Дидактические игры и игровые элементы на уроках математики в 5-6 классах


Учитель математики Смолякова Е. П.
Дидактические игры и игровые элементы на уроках математики
Несмотря на то, что игра не является ведущим видом деятельности на второй и третьей ступенях обучения, она может значительно повысить эффективность обучения. Игра – огромный стимул, чтобы добиться успеха там, где, порой, не помогают многочисленные упражнения.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Каждая игра помогает решить какие-то определенные задачи: дать такое-то знание, сформировать такое-то умение, развить такие-то функции мозга (внимание, память, мышление, речь), воспитывать черты личности (сообразительность, находчивость, коллективизм и т.д.). При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:
1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
2.Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
3.Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании.
4.При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым.
5.Каждый ученик должен быть активным участником игры.
6.Легкие и более трудные игры должны чередоваться, если на уроке проводится несколько игр.
7.Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определенную меру.
8.В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой
9.Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.
При использовании дидактических игр и игровых элементов следует:
1.Определить место дидактической в системе других видов деятельности на уроке;
2.Оценить целесообразность использования их на разных этапах изучения различного по характеру математического материала;
3.Разработать методику проведения дидактической игр с учетом дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся;
4.Оценить выполнимость требований к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения.
Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование, которых должно в конечном итоге привести к решению следующих задач:
учитель должен дать учащимся знания, которые соответствуют современному уровню развития науки;
научить учащихся самостоятельно приобретать знания.
Требования к организации дидактических игр:
игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся;
игра должна быть доступной для данного возраста, цель игры - достижимой, а оформление красочным и разнообразным;
обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа;
присутствие элемента соревнования между командами или отдельными участниками;
роль активности учащихся во время проведения игры;
воспитательное, познавательное значение игры.
Роль учителя при организации дидактических игр и игровых элементов:
положить начало творческой работе учащихся;
контроль и руководство учителя не должны подавлять инициативу и самостоятельность детей;
подготовить учащихся старшего возраста для проведения игр в 5 классе;
подготовить контрольные карты
Привожу некоторые примеры использования дидактических игр на уроках математики в 5-6 классах. Идеи этих игр я нашла в разных методических источниках.
1. Математическая зарядка
Данная игра позволяет оперативно проверить знания большого количества учеников. Учащиеся либо встают, либо поднимают руки, если речь идет об объекте, за который они отвечают. Допустим, идет проверка навыков вычислений с дробями. Учитель читает задания или демонстрирует их на листе бумаги. Первый вариант отвечает за правильные дроби, второй – за неправильные. Если в результате получилась правильная дробь, то сигналит первый вариант, если неправильная – второй.
2. «Расшифруй»
Детям предлагается задание на вычисления. Ответам соответствуют определенные буквы. Нужно получить какое-нибудь слово или фразу.
Например: Выполните действия. Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать фамилию российского математика.
3,4 +1,12=
0,17 +1,2 =
2,13 – 1,9 =
16,3 – 14,25 =
21,673 - 13,25 =
2,05 23 1,37 4,62 1,3 4,52 2,5 20,5 0,23 84,23 137 3,6 8,423 2,3
 
С  
М  
Е  
А  
Г  
О  
Н  
И  
Р 
Ц 
К  
И  
Н  
Й
3.  «Математическая эстафета».
Учащиеся выполняют одно задание по очереди, передавая друг другу лист как эстафетную палочку.

4.  Игра «Третий лишний»
Командам поочередно демонстрируются названия различных объектов. Два из них имеют какое-то общее свойство, а третий – нет. Например:
· гектар, сотка, метр;
· ярд, тонна, центнер;
· конус, квадрат, круг;
·  треугольник, прямоугольник, квадрат;
·  прямая, отрезок, угол;
·  0,7; 2,1; 0,6;
5. Игра «Аукцион»
На торги выносятся задания по какой- либо теме. Например: «Действия с десятичными дробями». В игре участвуют 4 – 5 команд. Им предлагаются задания. Команды покупают задания и если они выполнили его верно, то им начисляются потраченные баллы, а если – неверно, то снимаются.
6. Игра «Горячий Стульчик» (игра групповая)
Цель: проверка знаний математических терминов по определенной теме, формулировок законов, теорем, аксиом и т.д.
Материал: не требует особой подготовки.
Ход игры: водящий садится на «горячий стульчик» у доски лицом к классу. Учащиеся по очереди задают ему вопросы по теме, оговоренной заранее.  Водящий должен ответить. Если допущена ошибка, водящий меняется на нового игрока, чей вопрос был последним.Рассмотрим, например, тему «Умножение и деление натуральных чисел».
Примеры вопросов:
Что такое деление?
Как называют результат умножения?
Существует ли сочетательное свойство умножения? Если да, то сформулируйте его.
Существует ли сочетательное свойство деления? Если да, то сформулируйте его.
В каких случаях можно опустить знак умножения?
Игру можно усложнить. Учащиеся дают объяснение математического термина, а водящий должен догадаться, что это за слово. Выигрывает тот, кто продержится на «горячем стульчике» дольше.
Примеры вопросов
С помощью этого действия находят неизвестный множитель (деление)
Иногда деление одного натурального числа на другое нацело не всегда возможно, в этом случае получаем … (деление с остатком)
Для того, чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и сложить получившиеся произведения; это правило называется… (распределительное свойство умножения относительно сложения)
Произведение, в котором все множители равны, можно записать короче; эта запись называется (степенью числа)
Возведение во вторую степень (квадрат числа)
7. Соревнование  художников  «Такой  разнообразный  животный  мир». 
Тема  «  Координатная  плоскость»,  6  класс.
Работу  можно  организовать  по  вариантам  –  на  доске  записать  координаты  точек,  соответствующие  1  и  2  вариантам;  индивидуально  –  выдать  каждому  индивидуальные  задания  на  карточках;  фронтально  –  записать  общее  задание  на  доске.  Если  на  координатной  плоскости  последовательно  соединить  все  точки,  то  получится  определенный  рисунок.
Примеры:  1).(-9;  7),  (-7;  8),  (-6;  10),  (-3;  10),  (-1;  7),  (8;  1),  (15;  -  2),
(  13;  -4),  (6;  0),  (4;  -1),  (3;  -1),  (1;  -7),  (-1;  -7)  (1;  -6),  (2;  -17),  (0;  -1),
(  -2;  -7),  (-4;  -7),  (  -2;  -6),  (  -1;  -1),  (  -5;  2),(  -6;  5),  (  -7;  6),  (  -9;  7)  и  (  -5;  Точки,  разделенные  союзом  «  и»  не  соединять.  Получается  птица.
2).  Известны  координаты  пятнадцати  точек:  1(4,  1),  2(4,  2),  3(1,  2),  4(4,  5),  5(2,  5),  6(4,  7),  7(3,  7),  8(5,  9),  9(7,  7),  10(6,  7),  11(8,  5),  12(6,  5),  13(9,  2),  14(6,  2),  15(6,  1).  Если  отметить  эти  точки  на  координатной  плоскости,  а  затем  соединить  их  отрезками  в  последовательности  1—2—3—4—5—6—7—8—9—10—11—12  —13—14—15—1,  то  получим  рисунок. (лось)
Можно  идти  от  обратного:  предложить  учащимся  самим  сделать  любой  рисунок,  и  записать  координаты  вершин.
8.Игра «Морской бой»
Эта игра развивает внимание, наблюдательность, сообразительность, ученики быстрее усваивают и убеждаются, что положение точки на плоскости определяется с помощью двух её координат.
9.  Устные  упражнения.  «Найди  ошибку».
Перед  началом  урока  учитель  записывает  примеры  на  доске  или  можно  проецировать  на  доску,  используя  компьютер.  Ученики  должны  найти  ошибку  и  сказать  правило,  на  которое  допущена  ошибка.  Этим  самым  еще  раз  повторяется  правило.  Например,  в  5  классе  это  могут  быть  примеры  на  все  действия  с  десятичными  дробями:
а)  0,134*1000=13,4  а)  3,2*100=0,032
б)  16,12  :  4  =4,3  б)  27,18  :  3  =9,6
в)  1,06  +  0,4  =  1,1  в)  2,7  +  0,03  =  2,73
г)  5,72  –  0,2  =  5,7  г)  3,61  –  0,1  =  3,6
д)  16,5  :  0,1  =  1,65  д)  5  :  100  =  500
Такого  рода  задания  можно  использовать  и  в  других  классах.
10. Игра «Математическое лото»

Каждому ученику выдается конверт, в котором 1 большая карта с заданиями и маленькие, их больше, чем заданий. На маленьких – результаты вычислений. Ученик должен выполнить задание на большой карте и накрыть его ответом (результатом его вычислений). После выполнения всех заданий ученик переворачивает маленькие карточки и получает задание (если верно выполнены все вычисления). Например: определение целых чисел, правило сравнения, правило сложения, вычисление, деление, умножения целых чисел и др. Затем ученики выполняют полученные задания.
11. Игра «Магические квадраты»
А) В клетки квадрата записать такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали была равна 0.

Б) Записать в клетки квадрата числа -1; 2; -3; -4; 5; -6; -7; 8; -9 так, чтобы произведение по любой диагонали, вертикали, горизонтали было равно положительному числу.

Используемые источники:
http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2012/02/07/igry-na-urokakh-matematikihttp://festival.1september.ru/articles/608683/http://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/matematika/igrovaja-dejatelnost-na-urokah-matematiki.html