Выступление по теме Воспитание интереса к изучению литературы через использование нестандартных форм проведения урока


Воспитание интереса к изучению литературы через использование нестандартных форм проведения уроков литературы.
Одна из серьезных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к чтению. Следствие этого – снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выражать свои мысли. Мы прекрасно понимаем, почему это происходит: ученики, загруженные уже с 5 класса, лишь частично воспринимают предлагаемую им информацию, чтение подменяют компьютером. Эта проблема не может не волновать нас, учителей, и мы стремимся всеми возможными средствами пробудить у учащихся интерес к урокам литературы
И поэтому важнейшая задача, которая стоит перед современной школой,- значительное улучшение литературного и эстетического воспитания учащихся. Наиболее эффективным в формировании мотивации учебной деятельности школьников является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных процессов и их творческой активности. В современной школе вопрос о мотивации без преувеличения может быть назван центральным. Большую роль в этом играют нестандартные формы проведения уроков литературы.
Сегодня выделяется следующее многообразие форм урока литературы:традиционные формы (уроки изучения биографии писателя, уроки художественного восприятия текста, уроки углубленной работы над текстом, обобщающие уроки, уроки обучения творческим работам и др.), и нетрадиционные формы урока (урок – литературная встреча, урок – заочное путешествие, урок – погружение, урок - соревнование, урок – лабораторная работа, урок – исследование, урок –игра и многие другие. . Я не претендую на « открытие Америки» в этом вопросе, лишь попробую обобщить свои наработки по использованию таких технологий на уроках литературы.
Одной из форм, активизирующих внимание учеников к изучаемому материалу, повышающих интерес к уроку литературы, является урок-игра. К игровым формам относят ролевые, деловые, имитационные и др. игры. В каждой из них ученик выступает в различных ролях. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, ученик должен принимать практические решения или решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс. Мои пятиклассники отдают предпочтение сюжетно-ролевым играм: драматизациям (при изучении сказок), инсценировкам литературных произведений (особенно при изучении творчества И.А.Крылова), играм-фантазиям. Постепенно усиливается познавательная активность подростков, и в 6,7 классах это проявляется в особом интересе ребят к разнообразным познавательным играм, включающим ролевое начало, например, им интересна роль экскурсовода в воображаемом путешествии, роль члена жюри в каком-то конкурсе, участие в турнирах знатоков, конференциях. Моим ученикам нравятся викторины, так как они позволяют ребенку ощутить дух соревнования, поэтому я их часто провожу. Вот примеры таких уроков:
*викторина по басням Крылова, проведенная как брейн-ринг;
*виртуальная викторина по сказке Андерсена «Снежная королева»;
*викторина-диалог, которую я использую при проверке домашнего задания; вопросы составляются по алгоритму игры «Что? Где? Когда?» (например, при изучении повести Тургенева «Муму».В своей практике я использую лингвистические конкурсы, предлагая учащимся объяснить значение непонятных слов (например, при изучении творчества Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и др. А изучение темы «Устное народное творчество» в 5 классе я, как правило, заканчиваю конкурсом знатоков сказок «Сказочный калейдоскоп».Другой формой нестандартного проведения урока литературы является литературная встреча, которая может быть организована на разных этапах обучения. Цель встречи – углубить знания учащихся о творчестве писателя, проверить степень осмысления или усвоения материала, а главное – вызвать интерес к предмету, увлечь учащихся литературой. Встречу можно вести как учителю, так и приглашенному гостю. Литературная встреча может иметь следующие элементы: обсуждение вопросов, защиту рисунков, инсценирование отрывков произведений, чтение наизусть отрывков и т.д. В качестве приглашенного гостя я часто использую библиотекаря нашей школы, которая охотно мне помогает. А для проведения уроков, посвященных Великой Отечественной войне, приглашаются ветераны войны, военнослужащие, бывшие афганцы. Такие уроки всегда отличаются эмоциональным настроем и надолго остаются в памяти учащихся.
Несомненно, огромный интерес у учащихся вызывают уроки-исследования. Это такой урок, на котором учебная задача подвергается рассмотрению. Я организую поэтапную творческую деятельность через поиск путем постановки проблемной задачи, создания и решения проблемной ситуации. Главное в уроке – это совместный поиск истины и собственные открытия в художественном тексте. В самостоятельной работе по предложенной теме учащиеся используют памятку «Как готовиться к уроку-исследованию»:
1.Перечитайте (просмотрите) еще раз художественное произведение, отберите в нем главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы, сделайте пометки в тексте.
2. Прочитайте критическую литературу, осмыслите позицию автора, сделайте необходимые выписки.
3. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение.
4. Составьте план выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты и сделайте вывод.
Мне нравится проводить такие уроки в 6 классе по сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца», а в 8 классе интересно походят уроки-исследования по рассказу Л.Толстого «После бала». Это, конечно, сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени. Такие уроки формируют у учащихся умения анализировать факты, фиксировать закономерности, исследовать языковой материал, обобщать результаты исследования, делать выводы. И, конечно же, они вызывают у учащихся особый интерес, потому что это в конечном итоге уроки удивлений и уроки открытий, пусть совсем и небольших.
И последнее, о чем мне хочется сказать. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием мультимедийных средств. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе.
Как известно, если классифицировать уроки по цели организации занятий, то их можно разделить на несколько типов, каждый их которых с помощью компьютерных технологий можно превратить в незабываемое путешествие, приключение, соревнование, экскурсию, получая большую самоотдачу и высокое качество знаний со стороны учащихся.
Уроки изучения нового материала можно совместить с ярким слайд-шоу, презентацией нового материала..
Урок закрепления и совершенствования знаний необходимо использовать программы, составляя слайды, тесты, таблицы.
Сегодня на уроках литературы все чаще используются современные технологии. К ним относятся и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр видеоматериалов. Поскольку наша литература тесно связана с другими видами искусства, использование технических средств становится все более актуальным. Умелое использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей ученика. Однако надо помнить, что эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения. В заключение хочется отметить, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами.
Уроки литературы – это уроки творчества, вдохновения, погружения в мир автора, это праздник души!