Выступление по теме «Роль пропедевтики»


Роль пропедевтики в обучении физике.
Латыпова Гульназира Хилалутдиновна (sch259@bk.ru), учитель физики высшей квалификационной категории МБОУ «Пестречинская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Пестречинского района РТ.
Идею о необходимости продвижения школьной физики в младшие классы настойчиво проводил П.А.Знаменский. Он считал целесообразным краткий пропедевтический курс физики, в котором учащиеся настойчиво знакомились бы с некоторыми элементами физических знаний на опытах.
Мне дали классное руководство в 5 классе без преподавания какого либо предмета. И я подумала, ведь надо как то детей заинтересовать, чему то научить. А поскольку я учитель физики, так и начать надо с физики в 5 классе. Так в 2011-2012 учебном году я начала преподавать курс «Физика. Химия.» 5-6-классы А.Е.Гуревича. Родители помогли приобрести учебники. Детям стало интересно, они стали знакомиться с некоторыми элементами физических знаний на опытах. Таким образом, постепенное введение в область физических знаний способствует развитию познавательных и умственных интересов, когда им под силу исследование и изучение лишь наиболее простых, элементарных явлений. В данном возрасте дети проявляют повышенный интерес к этому предмету.
Так любят ли наши ученики физику? Как горят глаза ребят, когда они заходят в кабинет физики и видят приборы и первые опыты! А сколько разных «Почему?» я слышу. Поэтому и стала обучать в своем классе, чтобы ученик учился с радостью, пока есть интерес. Ведь никому не секрет, что интерес к физике в старшем возрасте пропадает. С одной стороны, к седьмому классу интересы подростков в основном начали формироваться вокруг одной из школьных дисциплин, с которыми начинают знакомиться уже в пятом классе. С другой стороны, значительно возросла сеть информационного образования, что ведет к утрате «новизны» и снижению интереса к вопросам, предлагаемым школьной программой.
В школе должно произойти самоопределение личности, ее нравственное, этическое и эстетическое воспитание, вооружение знаниями о природе, обществе и о месте человека в них. Достижению этих целей способствует введение развивающего пропедевтического курса на основе физики. При преподавании развиваю мыслительные навыки, готовлю к восприятию всего естественнонаучного цикла дисциплин, обучаю своих пятиклассников языкам природы и науки, учу детей наблюдать явления, формирую интерес к познанию окружающего мира, создаю на уроках педагогические ситуации обучающего и воспитывающего общения.
Для пятиклассников данный предмет является новым с неизвестной для них логикой построения материала. Прежде всего для себя я выясняю, какие предъявлять требования ученикам по усвоению основного теоретического материала. Конечно, больше всего учеников интересует проведение большого количества различных лабораторных работ.
В течении учебного года с детьми провели открытые уроки для учителей физики республики, района, а также для родителей. Делюсь с опытом работы, приглашаю к себе замечательных учителей школ республики, Симонову Ирину Степановну- учителя физики МБОУ СОШ №49 г.Казани. С ней я в тесном контакте: многие вопросы мы обсуждаем и анализируем совместно. Анализируя все полученные данные, можно сделать вывод о том, что все же в младшем и среднем звене пропедевтический курс по физике необходим. Он даст свои результаты. И в будущем дети будут выбирать технические профессии, получать углубленные знания.