Дидактическая игра как метод пропедевтики дисграфии у детей с ОНР

Дидактическая игра как метод пропедевтики дисграфии у детей с ОНР

Вспомните, как загораются глаза у детей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!» Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка

Большое значение игре придавал А.С.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, психолог Д.Б.Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».


Дидактические игры - специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Системы Д.и. впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори, для начального обучения - О. Декроли.

Как же используются игры в логопедической работе? Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с детьми через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?
Во – первых, дети – дошкольники школьники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.
Во – вторых, процесс постановки и автоматизации звуков, особенно у детей с ОНР – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности детей позволяет преодолеть эти трудности.
В последнее время логопеды бьют тревогу по поводу увеличения количества детей с речевой патологией и утяжеления речевой патологии. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса:
бедность словаря, аграмматичность фраз, низкий уровень развития связной речи. Участились случаи сочетания речевых нарушений с недостатками развития мелкой пальчиковой моторики. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление.

Дидактические игры являются эффективным и продуктивным средством обучения.
1. Дидактические игры учат детей - учиться весело, радостно и без принуждения. Ведь о том, что игра - это часть учебного процесса, знает только учитель-логопед, ребёнок же не подозревает об этом, он играет.
2. Игра помогает, наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к занятиям.
3. Игру можно применять в различных вариантах (иногда только использовать фрагменты игры), обновляя и усложняя при этом речевой материал, и включая в неё дидактический материал по родному языку разно уровневого характера.
4. На примере дидактической игры можно реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по родному языку в начальной школе. Например, разбор предложения по членам, части речи, выделить однородные члены предложения и так далее.
5. Игра помогает снять усталость и напряжение на уроке.
Выполнение упражнений типа «Зоопарк», «Что сказали звери?», «Волшебник», «Читаем по картинкам», «Отгадай имя...» позволяют избежать ошибки «неузнавания» слова при обучении чтению: ребенок читает, но не слышит, что прочитал. Поэтому упражнения и игры данного типа рекомендуется проводить регулярно. Воспользуйтесь елочными флажками, старыми открытками, календариками: доступно, ярко, интересно.
Схемы слов ребенок может составлять при помощи мелких пуговиц-игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев. Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру создается, если пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или банке с завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать или закрывать самостоятельно.
Разноцветные жетоны развивают и укрепляют память, тренируют мышцы пальцев. На жетонах написаны буквы, но специально внимание на них не заостряется, запоминание происходит непроизвольно. Затем начинается процесс узнавания. Наиболее любознательные дети самостоятельно начинают складывать слова из жетонов и читать.
Не рекомендуется переходить к следующим занятиям, пока не освоен материал предыдущих. Выполнив все упражнения по всем темам, ребенок начинает читать целыми словами, что облегчает ему восприятие лексического значения слова и способствует развитию речи.
Вывод: Определяя содержание коррекционной работы учитель-логопед должен учитывать комплекс симптомов, возрастные и индивидуальные особенности детей с общим недоразвитием речи при проведении дидактических игр.

Д.И. дают возможность:
1 обеспечить психологический комфорт и развитие
эмоционально – волевой сферы детей во время занятий.
повысить речевую мотивацию
компенсировать недостаточность фонематического слуха
активизировать и восстанавливать высшие психические функции
автоматизировать необходимые звуки в результате проговаривания большого количества речевого материала.



















КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ



1.а) «Кто самый внимательный?» (услышав заданный звук, подать сигнал – хлопнуть в ладоши, нарисовать кружок на листе бумаги, «закрасить коврик» - поставить фишку определенного цвета в соответствующий квадрат.) Сигналы могут быть самые разнообразные.
б) Логопед произносит звуки, ребенок, услышав заданный звук, повторяет его (произносит изолированный звук. На остальные звуки – молчит.)
2. «Поймай рыбку» или «Рыболов». Поймав на удочку с магнитом картинку, определить, есть ли в этом слове заданный звук.
3. «Пограничники» При обнаружении «нарушителя границы» - заданный звук – подать сигнал.
4. «Магазин игрушек»
а) По сюжетной картинке назвать игрушки с определенными звуками.
б) Купить в магазине можно только игрушки с определенным звуком.
7. «Закрой окна занавесками» (Закрыть «окошки» в домике разноцветными прямоугольниками. В окошках - картинки с оппозиционными звуками. Если в окошке – картинка с глухим звуком – оно закрывается коричневой «занавеской», если со звонким – желтой.)
8. «Звенит - жужжит» Называются слова со звуками «з» и «ж». Если услышат звук «з» - говорят «звенит», если «ж» - «жужжит». Или показывают соответствующую картинку – комарика, жука.
9. «Пограничники» (Слова со звуками «с» и «ш». Если услышат звук «с» - подают сигнал тревоги – хлопают в ладоши над головой. Если «ш» - «прячутся в кусты»- приседают.)
10. а) «Кому что подарили?»
Сане – предметы со звуком «с» в названии.
Шуре – со звуком «ш»
б) Какие игрушки повесил на елку Слава, а какие Шура? (Слава вешает игрушки со звуком «С» в названии, Шура – со звуком «Ш»)
11. «Кино» Кусок картона с прорезанным окошком. В окошке показывается картинка с определенным звуком. Дети подают сигнал.
12. «Наоборот» Педагог произносит слог или звук, ребенок произносит слог или звук с оппозиционным звуком (с-ш).
13. «Звуковые часы» Стрелочкой определенного цвета показать на картинки с заданным звуком.
14. Разложи картинки на 2 стопочки – со звуками с – с’, с - з, и т.д.
15. Ребенок говорит начало слова, логопед – конец. Начало слова одинаковое – са. Затем ребенок говорит все слово:
са-хар,
са-молет,
са-поги.
Так же – наоборот. Логопед начинает слово, логопед заканчивает.
16. Найди звук в слове:
В каком домике живет звук? Кладется фишка соответствующего цвета.
17. Назови первый звук.
18. Назови последний звук.
19. «Телеграф» Отстукивание слова по слогам.
20. Синтез предложения из слов. Любую знакомую строчку из стихотворения ребенок произносит несколько раз, затем – последнее слово говорит про себя, вместо него хлопок в ладоши. Затем – два последних слова заменяют хлопками и т.д.
Наша Таня громко плачет
Наша Таня громко (хлопок)
Наша Таня (хлопок) (хлопок)
Наша (хлопок) (хлопок) (хлопок)
(хлопок) (хлопок) (хлопок) (хлопок)
21. Живые звуки.
Логопед из детей выбирает «живые звуки», дает им соответствующие карточки (синего, зеленого, красного цвета) Договариваются, каким звуком будет тот или иной ребенок, затем логопед просит составить из звуков слово. Дети должны встать в той последовательности, в какой идут звуки в слове.
22. Угадай слово.
Логопед загадывает слово и называет его без первого звука. Первый звук должен добавить ребенок, произнести все слово.
апоги – сапоги, ани – сани и т.д.

23. Закончи предложение:
Мама варила гречневую ка(шу).
Мама любит дочку Ма(шу).
Карлсон живет на кры(ше).
24. Разложи по стопочкам картинки с 1,2,3 слогами. Назови все предметы.

25. «Дежурный звук»
Придумать слова на «дежурный звук».
26. Придумать слово, которое начинается на последний звук слова «стол». Какое получится слово, если к «но» прибавить звук «с»
27. «Подбери слово к схеме»
Дается схема и предметные картинки. Надо из картинок выбрать подходящую к схеме. Можно играть наоборот – к картинке подбирать схему.

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

1. Подбери листок к дереву. У меня листок липы, клена, березы, тополя, кипариса, колючка кактуса, иголка ели.
2. Чей хвост?
Хвост лисы, зайца, суслика, собаки, обезьяны, слона, страуса, осла
3. Выбери напиток.
Плоскостной макет стакана, кружки разного цвета:
Коричневый – чай, кофе,
Белый – молоко, кефир,
Красный – кисель, сок,
Желтый – компот, квас, сок,
Прозрачный – вода.
Ребенок выбирает кружок определенного цвета, кладет его на макет стакана и говорит:
Стакан сока, кваса и т.д.

4. Знайки
Логопед задает вопрос, ребенок должен подобрать ответ по картинке.
Хобот у кого? У слона.
Пушистый хвост у кого? У лисы.
Нос пятачком у кого? У свиньи.
И т.д.
5. а) От кого ушел колобок?
Предметные картинки с изображением животных по кругу. Стрелка в центре круга, по типу «Поля Чудес».
На какого животного покажет стрелка, от того и ушел колобок. Мотивация: «Знаешь сказку «колобок»? Помнишь, от кого убегал колобок? Давай пофантазируем, от кого мог бы убегать колобок».
б) «Охотник»
Охотник поймал в лесу кого?
По предметным картинкам.
6. «Заготовки на зиму»
Осенью хорошие хозяйки делают заготовки из овощей и фруктов. Это соки, варенье, джемы, повидло, компоты, салаты и т.д.
Затем ребенок выбирает картинку овоща или фрукта и говорит:
Я приготовлю салат из капусты.
7. Собери предмет.
Детали одежды, вырезанные из бумаги.
Это воротник от рубашки.
Это карман от рубашки.
Это рукав от рубашки.
8. У кого какой детеныш?
Предметные картинки с изображением животных и их детенышей. Логопед показывает детеныша животного и спрашивает: «У кого такой детеныш?»
Ребенок берет картинку с изображением животного и говорит: «Это щенок. Щенок у собаки». Пара картинок убирается.
9. «Хвастунишка»
Логопед: Я буду говорить, что у меня есть, а ты будешь «хвастаться», говорить, что у тебя много таких же предметов.
У меня машина. У меня много машин.
У меня шишка. У меня много шишек.
10. «Посмотри и скажи».
В коробку складываются мелкие предметы: пуговицы и одна кнопка, львята и бегемот от киндер-сюрприза.
Логопед: посмотри и скажи. Чего много в коробке?
В коробке много пуговиц и одна кнопка.
В коробке много львят и один бегемот. И т.д.
11. «Сосчитай»
а) Кукла Катя пригласила в гости пятерых друзей. Сосчитай посуду: «Одна тарелка, две тарелки, , пять тарелок» Один нож, два ножа, , пять ножей.
б) На день рождения пятерым сестрам подарили по кукле. Сосчитай, сколько кукол у сестер?
Одна кукла, две куклы, , пять кукол.
Игру можно варьировать в зависимости от развивающей задачи, а речевой материал подбирается в зависимости от автоматизируемого звука.

12. Предметные картинки, изображающие предметы определенного цвета. Назвать сначала предметы, про которые можно сказать «зеленый», затем – «зеленая». После усвоения мужского и женского родов можно давать предметы среднего рода – «зеленое». То же самое с другими признаками «квадратный», «стеклянный» и т.д. Большой кувшин, большая машина.
13. Кого(что) я видел? Предметы, обозначающие живые и неживые предметы. Ребенок закрывает глаза и называет:
Я видел слона,
Я видел белку, я видел молоток и т.д.
14. Деформированные предложения.
Составь предложение:
Дети, гулять, парк.
Аквариум, рыбка, плавать.
Спать, кукла, кровать.
15. а) «Кто что съел?»
предметные картинки
осел – сено,
коза – капуста,
заяц – морковь,
медведь – мед.
Лежат вперемешку.
Назвать, кто из животных что любит.
б) «Кому что дадим?»
Мясо – волку,
Малину – медведю,
Мед –
Морковку –
Яблоко –
Орехи –
Грибы –
16. «Сочиним рассказ вместе»
Кто это? – плюшевый мишка.
Алеше подарили (плюшевого мишку)
Он любовался (плюшевым мишкой)
Ему понравился (плюшевый мишка)
Алеша повязал бант (плюшевому мишке)
17. «Догадайся»
С чем ведро, если в нем вода.
(Молоко, белье, бумага, снег).
С чем кастрюля, если в ней суп?
(борщ, картошка).
С чем чашка, если в ней чай?
(кисель, кофе, молоко).
С чем банка, если в ней капуста?
(варенье, мед, мука).
18. «Какое это блюдо?»
Какой суп из фасоли? (Фасолевый)
(гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей?).
Какая каша из пшена? (геркулеса, манки).


КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИИ И РАСШИРЕНИЮ СЛОВАРЯ


Назови ласково. (Уменьшительно-ласкательный суффикс существительного).
Пес – песик, нос, усы, колеса, бусы, кусты, волосы .
Назови детенышей.
У свиньи поросята, у гуся, у лося, у лисы, у слона, у страуса, у аиста, у осла.
Подбери признаки к предметам.
Машина (какая?)
Самолет (какой?)
Автобус (какой?)
И т.д. на любые обобщения.
«Чей?»
Сюжетная картинка.
Это Лада. У Лады кукла. Чья кукла? Ладина кукла.
Это Толя. У Толи лист. Чей лист? Толин лист.
«Подскажи словечко»
Логопед начинает фразу, ребенок заканчивает.
Ворона каркает, а воробей ?
Сова летает, а кролик ?
Петух кукарекает, а курица ?
Лягушка квакает, а лошадь ?
У коровы теленок, а у овцы ?
У медвежонка мама медведица, а у бельчонка ?
«Кем работают эти люди?»
а) По предметным картинкам определяют название профессий людей. Чистит обувь – чистильщик.
Чинит часы – часовщик.
Дрессирует животных – дрессировщик.
Остекляет окна – стекольщик.
Работает на экскаваторе – экскаваторщик.
(Загадки о профессиях Н.В. Новоторцева «Развитие речи детей» стр. 80)
б) Кем работают эти люди?
Лес рубит – лесоруб.
Мыло варит -
Сталь варит -
Рыбу ловит -
Вверху лазает -
Играет в шахматы – шахматист.
Играет в футбол, волейбол, на пианино, на баяне, на гитаре.
«Ждем гостей»
Сегодня к нам в гости придут друзья. Что мы поставим на стол, чтобы напоить их чаем?
Посуду чайную. Куда мы положим хлеб? Сахар? Сухарики? Масло? Фрукты, варенье и т.д. (предметные картинки для этой игры – «Думай-говори» 1й выпуск стр.70-71)
Открывается новый магазин.
У нас есть только названия отделов, а товары еще не завезли. Что ты поместишь в отдел «продукты», «одежда», «игрушки», «посуда»? и т.д.
«Подбери предмет к определению»
Кто бывает усатый?
Рогатый?
«Художники»Дается образец рисунка и недорисованный рисунок. Надо дорисовать . Называем каждую деталь
Крыша, труба, крыльцо, рама в окне, чердачное окно, забор.
«Назови отчество сына»
У Глеба сын Глебович.
У Сергея сын Сергеевич.
У Ивана сын Иванович.
У Ильи сын Ильич.
У Василия сын Васильевич.
«Сочиним рассказ вместе»
а) Жил-был мальчик Рома. Он очень хорошо плавал. Вот однажды он по реке (поплыл). Далеко (заплыл). Рома реку (переплыл). Рома долго (плыл). Рома до другого берега (доплыл).
б) Жил-был Мишутка. Однажды он пошел в лес. Шел-шел и на полянку (вышел). На полянке стоял домик. Он к домику (подошел). Вокруг домика (обошел), в домик (вышел). В домике мед нашел. Меду поел из домика (вышел), полянку (перешел), по тропинке в лес (ушел).
Эту игру можно проводить, используя любые глаголы движения (бежать, ехать, лететь, прыгать)
Инструкция.
Я буду говорить, что я делаю сейчас, а ты будешь говорить, что ты уже сделал это.
Я встаю – я встал.
Я сажусь – я сел.
Я читаю – я прочитал.
Я плачу – я поплакал.
Я луплю, скачу, машу, кладу, складываю, подметаю, мою, пишу.
«Повторяй - ка»
Я буду говорить, что я делаю, а ты будешь соглашаться, что я это делаю.
Я пою. Да, ты поешь.
Я хожу. Да, ты ходишь.


КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ,
НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ,
МЫШЛЕНИЯ

1 «Эхо»
Запомнить и повторить ряды слов.
«Что изменилось?»
Ребенку предлагается запомнить расположение нескольких (5-6) картинок или предметов, стоящих (лежащих) на столе. Затем ребенок закрывает глаза и логопед меняет местами 2 картинки (предмета) и просит ребенка сказать, какие картинки (предметы) поменялись местами.
«Чего не стало?»
Ребенку предлагается запомнить расположение нескольких(5-6) картинок или предметов, стоящих(лежащих) на столе. Затем одна картинка (предмет) убирается. Логопед просит ребенка сказать, чего не стало.
«Живое - неживое»
Ребенку предлагается ряд картинок, и логопед просит его назвать картинки и разложить в две стопки – живые предметы и неживые.
«Четвертый лишний»
Ребенку даются 4 картинки, 3 на одно обобщающее понятие, четвертая – на другое (платье, пальто, рубашка, тапочки).
Какая картинка лишняя и почему?
«Кого (что) я видел?»
Ребенку предлагается ряд предметов, затем он закрывает глаза и повторяет по памяти, кого (что) он видел.
Я видел слона
Я видел белку
Я видел молоток и т.д.

«Сочини предложение»
Ребенку даются 2 предметные картинки, он должен объединить их в предложение, придумав слово – действие.
Мальчик, мяч – Мальчик кидает мяч, мальчик играет в мяч.
8. «Моделирование».
Ребенка перед игрой знакомят с условными изображениями понятий величины, формы, цвета. Затем ребенку дается 3 условных изображения, например «большой, круглый, красный». Ребенок должен вспомнить предмет, подходящий под это изображение. К примеру, шар.
«Угадай, что это»
Через импровизированный экран телевизора показать часть предмета. Ребенок угадывает, какой это предмет.
«Подбери к действию предмет».
Предметные картинки. Логопед называет действие, ребенок – предмет:
Плавает – кит, дельфин, сом.
Летает – самолет, ласточка.
«Назови, из чего состоит»
Дерево – ствол, сучья, листья.
Стул – ножки, сиденье, спинка.
Как можно назвать:
Детей, которые учатся в школе.
Человека, который лечит людей.
Человека, который носит тяжести.
Мальчика, который занимается плаванием.
Девочку, которая ходит на лыжах.
«Бюро находок»
Я потеряла предмет красного цвета, круглой формы. Что я потеряла?
Ребенок из имеющихся предметных картинок выбирает и называет предмет.
Ориентировка на листе бумаги.
На большом листе бумаги лежат предметные картинки – во всех углах и в середине листа. Ребенок должен назвать предмет, находящийся в верхнем правом углу, в нижнем левом углу и т. д.

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ ПАЛЬЧИКОВОЙ МОТОРИКИ

1 «Поросята и серый волк»
Картинка, изображающая домики трех поросят и дорожки, ведущие от волка к домикам.
Задание: - Побежал волк по дорожке к домику Ниф – Нифа. Открыл окошко, а там не Ниф – Ниф, а (предметная картинка с автоматизируемым звуком).
2 «Внимательный»
На листе бумаги изображены контуры легкоузнаваемых предметов. Ребенок по договоренности с логопедом ставит внутри контура знак, называя при этом предмет.
3 «Собери бусы»
Ребенок нанизывает бусинки на шнурок, называя их цвет, например: синяя, синяя, сиреневая (звук СЬ), или зеленая, зеленая, фиолетовая, фиолетовая (звук ЛЬ).
4 «Раскрась предмет»
Ребенку предлагается контур предмета. Надо заполнить контур цветными изображениями частей предмета, называя эти части.
5 «Лото - вкладки»
Ребенку предлагается сюжетная картинка с выделенными фрагментами. Эти же фрагменты находятся на отдельных карточках. Необходимо наложить фрагмент на сюжетную картинку и назвать его.
6 «Дорожки»
Провести карандашом по дорожке, проговаривая: «Велосипед ехал, ехал, ехал, приехал». То же самое с другими видами транспорта.
7 «Коза - заяц» Статические упражнения «коза», «заяц»
с проговариванием названий животных.
8 «Жук»
Я веселый майский жук Сжать кулачок. Указательный палец
Знаю все сады вокруг и мизинец развести в стороны – «усы».
Над лужайками кружу, Шевелить «усами».
А зовут меня Жу – жу!
Почему зовут Жу – жу?
Потому что я жужжу:
Ж – ж – ж!
9«Снежинки»
Кружатся снежинки Кистями рук «фонарики»
В воздухе морозном,
Падают на землю Быстрые поочередные движения
Кружевные звезды. пальцами вверх – вниз,
имитирующие падающий снег.
Вот одна упала Раскрытая ладонь
На мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, Вторая ладонь прикрывает первую.
Подожди немножко.

10 «Зайка»
Скачет зайка косой Указательный и средний палец
правой руки вверх, остальные
в кулаке.
Под высокой сосной, Ладонь правой руки вертикально,
пальцы выпрямлены и широко
расставлены.
Под другою сосной Ладонь левой рукой вертикально,
пальцы расставлены.
Скачет зайка второй. Указательный и средний палец левой
руки вверх, остальные в кулаке.

11 «Птички»
Птички полетели, Выпрямленные пальцы собраны
в щепоть
Крыльями махали. Махи ладонями с растопыренными
пальцами.

12 «Ириски от киски»
В гости к нам явилась киска. Средний, безымянный и большой
палец в кулаке, указательный
и мизинец подняты вверх.
Всем дает она ириски Указательным пальцем правой руки
положить на подушечки пальцев
левой руки «ириски».

13 «Шел Саша по шоссе»
Шел Саша по шоссе, Указательным и средним пальцем
«шаги» по столу.
Нес сушки в мешке. Большой и указательный пальцы
обеих рук в колечки.
Сушку – Грише, «Колечко» из пальцев левой руки
надеть на большой палец правой
руки.
Сушку – Мише, Далее на все пальцы обеих рук
по очереди.
Есть сушки Проше,
Васюше, Антоше,
Еще две сушки Нюше и Петрушке,
Еще три сушки
Паше, Танюшке, Ванюшке.

14 «Капуста»
Что за скрип? Пальцы обеих рук из положения
«в кулаке» выпрямить вверх.
Что за хруст? Пальцы обеих рук сцепить в замок.
Это что еще за куст? Пальцы обеих рук расставлены
и подняты вверх.
Как же быть без хруста, Пальцы сцепить в замок.
Если я – капуста? Двумя руками изобразить шар.

15 У ежа – ежата, Рука в кулаке лежит на столе,
затем пальцы растопыриваются,
кисть поднимается вверх.
У ужа – ужата. Волнообразные движения кистью руки
по столу.

16 Слишком много ножек Пальцы обеих рук «бегают» по столу,
У сороконожек как по клавишам.

17 Зимним утром от мороза Ладони тыльной стороной прижаты
На заре звенят березы. друг к другу. Пальцы подняты вверх и
растопырены. С одновременным
произнесением слов шевелить кистями
рук и пальцами.

18 Полили ли лилию? Ладони собраны в «бутон». На слово
«лилию» ладони размыкаются, образуя
цветок.

19 Король – орел, На слово «король» ладонь правой руки
Орел – король. с растопыренными пальцами
поднимается над головой. На слово
«орел» - ладони тыльной стороной
прижимаются друг к другу, машут.

20 Нисколько не скользко, Левая ладонь лежит на столе,
Не скользко нисколько. правая рука сжата в кулак и тоже
Лежит на столе. С одновременным
произнесением слов правая ладонь
скользит вперед, постепенно
выпрямляясь, левая – постепенно
сжимаясь в кулак.

21 Шапка Руки на столе, пальцы переплетены
и выгнуты горкой.
да шубка - В этом же положении ладони
становятся на ребро.
Вот и весь Мишутка! Ладони ложатся на стол тыльной
стороной вниз.



















































ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ КРИ

Конспект пишется для каждого ребенка отдельно. Речевой материал следует подбирать соответствующий уровню его речевого развития и этапу автоматизации звука. КРИ, используемые на занятии, должны быть направлены на преодоление именно тех недостатков, которые имеются у данного ребенка.
ЗАНЯТИЕ №1
ЦЕЛЬ: автоматизация звука «Л» в слогах и словах.
1 Артикуляционная гимнастика.
(Упражнения для автоматизируемого звука и подготовительные упражнения
для последующих звуков).
2 Изолированное произнесение звука.
КРИ «Близко - далеко»
Цели: изолированное произнесение звука «Л», развитие силы голоса.
Детям выдаются карточки, изображающие:
большой самолет – маленький самолет (для изолированного произнесения звука «Л»),

Инструкция: «когда самолет подлетает близко, он гудит громко: «ЛЛЛ», а когда улетит далеко, гудит тихо: «ллл». Если я тебе покажу карточку, на которой нарисован большой самолет, ты будешь гудеть громко: «ЛЛЛ», а если с маленьким самолетом, то тихо: «ллл».
3 Автоматизация звука в слогах
КРИ «Эхо»
Цели: автоматизация звука в слогах, развитие памяти.
Инструкция: «Сейчас ты будешь моим эхо. Ты должен повторить за мной слоги так, как я скажу, ничего не добавляя и не меняя местами»
Затем ребенку предлагаются серии слогов со звуком «Л».
4 Автоматизация звука в слове.
А) КРИ «Что изменилось?»
Цели: закрепление правильного произношения звука в слове, развитие внимания, памяти.
Инструкция: Я положу перед тобой картинки. Ты должен запомнить, в какой последовательности они лежат. Затем ты закроешь глаза, а я 2 картинки поменяю местами. Ты откроешь глаза, внимательно посмотришь и скажешь мне, какие картинки поменялись местами.
Б) КРИ «От кого убежал Колобок?»
Цели: закрепление правильного произношения звука в слове, обучение образованию родительного и винительного падежа существительных, закрепление навыка ориентировки на листе бумаги.
Ребенку предлагается лист бумаги, расчерченный на 12 или более квадратов. В квадратах лежат предметные картинки со звуком «Л». Игрушка «Колобок».
Инструкция: «Ты помнишь сказку «Колобок»? Помнишь, кого он встретил в сказке, от кого убежал? А вот наш Колобок будет встречаться совсем с другими героями. Сначала он покатился на одну клеточку вверх и на две клеточки вправо. Кого он встретил в этой клеточке? От кого убежал?»
5 Развитие фонематического восприятия.
Различение заданного звука в слогах. Ребенку предлагается ряд слогов. Когда он услышит слог с заданным звуком, он должен подать сигнал. Сигналы могут быть самыми разными: хлопок в ладоши, цветная фишка и т. д.



ЗАНЯТИЕ №2

Цель: автоматизация звука «Ш» в словах с прямыми, обратными слогами и слогами со стечением согласных.
1 Артикуляционная гимнастика. Упражнения на верхний подъем языка, в случае необходимости – упражнения для подготовки к произнесению последующих звуков.
2 Изолированное произнесение звука. Длинно, на одном выдохе, затем – коротко, толчками.
3 Автоматизация звука в слогах. КРИ «Телеграф»
Цели: автоматизация звука в слогах, уточнение понятия «слог».
Инструкция: Представь себе, что ты работаешь на телеграфе и должен передавать телеграммы. Ты должен каждое слово, которое надо передать, четко отстучать по слогам, чтобы в другом городе, где будут принимать телеграмму, тебя поняли.
Речевой материал: шина, Шура, шоколад, кувшин, порошок, швея, шкатулка.
4 Автоматизация звука в словах.
А) КРИ «Скажи лишнее слово»
Цели: автоматизация звука в слове, развитие фонематического восприятия.
Инструкция: Я тебе скажу 4 слова. В трех словах будет слышаться одинаковый звук, а в четвертом этого звука не будет. Ты должен повторить это лишнее слово.
Речевой материал: кашка, посуда, сырой, мороз;
жук, вышка, важный, мороженое;
щетка, щенок, шкурка, плащ:
чайник, младший, мяч, луч.
Б) КРИ «Он или она?»
Цели: автоматизация звука в словах, закрепление понятия женского и мужского рода имен существительных.
Инструкция: Я тебе буду говорить слова, а ты их будешь повторять, добавляя к ним слово «мой» или «моя», какое подойдет.
Речевой материал: шаг, башмак, шуба, бабушка, душ, ладошка, подушка, шлем, шнурок, кошка, матрешка, гуляш.

6 Развитие фонематического восприятия. Игра «Пограничники».
Инструкция: Звук «Ш» у нас будет нарушителем границы. Если услышишь слово с этим звуком, спрячешься – присядешь на корточки.


Занятие №3
Цель: Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях.
1 Артикуляционная гимнастика.
2 Произнесение изолированного звука. Произнести звук громко – тихо на одном выдохе.
3 Автоматизация звука в слогах. Синтез прямого и обратного слога.
Инструкция: Если сказать сначала «Р», а потом «У», что получится? Так же с другими слогами.
4 Автоматизация звука в словах и предложениях.
А) КРИ «Составь предложение»
Цели: автоматизация звука в предложениях, формирование грамматического строя речи, обучение согласованию слов в предложениях с предлогами.
Инструкция: Я положу перед тобой 2 картинки. Ты должен составить предложение, а для этого нужно между этими двумя словами вставить какое – либо слово – действие. Можно привести пример.
Речевой материал: Петрушка, барабан; рыбак, рыба; матрос, груша; ворона, сыр; фотограф, ромашка; руки, кран.
Б) КРИ «Вспомни предложение»
Цели: автоматизация звука в предложениях, развитие внимания, памяти.
Инструкция: Сейчас я тебе прочитаю 4 предложения. Ты должен их запомнить. Потом я скажу тебе первое слово из какого – нибудь предложения. Ты вспомнишь, какое предложение начинается с этого слова.
Речевой материал: В трамвае сидят трое.
Рома на уроке.
У Тамары красный карандаш.
В корзине арбузы.
5 Развитие фонематического восприятия.
Дифференциация звуков «Р» и «Л» с показом соответствующей буквы.
Речевой материал: рык, клуб, плуг, друг, партнер, косилка, волк, партия, воротник, осел, март, палуба, долгий, орден, крыша, оранжевый, голубой.
















 14 "$&(*,.э Заголовок 115