Доклад социального педагога Фенько И.В. по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.


департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
ОБЛАСТНОЕ Государственное автономное
образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Борисовский агромеханический техникум»
297252121502
Доклад
социального педагога
Фенько И.В. по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Борисовка, 2015 год
Добрый день, уважаемые коллеги!
Студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в техникуме, это молодые люди, которые в детском возрасте попали в трудную жизненную ситуацию, большинство из них имеют негативный социальный опыт.
Отмечено, что специфические личностные особенности в большей степени выражены у выпускников детских домов, в то же время семейная форма устройства (опека, приемная семья) способна минимизировать нежелательные психологические особенности вызванные потерей родителей, но не исключает их полностью.
Личностные характеристики в основном сводятся:
- к несоответствию фактического и психологического возраста;
- пассивной жизненной позиции;
- отсутствию целенаправленных действий для достижения определенного результата;
- ощущению чувства одиночества; эмоциональной бедности.
Одной из специфических психологических проблем является характерное для таких молодых людей, ситуативное, «сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, неприсваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний.
Цели:
1)помочь студентам – сиротам и студентам, оставшимся без попечения родителей адаптироваться в новых условиях обучения, лучше узнать себя, свои сильные стороны, развивать чувство собственного достоинства, преодолевать неуверенность, страх;
2)создание благоприятного климата для налаживания отношений между преподавателями и студентами этой категории, между самими студентами, объединение усилий педагогического коллектива по социализации обучающихся первого курса к условиям обучения в техникуме;
Задачи:
1. Оказание помощи в жизненном самоопределении студентам – сиротам и студентам, оставшимся без попечения родителей.
2. Своевременное выявление обучающихся этой категории, склонных к совершению противоправных действий, причин и условий совершенного проступка.
3. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение информацией по вопросам социальной защиты.
4. Социально-бытовая помощь, содействующая улучшению бытовых условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5. Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни.
Образование – социализация.
Содержание практической деятельности социального педагога можно представить, как реализацию различных социальных ролей: посредника, защитника, наставника, помощника, эксперта, советчика, общественного деятеля, друга, психотерапевта, исследователя.Чаще всего социальный педагог выполняет роль «посредника», связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о нравственном, физическом и психическом здоровье населения. В роли «посредника» социальный педагог содействует взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением («третейский судья»), влияет на реализацию государственной социальной политике в конкретном районе. Социальный педагог выполняет роль «защитника» интересов, законных прав ребенка, его семьи, представляет права ребенка в суде, добивается справедливости в решении спорных вопросов, организует совместную деятельность детей и взрослых по защите прав ребенка. Роль «наставника» предполагает осуществление психолого-педагогического сопровождения семьи, заботу о психическом, физическом и нравственном здоровье ребенка, своевременном разрешении возникающих проблем. В качестве «эксперта» социальный педагог осуществляет своеобразную постановку социального диагноза, определяет оптимальную совокупность методов эффективного взаимодействия педагогов, родителей, представителей общественных организаций и ребенка, имеющего проблемы в социальной жизни. Социальный педагог в роли общественного деятеля – поддерживает, развивает, возглавляет социальные инициативы граждан, направленные на оздоровление окружающей среды.
Таким образом, успешная реализация социальным педагогом ведущих функций и социальных ролей позволит создать условия, при которых усиливается способность ребенка по мере взросления отстаивать право на неприкосновенность внутреннего мира собственной личности, способность противостоять невзгодам жизни и самому оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.
Формирование здорового образа жизни у студентов – сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей.
Работа социального педагога техникума направлена на формирование активной пропаганды Здорового образа жизни среди студентов, данной категории, профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения.
В связи с этим в 2014/2015 учебном году были организованы следующие мероприятия:
книжная выставка «За здоровый образ жизни!»;
антинаркотические лекции и беседы с представителями управления федеральной службы поконтролю за оборотом наркотиков России по Белгородской области; врачей ОГБОУЗ «Борисовская ЦРБ»;
анкетирование обучающихся на выявление лиц, склонных к наркомании;
конкурс плакатов «Наркотики – вред, наркотикам – нет!»;
классные часы «Наркомания в молодежной среде».
Распространены среди классных руководителей для проведения классных часов памятки, листовки с информацией о ВИЧ-инфекции, СПИДе, туберкулезе.
В соответствии с планом мероприятий, направленных на профилактику наркомании среди подростков проводились рейды в общежитие техникума по выявлению несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические вещества.
В течение всего учебного года социальным педагогом проведено обследование социально-бытовых условий проживания обучающихся техникума, находящихся под опекой, обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальная защита студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителейтехникума:
На начало 2014-2015 учебного года в ОГАОУ СПО «Борисовский агромеханический техникум» обучалось 22 обучающихся-сирот и обучающихся, оставшихся без попечения родителей, после выпускного 2 февраля 2015 года у нас в техникуме осталось 14 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них пятеро сирот.Всеребята в соответствии с ФЗ РФ № 159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» получают все необходимые им пособия:
- выплата государственной академической и социальной стипендии на основании положения о порядке назначения и выплаты стипендий обучающимся техникума;
- обеспечение выплаты ежемесячной денежной компенсации на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по нормативу, установленному Федеральным законодательством;
- единовременная денежная компенсация на покупку учебников и письменных принадлежностей;
- единовременная компенсация на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря;
освобождение от оплаты за проживание в общежитии;
предоставление обучающимся данной категории бесплатных дополнительных образовательных услуг (с удовольствием ребята обучаются вождению категории «В», изучают компьютерную технологию, заканчивают курсы парикмахера).
Социальным педагогом проведена следующая работа:
создание банка данных на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по оформлению личных дел детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
диагностика вновь,зачисленных обучающихся и помощь им в адаптации к условиям обучения в техникуме и проживанию в общежитии в течение всего учебного года;
взаимодействие со специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами для принятия мер по социальной защите и поддержке обучающихся;
в течение всего учебного года ведётся контроль за успеваемостью и посещаемостью обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
постоянно проводились беседы с опекунами по вопросам поведения и обучения подопечных;
проводилось информирование каждого обучающегося из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о суммах выплат и правильном расходовании денежных средств;
привлечение обучающихся данной категории к участию в мероприятиях «Посвящение в студенты», празднование нового года и других общетехникумовских мероприятиях;
вовлечение в работу кружков и секций;
проводились беседы о поведении и отдыхе во время зимних и летних каникул.
Среди, выпускников этого года одна студенткаиз числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получила красный диплом, при этом она закончила курсы работы с компьютером, курсы парикмахера и получила право вожденияавтомобилем категории «В» и все с отличием. Но, к сожалению, среди этих студентов у нас имеются трудные дети. Для разрешения этой проблемы социальный педагог сотрудничает: с отделом опеки и попечительства, с отделом социальной защиты населения, с комиссией по делам несовершеннолетних, с пенсионным фондом, с диспансерным наркологическим отделением, с департаментом образования и науки, с управлением по делам молодежи.Но не всегда это приводит к положительному результату. Тем не менее, работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, ведется в полном объеме в течение всего времени.
Спасибо за внимание!