Рабочая программа по внеурочной деятельности на тему Город мастеров


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа призвана научить детей основным приемам работы с бумагой, пластичными материалами, тканью, побудить творческую деятельность ребенка, найти себя в мире творчества и раскрыть свои возможности.
Средний возраст учащихся 6,5 – 11лет. Дети этого возраста любят лепить, вырезать, клеить. В процессе этой деятельности происходит развитие психики детей, внимания, памяти, аккуратности, формируются личностные качества.
Духовное развитие человека совершенствуется всю его жизнь. В школьные годы этот процесс наиболее интенсивен, так как происходит развитие и становление личности. У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого, формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству.
Работа с разными материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться, обладает эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою неуспешность. Поэтому так важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Программа «Город Мастеров» вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Она предусматривает развитие у учащихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, фантазии и интуиции. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, и с окружающим миром. Ребенок здесь имеет дело с самыми различными материалами и процессами. Перед ним не только краски, карандаши, пластилин, но и картон, бумага, ткань, природные материалы. Во время работы дети режут, клеят, придают форму, рисуют.
Цель программы: создать условия для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы:
Обучающие:
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, математики, окружающего мира и т.д., способствовать их систематизации;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
Воспитательные:
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
Все задания и упражнения предполагают развитие у детей чувство ритма, равновесия, четкой организации своей работы. Это поможет учащимся выявить собственные задатки и способности, поскольку такие занятия стимулируют их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
Важнейшим условием эстетического воспитания является приобщение детей к народному искусству. Все занятия должны проводиться в приятной атмосфере творческого созидания.
Народное искусство обладает сильным эмоциональным воздействием на психику ребенка. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.
Покидая детство, ребенок должен унести с собой во взрослую жизнь вечно живую тайну природы, добрый мир животных и растений, тайный мир сказок и легенд. На это и направлена данная программа.
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Обучение младших школьников по программе «Город Мастеров» осуществляется естественным путем, в процессе творческой деятельности.
Данная программа предполагает соединение труда и творчества, что обеспечивает решение практических, познавательных и воспитательных задач.
Все поделки детей функциональны: ими можно украсить интерьер, их можно использовать в качестве подарка, ими можно играть.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с учителем, а так же их самостоятельной творческой деятельности.
Основу организации образовательного и воспитательного процессов составляет принцип спиралевидности, в соответствии с которым формирование у учащихся метапредметных умений происходит последовательно, постепенно, с каждым разом усложняя вид деятельности.
Все задания соответствуют по сложности детям младшего школьного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и воспитывает уверенность в себе.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Программа рассчитана на 270 часов: по 68 часов в каждом классе (66 часов в первом классе). Режим работы – 2 занятия в неделю, по 2 часа.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
□ беседы
□ практические занятия с элементами исследования;
□ тренировочные упражнения;
□ практическая творческая работа;
□ выставка работ учащихся.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ:
Развивающее обучение;
Интернет - технологии;
Технология креативности;
Технология обучения в сотрудничестве.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В результате обучения учащиеся получают следующие основные знания и умения:
♦ знакомятся со свойствами и возможностями бумаги, пластилина, соленого теста, ткани;
♦ знакомятся с основами знаний в области композиции, цветоведения, декоративной отделки;
♦ научатся последовательно вести работу (замысел, выбор модели работы (изделия), выбор способов изготовления образца, оформление готового изделия);
♦ научатся работать с нужными инструментами;
♦ научатся самостоятельно работать над изделием.
Формы контроля – выставки работ учащихся для учащихся школы, родителей; участие в конкурсах (различного уровня) творческих работ.
Планируемые результаты:
Формирование личностных УУД:
Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Формирование регулятивных УУД:
Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Формирование коммуникативных УУД:
Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Формирование познавательных УУД:
Учащиеся узнают:
название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
Учащиеся научатся или получат возможность научиться:
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, Склеивать мелкие предметы (семечки, крупа).
Форма подведения итогов реализации программы: выставки детских работ, поделки-сувениры в качестве подарков для родителей.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Для осуществления образовательного процесса по программе «Город Мастеров» необходимы следующие принадлежности и расходные материалы:
ножницы для бумаги и ткани;
кусочки различных тканей;
наборы цветной бумаги;
набор цветного картона;
клей ПВА;
альбомная бумага;
пластилин, набор стеков;
соленое тесто;
простой карандаш;
Все необходимые принадлежности и расходные материалы приобретаются самими учащимися.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Раздел программы Количество часов
1
класс 2 класс 3 класс 4 класс
Вводное занятие. 2 2 2 2
Оригами. 14 14 14 14
Аппликация. 14 14 14 14
Нитяная графика 12 12 12 12
Работа с тканью. 12 14 14 14
Лепка. 12 12 12 12
66 68 68 68
ВСЕГО: 270

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс.
Вводное занятие (2 часа).
Теория – 2 час.
Знакомство с программой; знакомство с используемыми для работы материалами; показ образцов выполненных работ; назначение выполняемых работ. Вводный инструктаж по ТБ.
Оригами (14 часов.)
Теория – 1 час, практика – 13 часов.
Виды и свойства бумаги; литература по оригами; что можно сделать из бумаги; способы складывания бумаги; изготовление самолетика; изготовление кораблика; изготовление стаканчика.
Аппликация (14 часов.)
Теория – 1 час, практика – 13 часов.
Виды аппликаций; из чего можно сделать аппликацию; инструменты для работы; техника безопасности при выполнении аппликаций из бумаги; изготовление поздравительные открытки; изготовление закладки для книг.
Нитяная графика (12 часов)
Теория – 1 час, практика – 11 часов.
Что такое нитяная графика; способы заполнения угла, круга; выполнение простых узоров из углов и кругов
Работа с тканью (12 часов.)
Теория – 1час, практика – 11 часов.
Из чего делают ткани; свойства ткани; изделия из ткани (одежда, обувь, сумки, полезные вещи); инструменты для обработки ткани; памятка безопасности при работе с тканью; изготовление салфетки путём продёргивания нити; декорирование.
Лепка из пластилина (12 часов.)
Теория –1час, практика – 11 часов.
История возникновения пластилина; виды пластилина; из чего ещё можно лепить; инструменты для работы с пластилином, тестом; основные приёмы лепки; основные детали; создание цветов; лепка фруктов; лепка животных; выполнение композиции по желанию.

2 класс.
Вводное занятие (2 часа)
Теория – 2 часа.
Знакомство с планом работы на учебный год; знакомство с используемыми для работы материалами; показ образцов выполненных работ; назначение выполняемых работ. Вводный инструктаж по ТБ.
Оригами (14 часов.)
Теория – 1 час, практика – 13 часов.
Виды и свойства бумаги; литература по оригами; способы складывания бумаги; изготовление поделки «Маленький зоопарк» (фигурки животных и птиц.)
Аппликация (14 часов.)
Теория – 1 час, практика – 13 часов.
Предметная аппликация; симметрия в аппликации; красота цветовых сочетаний; памятка безопасности; изготовление поздравительной открытки; вырезание снежинки; елочные гирлянды и цепи; знакомство с мозаикой (аппликация надрывом).
Нитяная графика (12 часов)
Теория – 1 час, практика – 11 часов.
Нитяная графика - изонить; способы заполнения угла, круга; выполнение узоров из углов и кругов
Работа с тканью (14 часов.)
Теория – 1 час, практика – 13 часов.
Знакомство с видами ткани; памятка безопасности при работе с тканью. Изготовление аппликации из различных видов ткани.
Лепка (12 часов.)
Теория – 1 час, практика – 11 часов.
Лепка сказочных персонажей из пластилина. Развитие фантазии и чувства пластичной цельности (комбинированным способом). Анализ формы предмета. Лепка посуды (ленточным способом) с натуры.

3 класс.
Вводное занятие (2 часа.)
Теория – 2 часа.
Знакомство с программой занятий для 3 класса; знакомство с используемыми для работы материалами; показ образцов выполненных работ; назначение выполняемых работ. Вводный инструктаж по ТБ.
Оригами (14 часов.)
Теория – 1 час, практика – 13 часов.
Виды и свойства бумаги; способы складывания бумаги; изготовление цветов из бумаги.
Аппликация (14 часов.)
Теория – 1 час, практика – 13 часов.
Папье-маше - как вид аппликации из бумаги. Что и как можно сделать из папье-маше. Материалы, используемые для работы. Выполнение изделия из папье-маше («Тарелочка с фруктами»).
Нитяная графика (12 часов)
Теория – 1 час, практика – 11 часов.
Рисунки из углов и кругов; узоры в квадрате и треугольнике
Работа с тканью (14 часов.)
Теория – 1 час, практика – 13 часов.
Выпуклая контурная аппликация. Прорезная аппликация. Изготовление панно, открытки.
Лепка (12час.)
Теория – 1 час, практика – 11час.
Лепка из теста. Принцип работы с соленым тестом, инструменты для работы. Состав теста. Выполнение изделий из теста: брелок «Сердечко», магнит «Рождество».

4 класс.
Вводное занятие (2 часа.)
Знакомство с программой занятий для 4 класса; знакомство с используемыми для работы материалами; показ образцов выполненных работ; назначение выполняемых работ. Вводный инструктаж по ТБ.
Оригами (14 часов.)
Теория – 1 час, практика – 13 часов.
Совершенствование навыков разметки бумаги способом сгибания и складывания. Развитие образного мышления. Знакомство с новыми техниками работы с бумагой: кусудама, квиллинг, модульное оригами, айрисфолдинг. Изготовление панно в технике квиллинг (коллективная работа).
Аппликация (14 часов.)
Теория – 1 час, практика – 13 часов.
Вырезание орнаментов из бумаги. Приемы вырезания сложных форм. Приемы изготовления шаблонов для тематических аппликаций, открыток. Тематическая аппликация «Космос».
Нитяная графика (12 часов)
Теория – 1 час, практика – 11 часов.
Рисунки из углов, кругов, квадратов и треугольников.
Работа с тканью (14 часов.)
Теория – 1 час, практика – 13 часов.
Работа в технике коллаж. Изготовление панно.
Лепка (12 часов.)
Теория – 1 час, практика – 11 часов.
Лепка по воображению. Диковинные сосуды в форме фантастических зверей или растений. Народные промыслы России. Лепные игрушки. Дымковская глиняная игрушка. Передача движения и пропорций фигуры человека.

ЛИТЕРАТУРА
Бурундукова Л.И. «Волшебная изонить». М.: Аст-пресс книга, 2010
Интернет-сайт «Страна мастеров»
Проснякова Т.Н. «Технология. Творческая мастерская». Самара: Изд-во «Учебная литература», 2011
Проснякова Т.Н. «Технология. Уроки мастерства». Самара: Изд-во «Учебная литература», 2011
Роговцев Н.И. «Уроки технологии».
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Технология. Умные руки». Самара: Изд-во «Учебная литература», 2009
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Технология. Уроки творчества». Самара: Изд-во «Учебная литература», 2009
Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. «Технология. Ручное творчество». Самара: Изд-во «Учебная литература», 2008
Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. «Технология. Твори, выдумывай, пробуй». Самара : Изд-во «Учебная литература», 2008
СОГЛАСОВАНО
Протокол № 1 заседания
МО учителей начальных классов
От "29"августа 2016г.
Руководитель МО начальных классов
__________ /К.А. Марушко/
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______ / Е.А. Колесникова /
«30» августа 2016 г