Инструктивно — методическое письмо «О развитии воспитания в системе образования Орловского района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОРЛОВСКОГО РАЙОНА»

Инструктивно - методическое письмо
«О развитии воспитания в системе образования Орловского района
в 2011-2012 учебном году».

Воспитание учащихся является приоритетным направлением в системе образования области, органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Приоритетными направлениями в деятельности классного руководителя являются:

1)обеспечение жизни и здоровья учащихся (контроль за посещаемостью учащимися класса, контроль причины пропусков, информированность о состоянии здоровья учащихся класса, ведение документации о заболеваемости учащихся класса, работа с листком здоровья в классном журнале, совместно с врачом и родителями реализации комплекса мер по охране и укреплению здоровья, вовлечение учащихся в занятия физкультурой и спортивной деятельностью, организуется охват горячим питанием, проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности);
2)обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и педагогами (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений учащимися класса и ведущих в классе учителей, проведение диагностики межличностных отношений, оперативное регулирование возникающих противоречий, определение задач оптимизации психологического климата в классе, выявление учащихся имеющих проблемы в сфере межличностных отношений, привлечение для этой работы психолого-педагогической службы);
3)осуществление патриотического, гражданско-правового, экологического, духовно-нравственного воспитания, формирование социальной компетентности учащихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся, содействие формированию опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления, поддержка ученического самоуправления);
4)определение целей воспитания учащихся класса на основе учета возрастных особенностей, планирование работы класса (комплексное изучение состояния воспитательной работы, определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса, качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом, ведение отчетной документации, осуществление мониторинга эффективности деятельности, организация участия учащихся в конкурсах, соревнованиях);
5)определение зон риска для учащихся класса, планирование профилактической деятельности (определение учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины, разработка и согласование с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом комплекса профилактических мер, с привлечением широкого круга участников воспитательного процесса).



I.Повышение роли классного руководителя в организации
воспитательного процесса.
В школах района существует проблема оценки эффективности воспитательной работы. МУ УО Орловского района предлагает в школах установить рейтинговую оценку воспитательной деятельности учителя. Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать через деятельность и результативность.
“Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости). Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя”
Оценка деятельности
Направление деятельности
Критерии
Методика оценки

Организация воспитательной деятельности
количество проведенных внеклассных тематических мероприятий за отчетный период
количество посещений учреждений культуры, экскурсий, походов
Участие класса в общешкольных мероприятиях;
Участие класса в районных, областных мероприятиях (непосредственное участие классного руководителя)
Отчет классного руководителя
Анализ посещения
Отчет классного руководителя
Анализ проведения общешкольного мероприятия
Анализ мероприятия
Анкетирование “Классный руководитель глазами воспитанников”

Взаимодействие с социально – психологической службой, педагогическими работниками
кол-во обращений, беседы с детьми
Отчет классного руководителя, Отчеты специалистов социально-психологической службы

Взаимодействие с родителями
кол-во родительских собраний, % присутствия;
рейды в семьи;
беседы с родителями;
Протоколы родительских собраний;
Протоколы рейдов

Методическая деятельность классного руководителя
Участие классного руководителя в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью
Анализ методической деятельности

Оценка результативности деятельности классных руководителей
Критерии
Показатели
Методика оценки

охваченность учащихся внеурочной занятостью
охваченность учащихся внеурочной занятостью
Анализ листа занятости учащихся, анкетирование

Профилактика
правонарушений
количество учащихся, состоящих на всех видах учета
Стат.данные по школе по профилактике

Организация ученического самоуправления в классе
уровень развития ученического самоуправления в классе
“Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе” пр. М.И. Рожков
Методика О.В. Лишина “Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива”

Уровень воспитанности
сформированность системы отношений к социально-значимым культурно-духовным нормам и ценностям;
сформированность основных элементов гражданско-патриотического сознания;
3 – 6 классы: С.М. Петровой “Пословицы”
6 - 8 класс: Диагностика личностного роста школьников” П.В. Степанов
9-11 класс: “Диагностика личностного роста школьников” П.В. Степанов

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе
Отношение учащегося к основным сторонам жизнедеятельности в школе
Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания
Методика А.А. Андреева “Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью”
Методика Е.Н. Степанова “Изучение удовлетворенности родителей работой ОУ”

Для оценки деятельности классного руководителя была составлена карта:
Оценка деятельности классного руководителя_____ класса МОУ СОШ № за ____ год
1. Классные мероприятия

Мероприятия
Кол-во

1.
Тематические классные часы (указать темы)
 

2.
Выезд на природу, т/б, экскурсии по области
 

 
Выход в кинотеатр
 

 
Выход в музей, на выставки
 

2.Общешкольые мероприятия

Мероприятия
 
 

1.
 
 
 

3.Участие в районных, городских, региональных мероприятиях (непосредственное участие классного руководителя)

Мероприятия

1.
 

4. Социальная защита детей и профилактика правонарушений
Кол-во рейдов в семьи
Кол-во уч-ся на ВШУ
Кол-во уч-ся на КДН, ПДН
Кол-во правонарушений в классе
Кол-во конфликтных ситуаций
Взаимодействие с психологом, соцпедагогом (кол-во обращений, беседы с детьми, совместные рейды)

 
 
 
 
 
 

5. Классное самоуправление
Высокий уровень
Средний уровень
Разовые поручения
Отсутствует

 
 
 
 

6.Участие классного руководителя в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью (указать названия)
 
Школьный
районный
Областной
Всероссийский

Педсоветы, совещания (воспитат. тематика)
 
 
 
 

Семинары (воспитат. тематика)
 
 
 
 

Мастер-классы, творческие мастерские
 
 
 
 

Конкурсы
 
 
 
 


Разработанная модель и технология мониторинга эффективности деятельности классного руководителя может быть реализована в любом образовательном учреждении для оценки качества воспитательного процесса.

II.Духовно-нравственное воспитание учащихся
При создании воспитательных систем в образовательных учреждениях необходимо особо выделить направление - духовно-нравственное воспитание учащихся. Содержание воспитательного процесса должно быть направлено на конечный результат- Образ выпускника общеобразовательной школы.
С целью обеспечения целостности формирования личностных качеств учащихся, заложенных в Образе выпускника, учета возрастных особенностей учащихся с 1 по 11 класс, целесообразно разработать программу воспитания школьников. В образовательных учреждениях допускается ошибка, за программу воспитания учащихся принимается план мероприятий.
Рекомендации по разработке программы воспитания учащихся.
Программа воспитания отражает содержание деятельности педагогов по достижению воспитательного результата, заданного воспитательной целью. Программа воспитания по своему смыслу – это нормативная модель совместной деятельности коллективного субъекта (группы, множества людей), определяющая:
а) исходное состояние воспитательного процесса;
б) образ желаемого будущего состояния воспитательного процесса;
в) состав и структура действий.
Программа воспитания должна отвечать следующим требованиям:
Актуальность – это свойство программы быть ориентированной на решение наиболее значимых для образовательного учреждения проблем.
Прогностичность – свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к воспитательному процессу.
Рациональность – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем позволяют получать максимально полезный результат.
Целостность – свойство программы обеспечивать полноту состава действий, необходимых для достижения поставленных целей.
Контролируемость – свойство программы операционально определить конечные и промежуточные цели.
Структура программы воспитания образовательного учреждения
Пояснительная записка.
Содержание воспитания.
Технологии, методы, формы реализации программы.
Прогнозируемый результат функционирования программы воспитания.
Критерии эффективности функционирования воспитательной системы.
В целях эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания необходима реализация программного, системного подхода в этой сфере. Системность подхода должна найти отражение:
в создании единого образовательного и воспитательного пространства, предполагающего тесное взаимодействие всех социальных, общественных и государственных институтов;
в значительном повышении роли семьи в системе духовно-нравственного воспитания и необходимости ее поддержки, сопровождения и органичного включения в воспитательный процесс;
в широком привлечении профессиональных научных кадров в программу духовно-нравственного воспитания на всех уровнях ее осуществления.

III. Изучение семьи.
Эффективное взаимодействие образовательного учреждения с семьей необходимо вести в двух направлениях:
Подготовка педагогического коллектива школы к сотрудничеству с родителями.
Взаимодействие с родителями
Однако сотрудничество с родителями нельзя выстраивать на «глазок», ориентироваться только на интуицию. Необходимо знать особенности современной семьи, ее отношения к школе и переменам в образовании.
Данная информация о семье нужна образовательному учреждению для:
отслеживания и сопровождения семьи;
привлечения родителей к работе в школе;
осуществления внутришкольного мониторинга при помощи семьи, позволяющего контролировать качество предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг;
проведения информационно-просветительской работы с родителями.
Педагогическому коллективу образовательного учреждения необходимо знать:
Социально-педагогический портрет семьи.
Организацию и принципы семейного воспитания (внутрисемейные отношения, воспитательная позиция).
Взаимоотношение родителей с образовательным учреждением (участие членов семьи в жизни школы, характер взаимодействия с педагогами, с классным руководителем).
Организацию диагностической работы в образовательном учреждении могут осуществлять: классный руководитель, психолог, социальный педагог, освобожденные классные руководители.
При отборе диагностического инструментария для изучения семьи следует учитывать (придерживаться) следующих принципов:
Гуманизм – полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе.
Валидность – определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям.
Точность – соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества.
Надежность – определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях.
Основными методами изучения семьи являются: наблюдение, беседа, интервью, анкета, тест, изучение работ родителей и детей.
Помимо специально организованного процесса диагностирования необходимо учитывать естественное, опосредованное наблюдение, которое осуществляется учителем в ходе его общения с родителями.
Полученные в результате изучения семьи, данные должны стать базовой информацией, позволяющей определить стратегию и тактику взаимодействия образовательного учреждения и родителей. На ее основе проектируется содержание и способы информирования, просвещения, обучения и консультирования родителей, а также работа по индивидуальному сопровождению семьи.
Целесообразно на основе полученных данных разработать в каждом образовательном учреждении комплексно–целевую программу по взаимодействию образовательного учреждения с семьей.


15