«Взаимодействие семьи и школы по вопросам правового воспитания несовершеннолетних»

«Взаимодействие семьи и школы по вопросам правового воспитания»

Выступление социального педагога Пятковой М.Ю.
на родительском собрании 5-7 классов (12.11.2014 года)
Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребёнок. Соотношение различных влияний (как позитивных, так и негативных) в данном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребёнка. Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности. А одной из основных задач школы является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.
В начале учебного года был оформлен банк данных, составлен мониторинг семьи, социальный паспорт школы и каждого класса.
Контингент обучающихся МБОУ СОШ №2 им. А.С. Пушкина на начало учебного года составил 891 учащихся.
Ежегодно мы проводим социальную диагностику семей, определяя тип семьи по различным классификациям, образовательный уровень родителей.
На 2014-2015 учебный год наша школа имеет следующий состав:
Неполные семьи – 248, учащихся -255.
Следует заметить, что уровень жизни семей понижается из года в год. По сравнению с прошлым годом количество малообеспеченных семей возросло и составляет – 129.
Количество многодетных семей по сравнению с прошлым учебным годом увеличилось на сегодняшний день многодетных семей в школе - 30 , учащихся 51.
В нашей школе обучается 3 подопечных детей.
Однако нам чаще всего приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Данные учащиеся относятся к так называемой «группе риска».
В школе создан и действует Совет профилактики правонарушений в целях предупредить трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и оптимизации педагогических условий для детей с трудностями в обучении, в общении и взаимодействии с окружающими в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Результатом работы является своевременная постановка «трудных» учащихся на внутришкольный учёт. Это значит, что внутришкольный учет не является мерой пресечения запущенных детей. Наоборот, на учет ставится ребенок для индивидуальной работы с ним.
На 1 сентября 2014-2015 учебного года учащихся состоящих на внутришкольном учёте и в ПДН не было.
На сегодняшний день на внутришкольном профилактическом учёте состоит 1 учащийся. Причина постановки на учёт: нанесение телесных повреждений (ООД ст.116). На учащихся, составляется план индивидуальной работы.
Но это не значит, что остальные учащийся идеальные, дисциплинированные дети, есть подростки, претендующие на постановку на внутришкольный учёт и за ними ведётся постоянное наблюдение и контроль.
Существуют критерии постановки учащихся на педагогический учёт, которые вам следует знать. Это:
1. Школьная дезадаптация: проблемы, связанные с посещаемостью занятий в школе (прогулы, опоздания); проблемы, связанные с успеваемостью (трудности в учении, низкая мотивация к учению).
Контроль за посещаемостью занятий учащимися является неотъемлемой частью деятельности школы, которая способствует предотвращению безнадзорности, бродяжничества, неуспеваемости учащихся.
Учащиеся, пропустившие более 30% учебного времени, приглашаются вместе с родителями на КДНиЗП, где на них накладываются административные взыскания (штраф). В данном учебном году таких случаев не было.
2. Отклоняющееся поведение: бродяжничество, пьянство, алкоголизм, токсикомания, наркомания, другие формы девиантного поведения: агрессивность, жестокость.
Бродяжничество порождает безнадзорных и беспризорных детей. Безнадзорные дети – дети, лишённые присмотра, внимания, заботы, положительного влияния со стороны родителей. Безнадзорный ребёнок живёт с родителями под одной крышей, сохраняет связи с семьёй, имеет эмоциональную привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти находятся в стадии разрушения. Отсутствие должной заботы, внимания, интереса к потребностям ребёнка создают реальную угрозу его психическому, физическому и нравственному здоровью. Безнадзорность детей – первый шаг к беспризорности, социальной дезадаптации.
Беспризорные дети – это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту нормальных занятий, ухода, обучения и позитивных воспитательных воздействий. Как правило, беспризорность связана с противоправным поведением.
В нашей школе таких учащихся нет.
3. Также на педагогический учёт ставят детей и подростков, которые: имеют частые нарушения дисциплины на уроках и в ходе проведения внеклассных мероприятий (на основании докладных учителей, классного руководителя, дежурного администратора); совершили правонарушение и преступление; унижают человеческое достоинство участников образовательного процесса, допускают грубые или неоднократные нарушения Устава школы.
Можно поставить на учёт за курение на территории школы и в общественных местах, т.к. этот факт является нарушением ФЗ РФ «Об ограничении курения табака» и Устава школы.
В целях повышения эффективности работы по предупреждению безнадзорности и беспризорности, устранения причин и условий им способствующих, а также защите прав и законных интересов детей каждый месяц в школе проводится правовые недели по профилактике правонарушений, преступлений и безнадзорности среди учащихся, с целью повышения правовой культуры учащихся и их родителей .
Работа с учащимися «группы риска» ведётся в индивидуальном порядке через профилактические беседы, приглашения на заседания школьного Совета профилактики , комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Поэтому профилактическую работу школа проводит во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики, а именно:
ОДН ОУУП и ПДН ОМВД г. Арзамаса
Отдел ГИБДД ОМВД России по г. Арзамасу
КДН и ЗП при администрации г. Арзамас,
КУМ №3 , ПК «Ровесник»,
Отдел опеки и попечительства г. Арзамас;
ЛОП на ст. Арзамас
МБДОУ №23, 39, 36, 39
ГИМС МЧС России по г. Арзамасу
ФОК «Звездный»
Детская библиотека №6
Детская поликлиника
ЦРТДиЮ
Музыкальная школа№1, №2
ДЮСШ №1,№3

В подростковом возрасте проявляются недостатки предшествующего воспитания. Следовательно, важнейшая задача родителей – это контроль за состоянием ребёнка. Необходимо обязательно обращать внимание на то, во сколько и в каком состоянии он пришёл домой. Это позволяет вовремя выявить, к примеру, случаи, когда ребёнок впервые закурил, принял алкоголь или наркотики. Насторожить вас должно всё необычное, что вы заметите в своём ребёнке.
Хотелось, чтобы школа и семья работали совместно и воспитание в семье не шло вразрез с социально-педагогической работой школы по формированию здоровых, гуманных отношений ребёнка в социуме.

Социальный педагог М.Ю. Пяткова

Заголовок 315