Проект Работа с одаренными детьми в условиях сельской школы

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Усть-Карская средняя общеобразовательная школа»





КАДРОВАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ




Авторы проекта:
Тарасова Е.Л., учитель биологии
Тарасова О.С., учитель химии



2011 г.
Актуальность.

Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является всесторонняя поддержка сельских школ. Необходимость в этом назрела уже давно. Способные, одаренные школьники из сельских школ находятся в неравных условиях с городскими детьми. Создание условий в сельской местности, обеспечивающих выявление и развитие одаренных, способных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. Выявление одаренных, способных детей – это достаточно длительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Поэтому необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных, способных детей в процессе обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).
Поэтому на смену диагностики отбора должны прийти не только более гуманные, но и более эффективные методы диагностики развития, идеи которых были заложены в работах Л.С. Выгодского, А.А. Невского и других отечественных психологов.
Кроме того, необходимо выделить и такие проблемы как:
- одаренность возраста, то есть в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет, его явное опережение сверстников исчезает;
- скрытая одаренность (не проявленная), то есть одаренность, которая по каким-то причинам не проявляет себя в учебной или иной деятельности (их явно больше, чем открытых);
Когда речь идет о проблемах работы с одаренным детьми, то нужно определить, с какой одаренностью (интеллектуальной, академической, творческой, художественной, духовно-нравственной, психомоторной, лидерской), мы имеем дело.
Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных, способных детей весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных, способных детей по специально разработанным программам. Бесспорно, каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Поэтому проблема дифференциации обучения актуальна для всех детей и тем более для детей способных, одаренных. Как отойти от однотипной организации учебно-воспитательного процесса, преодолеть стереотипность в обучении, сделать урок радостным и интересным для каждого учащегося? Мы видим ответ на этот вопрос в организации учебно-воспитательного с применением «технологии разноуровневого обучения в классах гомогенного состава учащихся». Новизна нашего проекта заключается формировании профориентационных потребностей учащихся за счёт более углубленного изучения химии и биологии.
Статус эксперимента (проекта) – муниципальный.
ОБЪЕКТ ОЭР: процесс преподавания химии и биологии на II ступени обучения (8 – 9 кл.) в классах с разными способностями школьников.
ПРЕДМЕТ ОЭР: влияние разноуровневого обучения на активизацию познавательной деятельности при изучении химии и биологии в классах гомогенного состава школьников.
Цель проекта (эксперимента):
- создание условий для выявления, развития и поддержки способных и одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения, активизация познавательной деятельности обучающихся.
СРОКИ ЭКСПЕРИМЕНТА: май 2010 г. – июнь 2012 г.
ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
анализ методической и психолого-педагогической литературы с целью выявления сущности технологии разноуровневого обучения и особенностей её влияния на активизацию познавательного интереса к изучению химии и биологии;
разработка рабочих программ;
выбор методик сбора данных и их анализ;
определение состава действий и разработка плана-графика экспериментальной работы;
работа по формированию классов с разными способностями учащихся;
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ.
продолжить работу по формированию классов с разными способностями учащихся;
изучение особенностей детей, их затруднений в учёбе;
разработка оптимально построенных уроков и экспериментальных материалов с дозированием нагрузок школьников на уроке и при выполнении домашнего задания;
изучение динамики познавательной активности на уроках;
корректировка планов уроков на основе полученных данных и выбор оптимальных алгоритмов познания материала по химии и биологии;
АНАЛИТИЧЕСКИЙ.
оценка влияния применения технологии разноуровневого обучения в классах с разными способностями школьников на активизацию познавательной деятельности учащихся и создание системы работы с применением технологии разноуровневого обучения в классах гомогенного состава;
анализ системы работы с применением технологии разноуровневого обучения в классах гомогенного состава
ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ.
Социализация полученного результата.
Ожидаемые результаты проекта.
Повышение активности познавательной деятельности;
Повышение уровня знаний учащихся в классах с разными способностями школьников по химии и биологии.
предоставление каждому ребенку возможность свободного выбора профиля программ, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.

Практическая значимость проекта
- выявление, поддержка и развитие одаренных, способных детей;
- создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных возможностей и способностей одаренных детей;
- поднятие статуса таланта в целом и престижа человека, обладающего этим талантом;
- обеспечение углубленного изучения отдельных предметов;
- создание условий для создания индивидуальных гибких программ;
- подготовка к освоению программ высшего профессионального образования;
- ориентация на будущую профессиональную деятельность.
- разработка учебно-информационного материала по образованию и воспитанию одаренных и способных детей, проживающих в сельской местности, формирующего общенаучные и региональные знания, необходимые для подготовки грамотной личности;
- разработка и внедрение в систему образования предложений и рекомендаций по совершенствованию педагогических функций образования;
Инновационный потенциал проекта (эксперимента).
Оригинальность и инновационный потенциал проекта заключен в комплексном подходе к проблемам одаренных и способных детей сельской местности, к решению задач выявления и системной работы с такими детьми. Ориентация, представленная в проекте, не на достигнутый «уровень», а на потенциал развития одаренности позволяет преодолевать многие недостатки и противоречия современной системы обучения и воспитания детей. В рамках данного подхода достигается единство психодиагностических, коррекционных и развивающих процедур.

15