Статья НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Замараева С.Н.
– магистрант 1 курса ф-та ПиП ФГБОУ ВПО КГУ
научный руководитель – к.п.н. Н.В.Анненкова
Актуальность проблемы нравственного воспитания младших школьников средствами литературы состоит в том, что художественные произведения раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является по мнению Б.Т. Лихачева: «понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий» [8, с.265].
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [5, с.345]. С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение» [7, с.347]. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [9, с.169-170].
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях. Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей, в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались «мертвым капиталом». Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности? Начнем с того, что нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов нравственного воспитания младших школьников. Сказать я – человек, не трудно, намного труднее быть им. Нужно вырастить в первую очередь Человека, а уже потом математика, юриста, строителя, потому что живёт он не просто среди людей, но и для людей, а это обязывает ко многому.
Если мы разовьём в ребёнке чуткость, доброту, душевную щедрость, то можно надеяться, что ребёнок не будет нести в мир зло, жестокость и насилие. Нравственное отношение к жизни должно быть прочувствованно, осмысленно, понято сердцем. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность.. Огромное воздействие на личность ребенка оказывают художественные произведения. Это «Рассказы о Суворове и русских солдатах» С.П. Алексеева, «Тимур и его команда» А.П. Гайдара, «Честное слово» Л. Пантелеева, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Сын полка» В.П. Катаева, «Два брата» Е Шварца, «Приключения барона Мюнхгаузена» Р.Э. Распе. При работе над произведениями педагоги используют такие формы обучения и виды деятельности, как классные часы,  выпуск газет, игровые ситуации, проектную деятельность, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов, сочинений. Данные формы работы требуют широкого сотрудничества самих детей. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроения близких и окружающих людей. В них  пробуждаются  гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости.
Чтение и разбор художественных произведений помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают произведения, в которых ставятся вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме. Завершается работа над каждым произведением беседой, цель которой привлечь самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках. В беседе всегда преобладает живой обмен мнениями, диалог. Это способствует приобретению  нравственных знаний, выработке этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение беседы – помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям.
Художественная литература позволяет в процессе анализа ситуации познавать принятые в обществе нормы поведения и общения, варианты решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем. Особенно велико значение книги в период наиболее интенсивного становления личности – в детские годы. Наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентаций является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя. В последние годы не только педагоги, детские писатели, но и родители ищут пути к активизации воспитательного потенциала книги. Мы часто говорим: «Книга–это открытие мира». Действительно, художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения. Читая произведения художественной литературы, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, справедливость, совесть, честь. Эффективность нравственного воспитания младших школьников в процессе ознакомления с детской художественной литературой может быть достигнута на следующих условиях:
–целесообразный отбор художественных произведений для детей;
– систематическая работа по ознакомлению младших школьников с детскохудожественной литературой;
–использование разнообразных форм и методов работы с книгой.
Подбор художественных произведений для чтения надо осуществлять таким образом, чтобы на их основе можно было бы удовлетворять эстетические потребности детей и развивать нравственную культуру. Для чтения должны быть предложены художественные произведения, проверенные временем, вошедшие в сокровищницу русской и зарубежной литературы, произведения детской классической литературы и произведения из традиционного круга детского чтения. При этом художественные произведения должны быть разнообразны по тематике, по жанрам, по авторским именам, по формам художественной речи.
Внеклассная деятельность позволяет мне вести планомерную и систематическую работу по нравственному воспитанию на основе чтения художественной литературы. Для воспитания нравственных качеств у младших школьников оптимальные условия создают занятия кружка «Книгоман». Эффективными формами занятий кружка являются литературные часы, поэтические минутки. Содержание таких занятий должно отличаться разнообразием, необычностью и вызывать интерес у детей. Чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, становится для детей приятным и желанным.
Таким образом, художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает на них большое влияние. Перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел , заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному :чувствам , поступкам , лирическим переживанием. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой : его надо развивать и воспитывать с самого раннего детства. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.








Литература
1.Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы/Ю.П.Азаров.–М.: Фирма «Топикал»,1994.–607с.
2.Богданова О.С.Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителя/О.С.Богданова, О.Д.Калинина.–2-е изд., дораб–М.:Просвещение,1985.–176с.
3.Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории/Н.И.Болдырев.–М: Педагогика,1979.–224с.
4. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитании: Книга для учителя/Б.В. Бушелева. –2-е изд., дораб.–М.:Просвещение,1988.–144с.
5.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. в 4т.2.т. И-О/В.И.Даль.–М.: «Терра»,1995.–779с.
6. Дереклеева Н.И.  Справочник классного руководителя. 1-4 классы/Н.И.Дереклеева.–3-е изд., новое.–М.: Вако,2007.–319с.
7.Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 53000 слов/С.И.Ожогов.–4-е изд., испр. и доп.–М.:2000.–768с.
8.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК /Б.Т.Лихачев.–2-е изд., испр. и доп.–М.: Прометей, 1996.–463с.
9.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3т./В.А.Сухомлинский, сост. О.С.Богданова, В.З.Смаль, редкол.: Н.П.Кузин (гл. ред.) и др.,предисл. Н.П.Кузина, А.Г.Дзеверина,.–М.: Педагогика,1979-1981.Т.2.–1979.–383с.
10.Ушинский К.Д. Собрание сочинений.Т.3. Педагогические статьи,1862-1870гг./Редкол.: А.М.Еголин (гл.ред.) , Е.Н.Медынский, В.Я.Струминский.–М.–Л.:Изд.Ак.пед.наук,1948.–689с.  
11.Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Книга для учителя/Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Коплунович.–М.: Просвещение,1988.–206с.























rђ Заголовок 115