, кто-то обидит, он сразу замыкается и еще больше отдаляется. Как правило, учителям в этом случае некогда разбираться в сути возникшего конфликта и все сводиться к простому заключению – раз ребенок не может дружить и общаться, значит, он «плохой и невоспитанный».
На самом же деле проблема не в том, что с ребенком что-то не так, а в том, что его просто не научили, ему не показали, как правильно строить свои отношения со сверстниками и как с ними общаться. Он просто этого не умеет делать и как следствие, либо сторонится всех, либо провоцирует конфликт.
Подобные ситуации в раннем возрасте накладывают большой отпечаток на его психику и формирование личности в целом. И навряд ли, такой ребенок вырастет общительным, веселым, целеустремленным и уверенным в себе человеком. А это уже прямая дорога к неудачам в трудовой деятельности и личной жизни.
Так что же такое социально-коммуникативное развитие детей, а главное – как правильно к нему подготовиться и дать ребенку все необходимые основы и навыки общения?
Что представляет собой социально-коммуникативное развитие ребенка
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.
Если выражаться обыденным языком, то социально-коммуникативное развитие необходимо ребенку для того, что бы в будущем, когда он пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, он не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества.
Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, а посему начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.
Основной целью социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте является безболезненная и своевременная социализация ребенка, путем приобщения его к принятым нормам общения, взаимоотношению между сверстниками и старшими, а так же к принятым общекультурным традициям в семье и государстве в целом.
Согласно ФГОС, каждое дошкольное образовательное учреждение имеет специальную программу, следуя которой достигаются все поставленные цели в развитии ребенка. И в данном случае, конечная цель – социализация ребенка – может быть успешно достигнута благодаря правильно поставленным задачам, основными из которых будут следующие:Усвоение основных моральных норм и ценностей, принятых в обществе.
Помощь ребенку в освоении основных правил общения со сверстниками и старшими членами общества.
Формирование у ребенка самостоятельности и умения принимать решения.
Помощь ребенку в освоении основных эмоциональных составляющих общения – сопереживание, отзывчивость, милосердие.
Формирование у каждого ребенка уважения к своей семье, сверстникам, старшим и обществу в целом.
Помощь в формировании у ребенка позитивных установок по отношению к труду и творчеству.
Формирование у ребенка готовности к совместному труду и отдыху.
Формирование у дошкольника основ безопасного поведения для собственной жизни и жизни окружающих, причем во всех сферах жизни – дома, в обществе, на природе.
Успешное решение данных, поставленных задач, позволяет выразить надежду на то, что основная цель социально-коммуникативного развития ребенка младшей, средней группы и более старшего возраста, будет достигнута, и к переходу в качественно новую среду – школу – ребенок будет подготовлен, что не вызовет у него трудностей и значимых проблем.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.
«Лэпбук» (lapbook), или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом «лэпбук» - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Создание «лэпбука» поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.  
Работа с «лэпбуком» отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
•свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Самостоятельная деятельность детей.
Для организации самостоятельной деятельности детей в нашей группе создана развивающая предметно- пространственная среда, частью которой и являются «лэпбуки» .
«Лэпбук» отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. «Лэпбук»:
-информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Результаты использования «лэпбука» в совместной деятельности.
1.      Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.
2.      Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает «лэпбук» и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.
3.      Ребенок дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
4.      «Лэпбук» хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и читать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
5.  Создание   «лэпбука» является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели
Результаты использования «лэпбука»:
-быстрое запоминание стихов, пальчиковой гимнастики;
-проявление повышенного интереса к содержанию;
-проявление самостоятельности при работе с «лэбуком»;
-проявление интереса со стороны родителей.
Как изготовить «лэпбук»?
Для этого нужна фантазия и разнообразный материал.
Итак, для изготовления «лэпбука» нам понадобится какой-то плотный материал или картон.
Нужно взять лист картона, согнуть на несколько частей, придать форму шкафа, причем дверцы могут быть симметричные или ассиметричные. При необходимости обклеить бумагой, (самоклеящейся пленкой).
Сделать различные кармашки разной формы и величины.
В каждом кармашке – игра, или набор материалов по теме.
Изготовить игры, направленные на развитие познавательных интересов в зависимости от темы «лэпбука».
Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над «лэпбуком», ее плюсы неоспоримы. Создание «лэпбука» решает ряд задач современного образования, давая детям не только знания о теме, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. В условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания «лэпбука», у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. «Лэпбук» — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать- поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
ФГОС направлены на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.
Лэпбук «Путешествие по сказкам».
Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста.
Аннотация:
Дидактическое пособие «Лэпбук «Путешествие по сказкам» представляет собой картонную папку-передвижку. На страницах папки имеются различные кармашки, в которых собрана информация по теме.
Пояснительная записка:
Дидактическое пособие «Лэпбук «Путешествие по сказкам» предназначено для детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.
Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Цель:
Развитие познавательных способностей детей посредством развивающих заданий и игр, закрепление и обобщение знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
1. Развивать мышление, речь, воображение, память, наблюдательность.
2. Развивать интерес к художественной литературе.
3. Обогащать словарный запас детей.
4. Развивать желание выполнять совместные игровые задания.
Содержание:
Загадки, раскраски, ребусы, кроссворды, настольно-печатные игры, дидактические игры, пазлы, лабиринты и театрализованная деятельность.
«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа» (А.Н.Толстой). Все сказки возникли очень давно (более тысячи лет назад) - это настолько давно, что теперь никто даже не может узнать, когда именно. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации. Сказки - это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего.
1. Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: Развитие сообразительности, зрительного внимания.
Задание: Если правильно соберешь разрезную картинку, то встретишься со сказочным героем.
2. Загадки
Данный раздел представляет блокнотик, на страницах которого написаны загадки и нарисованы отгадки. Взрослый (а потом и ребенок) загадывает загадку, если отгадали правильно, страница переворачивается и на обратной стороне показывается отгадка.
Цель: Развитие сообразительности, логического мышления.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы расшифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.
3. Настольная игра
Веселые раскраски по цифрам «Мои любимые сказки»
Данная игра позволит ребенку вспомнить героев известных народных сказок и сделать их красочными с помощью разноцветных карандашей или фломастеров.
Правила настольной игры:
Распечатать изображение. Печать должна быть обязательно цветная, - на изображении указана необходимая цветовая палитра.
Обратите внимание на указанные на изображении пяти (или более) цветов и предоставьте каждому участнику соответствующие карандаши.
Для этой настольной игры необходим кубик с костями.
Итак, всё готово и можно приступать!
4. Раскраски
Детские раскраски прочно вошли в современные методы развития ребенка. Раскраски представляют собой черно-белые рисунки, которые необходимо раскрасить. Они играют очень важную роль в развитии ребенка. Процесс раскрашивания позволяет развить творческие задатки ребенка, прививает художественный вкус, дает ребенку возможность познакомиться с различными цветами. Также развивается усидчивость, усердие, вырабатываются навыки использования карандашей и красок. Очень важно и то, что во время раскрашивания развивается моторика рук, пальцев, что, как уже доказано учеными, очень сильно влияет на становление речи ребенка.
Польза раскрасок:
Усидчивость, старательность, аккуратность. Без этих важных навыков не получится красиво раскрасить рисунок. Они же, в ходе раскрашивания, и вырабатываются.
Развитие мелкой моторики рук у начинающих малышей-художников благоприятно скажется на развитии речи.
Ребенок научится работать с красками, карандашами, научится смешивать цвета.
Ребенок хорошо запомнит написание букв и цифр, если вы будете давать ему их раскрашивать.
Похвала. Не забывать хвалить ребенка за каждый завершенный рисунок. Регулярная похвала не на «пустом месте», а за реально выполненные задания, будет способствовать самоутверждению ребенка.
5. «Раскрась фрагменты, обозначенные цифрами»
Плюс данных раскрасок в том, что дети представляют перед собой задачу по выбору цвета, сходству его с оригиналом, это развивает у ребенка чувство ответственности, того, что он должен сделать все по правилам, а не как захочет сам.
6. Дидактическая игра «Соедини по точкам (цифрам)»
Такие игры развивают математические способности, тренируют у ребенка внимательность, память и ум, развивают мелкую моторику пальцев рук. Соедини по точкам (цифрам) — игры раскраски, которые подойдут для детей дошкольного и младшего школьного возраста, изучающих цифры, а главное, для тех, кто учится считать, а именно порядковому счету.
7. «Ребусы»
Разгадывание ребусов – это великолепная возможность в игровой и занимательной форме пополнить словарный запас ребёнка. Ребусы развивают образное мышление, учат ребёнка нестандартно мыслить. Отлично тренируется память ребёнка и умение находить правильные ответы на поставленные вопросы. В процессе поиска правильного ответа, ребёнок в игровой форме учится рассуждать и делать необходимые выводы. Разгадывание ребусов прекрасное развивающее и в то же время весёлое занятие, отличная гимнастика для развития внимания, памяти и мышления ребёнка. Ребусы прекрасно развивают находчивость и сообразительность.
8. Дидактическая игра «Лабиринт»
Цель: Развивать логическое мышление, упражнять в ориентировки на плоскости и в пространстве. Учить правильности выполнения задания, добиваться определенной цели.
9. Настольно-печатные игры с фишками
Настольные игры с фишками развивают: наглядно-образное мышление, самостоятельность, сообразительность, творческие способности, механическую и произвольную память, целостное и зрительное восприятие, произвольное внимание, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
10. Театрализованная деятельность «Пальчиковый театр», «Теневой театр»
Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для ребенка:
пальчиковый театр развивает мелкую моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков);
стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания;
заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память;
театральные постановки развивают фантазию и воображение,
обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;
в процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как «лево» и «право», вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме);
возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности
выступая перед публикой, малыш приобретает уверенность в себе, становится более общительным.
А главное при помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки. Сказки - это фольклорный жанр, который никогда не останется в стороне при воспитании детей. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы. Сказки для детей младшего возраста  просты,  носят циклический характер – многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет лучше ребёнку запомнить  сюжет и развить память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.
И так, с педагогической точки зрения:
1. Лэпбук помог организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
2. Стал отличным способом для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Ребенок научился самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. Создание лэпбука стало одним из видов совместной деятельности, формой представления итогов проекта тематической недели.
5.Лэпбук стал содержательным элементом развивающей предметно-пространственной среды группы.
6. Лэпбук помог привлечь родителей к совместной деятельности по теме, стал как бы особым видом детско-родительского проекта.
В нашей маленькой книжке – раскладушке поместилось очень много информации в очень привлекательной и интересной форме. Но каждый может сделать его по-своему и главное совместно с детьми. Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.

Приложение




Литература:
Алябьева Е.А. «Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения».- М., 2016
Козлова С.А. Я – человек: программа социального развития ребенка/С.А. Козлова. – М., 2014. – 44с.
Коневич С.В. Социально-личностное развитие дошкольника. Детство-Пресс 2013 г.
Римашевская Л. Б. Социально личностное развитие //Дошкольное воспитание, 2015. № 6. С. 18- 21.
Эльконин Д. Б. Психология игры. — Издание второе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. 304 с.
http://www.maam.ru/detskijsad/doklad-na-temu-igra-kak-sredstvo-vospitanija-i-forma-organizaci-zhizni-detei-doshkolnogo-vozrasta.htmlhttps://lapbooking.wordpress.com/lapbook/http://www.rosettastone.com/homeschool/articles/what-is-lapbooking