ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАННЕМУ ВЫЯВЛЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО И АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ЛЮДЕЙ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ





В Реабилитационном центре (РЦ) Санкт-Петербургского государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания «Психоневрологический интернат № 10 имени В.Г. Горденчука» постоянно проживают и проходят реабилитацию лица трудоспособного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Комплексная реабилитация предполагает для каждого воспитанника РЦ Индивидуальную программу реабилитации (ИПР). В РЦ создана адаптивная реабилитационная среда на основе системного изучения проявлений личности и индивидуальности проживающих и комплексного учета этих проявлений при решении задач поддержания здоровья в системном единстве с другими задачами реабилитации: предпрофильной подготовкой, занятиями спортом, досугом в творческих мастерских, конкретным трудом на штатных единицах ПНИ-10 и в открытом рынке труда, обучением в специальных учебных заведениях профессионального образования города.
Статус реабилитанта, его комфортное положение зависят от того насколько методы, применяемые педагогами, соответствуют способностям инвалида. Социально-педагогические технологии помощи и поддержки, используемые в работе с лицами, имеющими интеллектуальную недостаточность, позволяют учитывать индивидуальные особенности восприятия и мышления воспитанников, применять на практике методы, подходящие для каждого конкретного реабилитанта при индивидуальном социально-педагогическом сопровождении, целью которого является формирование новых (закрепление имеющихся) социальных компетентностей, обретение (сохранение) социального статуса. Практическая деятельность социального педагога в условиях РЦ – это двудоминантное взаимодействие: практическая деятельность педагога направлена на активизацию возможностей реабилитанта, на поиск механизмов педагогического компетентного вмешательства в процесс развития инвалида в кризисно-личностно-средовых ситуациях. Основная форма взаимодействия специалиста и реабилитанта – совместное дело.
Показателем педагогического качества процесса социализации лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями в условиях РЦ УСО ПНИ-10 – степень сформированности субъектов социальной жизни 39 воспитанников РЦ работают на штатных единицах в интернате, человек – в открытом рынке труда. За последние два года на самостоятельное проживание выбыл человек.

Первичная профилактика поведенческих рисков
среди лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями

Первичная профилактика девиантного поведения входит в систему коррекционно-воспитательных мероприятий: в РЦ создана педагогически организованная среда, в которой для лиц с ограниченными возможностями есть место для отдыха и общения с предметами творчества, сверстниками, проведения занятий и репетиций, личных наблюдений за растениями и домашними животными. В РЦ работают 14 спортивных секций, возможно участие в различных специальных и массовых спортивных соревнованиях, открыты 25 творческих мастерских и студий, многочисленные творческие работы воспитанников участвовали в региональных, городских и муниципальных выставках и фестивалях детей и молодежи, проводятся годовой круг воспитательных праздников и акции (например, антиникотиновая). Педагогами РЦ ведется постоянная и системная коррекционно-воспитательная работа по формированию у воспитанников РЦ здорового образа жизни.
Включение лиц с ограниченными возможностями в социальную практику, обеспечение их непосредственного максимального и интенсивного творческого функционирования во всех сферах: трудовой, учебной, досуговой – решают общие и специфические вопросы социализации. Так, лица с ограниченными возможностями, проживающие в УСО ПНИ-10, вовлеченные в постоянную социокультурную деятельность, не склонны к употреблению алкоголя и табака.

Вторичная и третичная профилактика
поведенческих рисков среди лиц
с ограниченными интеллектуальными возможностями. Опыт психолого-педагогического медико-социального консилиума (ППМСк)

К сожалению, социальной поддержки и заинтересованности социума в инициативе и ответственности реабилитантов недостаточно, чтобы удержать их от попыток употребления алкоголя. Вторичная профилактика девиантного поведения в условиях РЦ осуществляется мерами социального воздействия. С 2008 года в РЦ действует психолого-педагогический медико-социальный консилиум (ППМСк), осуществляющий не только взаимодействие педагогов РЦ, но и медицинских работников интерната: в состав консилиума входят социальный педагог, дежурный воспитатель, педагог-психолог, ст. медсестра отделения, заведующий отделением, врач-психиатр). Одной из задач ППМСк является профилактика девиантного поведения. Причины алкоголизации реабилитантов кроются в неготовности наших воспитанников к проявлению своей независимой жизненной позиции, мегаполис не воспринимается реабилитантами как пространство, которое можно освоить в свободное от работы время, - и инвалиды, отвергающие организованный досуг РЦ, приобщаются к тому, что повсюду продается, широко рекламируется, приносит быстрое и легко получаемое удовольствие.
Опыт работы психолого-педагогического медико-социального консилиума за три года показал, что для проживающих РЦ, имеющих разовые нарушения режима (при раннем выявлении случаев девиантного поведения), мероприятий социально-педагогического контроля, психологической и психиатрической коррекции было достаточно, чтобы не нарушать режим проживания в интернате. Проживающим, склонным к девиациям и имеющим периодические нарушения режима, постоянный психолого-педагогический и медико-социальный контроль помогает не нарушать режим отделения, сохранять работоспособность и рабочее место. Сложнее с теми, кто имеет стойкие девиации. Реабилитанты этой, в общем-то немногочисленной группы, в которой только работающие в открытом рынке труда, - имеют нарушения трудовой дисциплины (невыход на работу). Большинство из них сохраняют свои рабочие места, благодаря тому, что у них сформированы профессиональные навыки уборки, ведется коррекционная работа: социальный педагог находится в постоянном контакте с работодателями (осуществляется межведомственное взаимодействие), а в случае потери работы оказывается социально-педагогическая поддержка и помощь в трудоустройстве.
Раннее выявление девиантного поведения может быть эффективным в коррекционно-воспитательной работе с лицами, имеющими интеллектуальные ограничения, а постоянный психолого-педагогический и медико-социальный контроль помогает реабилитантам, имеющим зависимость, сохранять рабочее (учебное) место.

3. Взаимодействие социального педагога РЦ
с различными учреждениями города

Для решения проблем воспитанников жизненно важным в решении профилактики девиантного и аддиктивного поведения является организационное внешнее взаимодействие социального педагога с учреждениями Комитета по социальной политике г. Санкт-Петербурга, с учреждениями и организациями других ведомств, с органами государственной власти (МО, прокуратурой, органами МВД и Следственного Комитета, судами).
В таблице № 1 представлены внутриведомственные взаимодействия социального педагога, в таблице № 2 - межведомственные взаимодействия, в таблице № 3 - взаимодействия с органами власти, в таблице № 4 - с общественными организациями.
























Таблица № 1
ВНУТРИВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
службы сопровождения РЦ УСО ПНИ-10

№№
Учреждения Комитета по социальной политике
Форма взаимодействия
Цель (решаемая проблема)




1.




Профессионально-реабилитационный Лицей (ПРЛ)
Организация экскурсии для реабилитантов УСО ПНИ-10;
Профориентация воспитанников



Сопровождение при поступлении (на тестирование; профпробу, собеседование);

Поступление воспитанников в ПРЛ для обучения



Сопровождение в период обучения, прохождения практики, экзаменов (патронаж, поддержка, помощь); организационное взаимодействие в администрацией ПРЛ
- Поступление проживающих в проф.учебные заведение;
- Патронаж обучающихся вне ПНИ-10 с целью раннего выявления девиантного поведения;


2.
Пофессионально-реабилитационный центр (ПРЦ)
Информирование о ярмарке для инвалидов (сопровождение на ярмарку);
Трудоустройство воспитанников



Сопровождение при поступлении (на тестирование; профпробу, собеседование);
- Поступление инвалидов в профессиональное учебное заведение;
- Патронаж обучающихся вне ПНИ-10 с целью раннего выявления девиантного поведения;

3.
Центр социальной реабилитации
Невского района
(ул. Чудновского, 4)
Организационное взаимодействие: информирование о выбывших из интерната на самостоятельное проживание
Организация получения услуг (сопровождение реабилитантов в центр)



- Постинтернатное сопровождение:
Заявление выбывших на самостоятельное проживание о материальной помощи;
с целью профилактики девиантного и аддиктивного поведения

4.
Районные ОСЗН
- Информирование (сопровождение) воспитанников, выбывающих/выбывших на самостоятельное проживание о мерах социальной поддержки инвалидов;

Оформление различных социальных
льгот с целью профилактики девиантного и аддиктивного поведения

5.
Региональный центр «Семья»
Ул. Садовая, 55
- Участие в супервизиях;








Обмен опытом со специалистами, работающими в социальной сфере,
специалистами отделов опеки МО, волонтерами общественных организаций с целью получения методической и организационной помощи для раннего выявления аддиктивного поведения инвалидов












Таблица № 2
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
службы сопровождения РЦ УСО ПНИ-10

№№
Наименование
ведомства, учреждения
Форма взаимодействия
Решаемая проблема

Учреждения Комитета по здравоохранению города
- Поликлиники детские города






Организационная:
Письмо с просьбой взять на особый контроль семью выпускников, имеющую ребенка



Проблемы самостоятельного проживания семьи выпускников с новорожденным ребенком; профилактика (раннее выявление)девиантного поведения


Александровская больница:
Зам гл. врача по кадрам



Ст. медсестры отделений
Организационная: письмо






Консультативная
Освобождение от работы работающих инвалидов для участия в конкурсах – первичная профилактика девиантного поведения
Патронаж работающих реабилитантов;
Проблемы взаимоотношений с работающими инвалидами, трудовая дисциплина и проч.- первичная и вторичная профилактика аддиктивного поведения


Дома ребенка
города
Организационная;
консультативная
Реализация
1. Родительских прав проживающих-женщин, имеющих детей с целью сохранения статуса матери и профилактики девиантного поведения



Стоматологические поликлиники
Организационная, консультативная
Патронаж работающих реабилитантов;
Проблемы взаимоотношений с работающими инвалидами, трудовая дисциплина -профилактика аддиктивного поведения работающих


Предприятия города

Организационная, консультативная
Патронаж работающих реабилитантов;
Проблемы взаимоотношений с работающими инвалидами, трудовая дисциплина – первичная и вторичная профилактика девиантного поведения


Учреждения Комитета по образованию

Образовательные учреждения (школы) города

Организационная, консультативная
Патронаж работающих реабилитантов;
Проблемы взаимоотношений с работающими инвалидами, трудовая дисциплина - профилактика девиантного поведения





СПбАППО





Обучение на курсах




Повышение квалификации;
Получение методической помощи с целью профилактики девиантного поведения инвалидов

Комитет по молодежной политике города

«Центр профилактики безнадзорности несовершеннолетний»


Получение методической помощи;
Повышение квалификации на семинарах и курсах;
Получение методической помощи по организации профилактикой работы по профилактике поведенческого риска среди молодых инвалидов


НОУ





НОУ «Социальная школа «Каритас»
Участие в семинарах, супервизиях, конференциях
Повышение квалификации;
Обмен опытом


Институт специальной педагогики и психологии
Участие в ежегодных международных научно-практических конференциях
«Поведение риска: современные направления исследований и профилактики»

Повышение квалификации, обмен опытом по вопросам профилактики поведений риска среди лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями


Комитет по труду и занятости населения



Районное агентство занятости населения;















Организационная







Организационная

Постановка на учет неработающих инвалидов с целью исключения аддиктивного поведения


Реализация прав инвалидов на трудовую занятость




















Таблица № 3
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ


№№

Органы власти

Форма взаимодействия
Цель
(решаемая проблема)

1.
МО города (отделы опеки)


Организационная
Вопросы контроля условий проживания несовершеннолетних детей выпускников и проживающих;
Реализация родительских прав проживающих;
Первичная профилактика поведенческих рисков среди молодых инвалидов, имеющих несовершеннолетних детей

2.
Отделения полиции;
Отдел розыска РУВД

Организационная
Сопровождение
Заявление о розыске
(вторичная и третичная профилактика бродяжничества);
Соблюдение прав проживающих (первичная и последующие этапы профилактики)




3.
Администрация Невского района
(МФЦ)
Организационная:
письмо-ходатайство.
Сопровождение;
Реализация прав воспитанников на жилье

4.
Прокуратура района, города

Организационная

Первичная и последующие этапы профилактики поведенческих рисков:
- вопросы розыска проживающих;
- защита прав проживающий;

5.
Суды:
Районный, Городской
Организационная
Сопровождение
Профилактика поведенческих рисков:
- реализация прав воспитанников на жилье;
- реализация родительских прав;



































Таблица № 4

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ГОРОДА

Общественные
организации



СПб «ГАООРДИ»








Участие в Фотоконкурсе;






Семинарах, конференциях
Коррекционно-профилактическая работа:
- пропаганда достижений реабилитации;


Повышение квалификации;
Обмен опытом по вопросам предотвращения поведенческих рисков среди лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями


Корчаковский центр
Молодежных программ
«Реальный путь»



Организационная:
Письмо-ходатайство

Помощь выбывшим выпускникам, имеющим детей
С целью предупреждения аддиктивного поведения инвалидов


















В таблице № 5 предложены несколько вариантов взаимодействия социального педагога РЦ с различными учреждениями и организациями для решения проблем воспитанников, в том числе для исключения всевозможных поведенческих рисков среди молодых инвалидов.

Таблица № 5

Взаимодействие социального педагога с различными
организациями и учреждениями
при решении проблем воспитанников РЦ

Имя воспитанницы
Проблема
Организационное взаимодействие социального педагога

Семья Елены К. (есть несовершеннолетний ребенок)
Обеспечение жильем
Социальная помощь инвалиду, выбывшему из РЦ,
Помощь воспитаннице, имеющей детей
МО «Город Красное село»;
Глава администрации Невского района;
МО «Аптекарский остров»
ГУЗ «детская поликлиника № 19»;
Общ. Организация
ГУЗ «Детская поликлиника № 14»
Корчаковский центр молодежных программ «Реальный путь»;

Семья Т. (оба воспитанники РЦ, есть несовершеннолетний ребенок)
Обеспечение жильем
Социальная помощь инвалидам, выбывшим из РЦ,
Помощь воспитаннице, имеющей ребенка
С целью профилактики аддиктивного поведения
ГУЗ «Детская поликлиника № 28»;
ГУЗ «Детская поликлиника № 6»;
ГУЗ «Детская поликлиника № 62»;
Отдел социальной защиты Невского района;
Корчаковский центр


Люда Е.
Сопровождение в период обучения в Профессиональном реабилитационном лицее с целью вторичной профилактики аддиктивного поведения
ПРЛ;
Предприятие «Авантаж»


Семья С.(оба выпускники РЦ, есть новорожденный ребенок)
Социально-опасное положение несовершеннолетнего ребенка воспитанников, выбывших на самостоятельное проживание с целью профилактики поведенческих рисков (игромания, вторичная профилактика)
МО «Невская застава»





Бесспорно, раннее выявление девиантного поведения может быть эффективным в коррекционно-воспитательной работе с лицами, имеющими интеллектуальные ограничения, а постоянный психолого-педагогический и медико-социальный контроль помогает реабилитантам, имеющим зависимость, сохранять рабочее (учебное) место. А тесное взаимодействие специалистов РЦ с социальными службами города, отделами опеки, органами власти для решения проблем воспитанников и выпускников способствуют предупреждению поведенческих рисков среди воспитанников и выпускников РЦ.
















ЛИТЕРАТУРА

Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы социально-психологической безопасности в современном обществе» 8-9 декабря 2010 года под редакцией М. В. Земляных, Л. С. Шпиленя, Л. М. Шипициной: - Санкт-Петербург, 2011 год, Издание НОУ «Институт специальной педагогики и психологии»;
Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы социально-психологической безопасности в современном обществе» 24 февраля 2012 года: - Санкт-Петербург, 2012 год, Издание НОУ «Институт специальной педагогики и психологии»


































15