Доклад в рамках августовского совещания


ДОКЛАД
«Основные аспекты урочной деятельности в рамках образовательной области ОДНКНР»
Докладчик: Демидова Е.Н.,
учитель истории МБОУ СОШ № 1
Уважаемые коллеги, позвольте поздравить Вас всех с наступающим учебным годом. Пожелать исполнения задуманных планов, здоровья, мира и благополучия в Ваших семьях.
Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий,
и путь опыта – это путь самый горький.
Конфуций.
Приступив к преподаванию курса ОРКСЭ в 4-ых классах, а в прошлом году к предмету ОДНКНР в 5 классе, перед учителем-предметником открываются сразу три пути. Каждый из нас размышляет, обращается к опыту коллег и формирует свой собственный взгляд на урок по данным предметам.
Предлагаю Вам взглянуть на следующие статистические данные выбора модулей ОРКСЭ по нашему городу и району за последние два года.
Показатели 2015-2016 2016-2017
кол-во 4-ых классов в районе 16 15
общее кол-во обучающихся 283 271
Модуль ОМРК 11 28
Модуль ОСЭ 258 136
Модуль ОПК 13 107
Модуль ОБК 1 0
Модуль ОИуд.К 0 0
Модуль ОИсл.К 1 0
Выводы налицо по приведённой ниже диаграмме:
Произошло сокращение количества четвёртых классов (на один) и количество обучающихся в них (на двенадцать) обучающихся. (Вот, кстати, первая проблема – демография).
Произошло увеличение семей, избравших модуль ОМРК на 17, модуль ОПК на 94.
Произошло уменьшение количества семей, выбравших для изучения модуль ОСЭ на 112.
В 2016-2017 учебном году модули ОБК, ОИуд.К и ОИсл.К – не были выбраны.

Приступив к работе в 4 классах в курсе предметов: ОРКСЭ перед учителем стоят следующие задачи:
- первое, создание рабочих программ. Предварительно изучив Фундаментальное ядро содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы начального представленных в ФГОС, с учетом примерной основной образовательной программы начального образования;
- второе, формирование групп, основываясь на выборе родителей, формирование учебного расписания и разведение групп в системе СГО «Образование»;
- третье, предмет урочного исследования темы не должен дублировать домашнее задание, в противном случае это будет для учащихся – путь подражания - самый легкий путь «научению учиться», и как, следствие самый непродуктивный. Ребёнку необходимо в классе и дома пройти путь размышления над поставленной самостоятельно, либо при помощи одноклассников, либо при помощи учителя темой урока, пройти свой опыт подготовки домашнего задания – самый горький путь;
- четвёртое, обращаясь не только к своему опыту работы, но и активно самообразовываясь, считаю необходимым остановиться на таком вопросе как развитие познавательной деятельности учащихся на уроках ОРКСЭ. Формирование основ духовно-нравственной культуры подрастающего поколения – один из наиболее сложных и противоречивых элементов системы образования. Оно способствует формированию у учащихся собственных ценностных ориентаций и убеждений. Однако мы, педагоги, понимаем, что нельзя сформировать духовность, развить нравственность за 45 минут урока, который проходит один раз в неделю. В этой проблеме нам помогает семья, а иногда и мы должны оказать семье поддержку, протянуть им руку помощи.  Передо мной как учителем стоит задача научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным, при этом суметь приумножить в себе и развить лучшие человеческие качества: любовь и сострадание к ближнему, терпимость к другому образу жизни, традициям, менталитету, не забыв о своих, патриотизм. На своих уроках опираюсь на следующие принципы: принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала, принцип гуманизма. Ученик является партнером по образовательному процессу, обладающим собственными интересами и учебными возможностями. Учитель создает условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.
На уроках ОРКСЭ и ОДНКНР мы должны вырабатывать у учащихся умение обобщать и систематизировать полученную информацию, анализировать явления, процессы, факты, осуществлять   метапредметные, межпредметные     и
внутрипредметные связи, определять, формулировать и аргументировать
свою    точку    зрения, осуществлять   оценочные   суждения, выполнять
исследовательские работы, проектировать различные виды деятельности ребят.  В связи с переходом на стандарты второго поколения перед нами, учителями помимо уже перечисленных задач поставлен и ряд новых.
Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б.П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г.М. Лебедев указывает, что «познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении".
В контексте развития именно данного вида деятельности строится основа моего видения предметов, преподаваемых в 4 классах.
Также использую приемы управления познавательной деятельностью учащихся:
- активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу;
-  прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных, литературных произведений;
- прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;
- прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
Основными методами своей деятельности считаю:
1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
2. Метод самостоятельной работы учащихся. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить блок-схему с выполнением установки: минимум текста – максимум информации.
3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.
Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся, используются также самодельные раздаточные дидактические материалы.
4. Метод проблемного изложения. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации и её решение.
- пятое, это блок результативности, важно, чтобы каждый ребёнок после каждого занятия увидел результат своей деятельности, но предмет – безоценочный. В этом случае, по-моему мнению, помогает рефлексия после каждого вида заданий на уроке, озвучивание ответов, домашнего задания, составление оценочного листа для каждого учащегося или для класса в целом. Но результативность важна и для учителя, каковы способы оценки труда педагога? Важен самоанализ своей деятельности и деятельности учащихся на уроке. Урок удался или нет? Достигнуты цели урока? С каким настроением ушли дети с урока? Насколько ответственно дети подойдут к выполнению домашнего задания? С каким интересом и вопросами они начнут работать на последующих занятиях? Можно пройти через независимую оценку своих умений и компетенций на сайте завуч.инфо. Можно разместить свои материалы на собственном сайте. А можно и получить приглашение на форум Сахалинского регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз женщин России» по теме: «Советы женщин и Советы отцов за семейные ценности и ответственное воспитание детей», где в центе внимания и практической деятельности ставится задача повышения духовно-нравственной культуры семьи, решение проблем социального сиротства, выстраивается взаимодействие с социальными партнёрами, органами исполнительной и законодательной власти.