Формирование устойчивых нравственных приоритетов учащихся через внеурочную и внеклассную работу центра НЭП.

Формирование устойчивых нравственных приоритетов учащихся через внеурочную и внеклассную работу центра НЭП.

На современном этапе «массовая культура» создает мощный пласт псевдоискусства и псевдоценностей. Важнейшая задача нравственно-эстетического воспитания – научить ребенка видеть в красоте окружающего мира (природе, искусстве, человеческих отношениях) духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе.
Сложность проблемы требует творческого подхода и нестандартных решений. Это возможность при целенаправленности образовательной и просветительской деятельности, основанной на комплексном подходе, направленная на создание общего пространства для учеников, учителей и родителей. Чтобы объединить их всех в школе был создан центр нравственно-этического пространства – НЭП. Целью деятельности стало формирование творческой среды в школе, ведь творческая увлеченность учащихся не даст обнищания души, не даст зародиться злобе, совершить правонарушение.
Чтобы сформировать единое нравственно-эстетическое пространство, работа ведется в нескольких направлениях, которые поэтапно формируют понятия о нравственной культуре как ценностном законе каждой личности в отдельности и всего общества в целом, влияют на формирование общественного сознания, поведения и творчества у школьников.
В своём выступлении я хочу показать, как поэтапно из класса в класс можно развивать ребенка, когда в школе созданы условия для развития и как система воспитательной работы нашей школы, работа центра НЭП способствует этому развитию.
Развитие ребенка начинается на уроке в учебной деятельности. Именно здесь, на уроках ученик получает основные понятия и предоставления о нравственности. Как учитель русского языка и литературы, отмечу, что сам предмет предполагает организацию целенаправленного образовательного процесса, когда каждый ребенок раскрывает свои способности и творческий потенциал. Организация такого процесса начинается на уроке, продолжается во внеурочной деятельности и обязательно должна быть связана с внеклассной работой. Создание единого образовательного и воспитательного пространства позволяет ребёнку развиваться нравственно-духовно, усиливает мотивацию в познании себя и окружающего мира.
В школе-гимназии №9 созданы условия для такого развития. Разработана комплексная программа, поэтому легче осуществлять урочную и внеклассную работу. Вот пример: в 2011 году Анализ произведения Чингиза Айтматова «Пучок травы» и Мориса Дмитриевича Семашко «Емшан» побудило интерес к изучению родного края и активного участия в мероприятиях, посвященных 20-летию Независимости РК. Был объявлен конкурс стихов, сочинений, рисунков по этой теме, в 1-6 классах. В 7-8 классах объявлен конкурс рефератов «Великие люди моей Родины». 9-10 классы, работали над презентацией «20 звездных мгновений истории Казахстана». Наши ученики участвовали в областном конкурсе проектов «Судьба семьи в судьбе страны», где заняли 3 место. В школе регулярно проводятся выставки творческих работ. В сентябре месяце проводилась декада языков. В работу включились учителя разных предметов, ребята могли участвовать в конкурсе сочинений «Язык – опора дружбы» - 6 классы. 8 классы провели интеллектуальную игру «Языковые параллели», участники которых говорили на 3 языках. На уроках самопознания ученики 9 классов обсуждали презентации «Казахстан – полиязычное государство».
Проектная деятельность по предмету планируется в 9-10 классах. Но ученики нашей гимназии эту деятельность ведут через научное общество с начальной школы. Такая работа помогает им в ранней профилизациии и осознанном выборе профессии, содействует приобретению жизненно важных знаний и навыков широкого спектра, проявлять созидательную активность.
В октябре была проведена акция «Дерево пожеланий», целью которой стало формирование культуры межличностных отношений учащихся и развитие детской творческой инициативы. Обще-коллективное дело класса и школы – воспитывать детей, помогать им ощутить свою сопричастность к большим делам. Такая работа позволяет ученику углубить, расширить свои знания, раскрыть способности, проявить индивидуальность. Подтверждаются жизнью слова Сары Алпысовны Назарбаевой: «Самопознание помогает найти путь к себе, раскрыть в себе лучшие качества, своё высокое я и всегда оставаться человеком».
Развитие способностей ребенка продолжается во внеурочное время, через внедрение учебных программ, обязательных в гимназии, способствующему нравственно-эстетическому развитию. Это сквозные спец. курсы: «Русской речи чудеса» 1-7 кл, «Как слово мое отзовется» 5-7 кл, «Развивай дар слова» 1-8 кл, «Искусство и культура» 10-11 кл.
Развитие ребенка продолжается также во внеклассной работе через кружки эстетического цикла, работы в театре миниатюр и школьной театральной студии заслуженной артистки КазССР Н.М. Запрудневой, в вокальной группе, хоре, танцевальном и хореографическом ансамбле.
Это можно представить в виде схемы, которую вы видите на экране:

Спец.курс, НОУ, олимпиады и конкурсы, декада недели
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ





ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Театр, вокал, музей, хореография

В школе уделяется большое внимание изучению регионального компонента. Центром этой работы является школьный музей им. П. Васильева. Рассмотрим всю цепочку и взаимосвязи развития ребенка в среднем звене. Начиная с 5 класса, учителя гуманитарного цикла активно включают детей в изучении творчества наших соотечественников: поэтов, художников, музыкантов через сквозные спец. курсы «Русской речи чудеса», «Как слово мое отзовется». Например, в программе «Словесность» 5 класса на изучение творчества нашего земляка П. Васильева отводится один час. Этого недостаточно, чтобы понять талант поэта. Урок становиться первым толчком к изучению творчества великого поэта. Используя спец. курс «Как слово мое отзовется», ученики посещают школьный музей, где узнают биографию родных, близких поэта. В декабре, при проведении Декады словесности, проводятся классные часы, уроки внеклассного чтения, где гимназисты знакомятся с произведениями П. Васильева.
В 6 классе эта работа продолжается через школьный конкурс чтецов: стихов поэта и собственных произведений учащихся о поэте. Расширяются границы регионального компонента. Уроки русского языка, где большое внимание уделяется изучению различных видов сочинения, способствует расширению кругозора и воспитанию чувства любви к родному краю. Эта работа позволяет во внеурочной деятельности через НОУ учащихся, при помощи родителей и учителей сделать первые шаги в написании научных проектов. Такая работа позволяет проводить интегрированные занятия и показывать учащимся межпредметные связи. Участие в акции “Одна страна – одна книга”, где изучалось произведение великого Абая “Слова назидания”, позволило более глубоко понять философское и воспитательное значения слов просветителя.
В программе “Словесность” 7 класса широко изучается тема человек и природа. Каждому учителю важно в конце изучения темы выйти на обобщение и контроль. Со студентами ПГПИ была разработана и проведена интеллектуальная игра “Умники и умницы”. На уроке, рассматривая образ степи в произведениях русских писателей Чехова, Гоголя, Тургенева, было подготовлено занятие спец.курса “Русской речи чудеса”, где ученикам было предложено сопоставить образ степи в произведениях П.Васильева и авторов-классиков. Изученный краеведческий материал, который хранится в школьном музее, ученики использовали при подготовке в 8 классе к литературной гостиной “П.Васильев – певец родного края” и выпуска большой школьной газеты “Взвейся песня над судьбою”.
Влияние межпредметных связей и регионального компонента на развитие творчества учащихся огромна. Работая на уроке русского языка над подготовкой сочинения “Мой родной город”, мы обратили внимание, как эта тема получила свое продолжение во внеклассной и внеурочной деятельности. Ученица Глоба Людмила занялась изучением истории названий улиц города. Этот краеведческий материал, стихи собственного сочинения учащихся легли в основу литературной композиции, посвященной Дню Республики “Пою мое отечество”. Посещения учащихся 8 “Б”, “В” классов дома-музея Шафера, презентация книги Жанталапа Нуркенова “Джигит седого Иртыша” дало толчок к изучению творчества нашего земляка, появлению статьи и выступления на Васильевских и Сатпаевских чтениях с докладом “Образ малой родины в произведениях П.Васильева и Ж.Нуркенова”, ученицы Басеповой Баянсулу.
В 9 классе, изучая на уроке литературы творчество Ивана Шухова, участвуя в презентации фильма, посвященного столетию писателя, ученица 9 класса Нагуш Саша участвует в Сатпаевских чтениях с докладом по теме “Время, герои в рассказах П.Шухова”.
Работы над формированием устойчивых нравственно-эстетических понятий привела в старших классах к урокам с личностно-ориентированным направлением, к урокам-диспутам, урокам-размышлениям и урокам-исследованиям. В 9 классе, работая над поэмой Н. В. Гоголя “Мертвые души”, был дан открытый урок по теме “Что есть жизнь?”, который заставил учеников в ходе изучения литературного произведения ответить на многие вопросы нынешнего дня. Готовясь к выпускным сочинениям по свободной теме, изучив статью Дмитрия Сергеевича Лихачева о культурном человеке, разговор на эту тему был продолжен на классном часе “Каким должен быть культурный человек?”
Развитие межъязыковых связей очень хорошо просматривается во внеклассных мероприятиях школы. Разработана конкурсная программа “Языковые параллели” ко Дню языков, которая включает задания на 3 языках: русском, казахском и английском. Любимо и традиционно стало проведение мероприятия, посвященного Дню влюбленных – стихи о любви звучат на разных языках мира.
Такая целенаправленная работа по созданию нравственно-эстетического пространства в школе представляет собой непрерывный процесс, который можно представить в виде схемы. Взаимосвязь всех звеньев этого пространства повышает компетентность учащихся, вырабатывает систему нравственных ценностей, позволяющих быть уверенными в себе, действовать в интересах общества, соблюдать нравственные и правовые законы общества.









13PAGE \* MERGEFORMAT14115



УРОК



15