ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И СЕМЬЁЙ ПО ВОПРОСАМ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА)


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И СЕМЬЁЙ ПО ВОПРОСАМ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА)
Юлия Игоревна Кухтова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11», город Кемерово
Педагогика должна стать наукой для всех –
и для учителей, и для родителей…
Какими бы прекрасными ни были наши учреждения,
самыми главными «мастерами»,
формирующими разум, мысли детей,
являются мать и отец.
Поэтому нам, учителям, прежде всего, необходимо
заботиться о повышении педагогической культуры родителей,
разъяснять им смысл воспитания
и работать с ними в одном направлении.
В. А. Сухомлинский
Нормативно – правовой и методологической основой программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ», ФГОС ООО, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ООП ООО МБОУ «СОШ № 11».
Для себя понятия духовно – нравственное развитие и духовно – нравственное воспитание я разграничиваю следующим образом. Под духовно – нравственным развитием я понимаю осуществление в процессе социализации последовательного расширения и укрепления ценностно – смысловой сферы личности, формирование способности обучающегося оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, окружающим, обществу, государству, Отечеству, Родине и, наконец, миру в целом. Тогда как духовно – нравственное воспитание для меня – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоения системы общечеловеческих ценностей, а главное – культурных, духовных и нравственных ценностей многонациональной страны Российской Федерации.
Основной педагогической целью в духовно – нравственном развитии и воспитании для себя я выбрала воспитание, социально – педагогическую поддержку в становлении и развитии моих обучающихся как высоконравственных, ответственных, инициативных, компетентных граждан России. В конечном счёте, каждый обучающийся должен стать гражданином России, принимающим судьбу Отечества как свою личную, осознающим ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённым в духовных и культурных традициях Российской Федерации.
В частности, для детей своего класса я, как классный руководитель, создаю средовое проектирование, в котором у детей декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются духовно – нравственные ценности. Мною создаются подпространства, которые позволяют учащимся: а) изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения обучающихся и педагогов нашей школы; б) осваивать культуру общения и взаимодействия с другими обучающимися и педагогами (тематическое оформление стендов); эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в предметном пространстве школы (например, краеведческий музей имени П. М. Петренко); в) демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельностях (оборудование помещения (класса, фойе, актового зала) для проведения классных, общешкольных праздников, культурных событий, социальных проектов и т. д.).
В реализации данной программы школа активно взаимодействует с семьями обучающихся. Так, в целях духовно – нравственного развития и воспитания, повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся школой предусматриваются следующие мероприятия: родительские конференции, лектории; тематические расширенные педагогические советы; выпуск информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за четверть/полугодие/год; собрания – диспуты; встречи за круглым столом; вечера вопросов и ответов; организации совместных праздников, акций (педагог – обучающийся – родитель) (различные спортивные праздники, театральные постановки ко дню учителя, дню матери и тому подобное); привлечение к активной деятельности в Совете школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов обучающихся, проведение совместных школьных акций. Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях, открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
По каждому из заявленных направлений духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования планируется достижение следующих результатов: 1) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; 2) воспитание нравственных чувств и этического сознания; 3) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; 4) формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; 5) воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; 6) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Положительных результатов в реализации рассматриваемой программы можно добиться в воспитательных формах и мероприятиях такого типа, как беседы, классные часы, конкурсы, спортивные соревнования, сюжетно – ролевые игры, проектная деятельность, учебно – исследовательские конференции.
Образовательное учреждение, в котором я работаю, создаёт все необходимые условия для реализации программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся. Школа обеспечивает их приобщение к ценностям своей семьи, этнической и социальной группам, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Педагоги направляют образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно – историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирования основ его социально ответственного поведения в обществе и семье. Педагогическая организация процесса духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся в нашем образовательном учреждении предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: во – первых, самого образовательного учреждения, во – вторых, семьи, в – третьих, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта и общественных объединений, включающих в себя различные детские юношеские движения и организации. Программа духовно – нравственного развития и воспитания в нашем образовательном учреждении направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни (воспитательная, учебная, внеурочная, социально значимая деятельность обучающихся), основанного на духовных идеалах, ценностях, моральных приоритетах, реализуемых в совместной социально – педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.Литература
1. Декларация прав человека. Статья 26.
2. Закон об образовании. Статьи 15, 16, 32, 50, 52.
3. Конституция РФ. Статьи 38, 43.
4. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Статья 13.
6. ООП ООО МБОУ «СОШ № 11».
7. Семейный кодекс РФ. Статьи 63, 65.