Конспект открытого занятия по ИЗО для воспитанников социально-реабилитационного центра на тему Подводное царство.


Акварель, восковые мелки. Подводное царство.
Цель: познакомить с данной техникой и научить выполнять работу в этой технике.
Задачи: — научить передавать красоту подводного мира, используя данную технику;
- формировать у воспитанников устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение;
- развивать творческое воображение, фантазию, память, глазомер;
- воспитывать творческую самостоятельность, активность; приобщать к красоте природы.
Материалы: бумага, восковые мелки, акварель, кисти, банка с водой, салфетки.
Зрительный ряд: фотографии с изображением разных рыб, подводного мира, коллекция ракушек.
Литературный ряд: стихи, загадки про море, рыбок.
1.Организационная часть.
Приветствие.
- На протяжении года воспитанники центра знакомились с различными видами нетрадиционных техник рисования. На выставке представлены работы ребят, выполненные в разных техниках, это и граттаж, и монотипия простая и пейзажная, и печать листьями, пуантилизм, пластилинография и другие. Наиболее интересной для детей, как показал опыт, является смешанная техника рисования – восковые мелки и акварель. Работы в данной технике получаются яркие, выразительные. В данной технике могут выполняться работы в любом жанре изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, иллюстрация. Сегодня на занятии мы выполним работу «Подводное царство» в смешанной технике «восковые мелки и акварель.
- Проверим, все ли готово к занятию? Нам понадобятся альбомные листы, восковые мелки, акварель, кисти, банки с водой, салфетки.
2. Вводная беседа.
У Саши есть домашний пруд.Его аквариум зовут.И много есть секретов, В пруду стеклянном этом.В нём сад зелёный под водой, С камней свисает мох седой,На дне лежат коряги,Где спят сомы и раки.В саду стоит стеклянный грот,В там рыбки водят хоровод, И ползают по плиткам Рогатые улитки.Большая рыба подплыла,Остановилась у стекла,Стоит, щеками дышит,И плавниками шевелит, И что-то Саше говорит,Но он её не слышит.
- Где водятся рыбы в природе? Каких речных рыб, ребята, вы знаете?
- Какие морские обитатели вам знакомы? Предлагаю вам загадки -
Вот просторы океана
                            Бороздит гора с фонтаном,
                            Бьёт хвостом, вода кипит
                            Проплывает важно...(кит)
                           Зонтик жжётся как крапива.
                           Зонтик плавает в воде.
                           Если тронешь — быть беде! (медуза)
                           Друг за другом мчится стая,
                           Волны телом разрезая
                           То хвосты, то снова спины,
                           Все вперед плывут … (дельфины)
                            Есть лошадка, что не пашет,
                            И-го-го она не скажет,
                           Молча проплывет в воде
                           Спрячется в морской траве,
                            То ли рыба, толь зверёк? Кто это? (морской конек)

                           Ты со мною незнаком?
                           Я живу на дне морском,
                            Голова и восемь ног-
                            Вот и весь я - …. (осьминог)
                            С неба звездочка упала,
                            В океан она попала.
                            И теперь там круглый год
                            Не спеша по дну ползет   ( морская звезда)
                            Над водой взметнулась глыба –
                            Это очень злая рыба,
                            Показала свой плавник
                            И опять исчезла вмиг           (акула)
Воспитанникам показываются фотографии различных морских обитателей. Во время показа акцентируется внимание на разнообразие форм, окраски, размеров. Так же рассматривается и коллекция ракушек.
- Сегодня мы нарисуем своё подводное царство. Перед работой давайте с вами поиграем в игру «Море волнуется…».
Играем с воспитанниками.
- Молодцы! Отличные фигуры у вас получились. Теперь присаживаемся на свои места. И приступаем к работе.
3. Объяснение творческой задачи.
- Первым этапом работы является выполнение наброска, в котором нужно разместить различных рыбок, водоросли, камушки на дне. Желательно размещать рыбок в разных местах формата, на разных уровнях, различного размера. Лучше, если рыбки будут плыть в разных направлениях. Далее объясняется техника, в которой будет выполняться работа. - Акварель, благодаря своим свойствам прозрачности, позволяет создавать лёгкие и воздушные композиции. Восковые мелки – это графический художественный материал, который позволяет создавать своеобразные по своей фактуре яркие композиции. Восковыми мелками можно работать остриём, торцом или плашмя, боковой поверхностью мелка. Мелок оставляет на поверхности бумаги след в виде штриха. Близко расположенные штрихи образуют пятно. Мелки имеют насыщенный, яркий цвет. Основное свойство воска – отталкивать воду. На этом свойстве и основан метод работы в этой технике. Сочетание акварели и восковых мелков даёт совершенно неожиданный эффект: если поверх воска пройтись акварелью, то места на бумаге, не закрашенные мелками, окрасятся краской. - Следующий этап работы – прорисовка контура рыбок восковыми мелками.
Затем восковыми мелками прорисовываются рыбки.
- Поскольку рыбки плавают в воде, которая имеет холодную синюю гамму (используем синюю, голубую и фиолетовую краски), то рыбок лучше выполнить в тёплой гамме. Чтобы передать плановость и показать некоторых рыбок ближе, их выполняем более яркими и насыщенными цветами. Тех же, которые располагаются дальше, закрашиваем более бледными цветами. - После того, как все рыбки выполнены, смачивается оставшееся пространство листа и заливается холодными синими, фиолетовыми и голубыми красками.
4. Практическая работа.
Воспитанники рисуют подводное царство, передавая красоту морского дна, разнообразных по форме, цвету и размерам рыб.
5. Подведение итогов.
- В какой технике мы сегодня рисовали?
- Что нового вы для себя узнали?
Выставка работ и их обсуждение.