Воспитание гражданской активности через внеклассную работу по предмету география.

Воспитание гражданской активности через внеклассную работу
по предмету география.
Все начинается со школьного звонка!
В далекий путь отчаливают парты.
Там, впереди, покруче будут старты,
А покаВсе начинается со школьного звонка!
«Дети учатся тогда, когда их учат», - гласит народная мудрость. Чтобы научить ребенка чему-нибудь, надо уметь самому делать все на самом высоком уровне. Значит, вся жизнь учителя – постоянная учеба, работа над самим собой.(2)
Система моей работы направлена на то, чтобы вырастить общительных, компетентных, нравственно зрелых, воспитанных и развитых людей, способных найти свое место в жизни.
Работа над проблемой “Активизация познавательной активности на уроках географии” побудила меня к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.
В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся, важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы. Школьная география относится к числу тех предметов, где всегда активно проводилась внеклассная работа.
Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету. Внеклассная работа строится по сравнению с уроками на ином географическом материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеклассное время.(2)
Развитие познавательного интереса к географии на основе внеклассной работы обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу и на производство.
Внеклассная работа по географии связана с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеклассной работы сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.(2)
Следует отметить, что во внеклассной работе широко используется краеведческий материал, развиваются умения школьников самостоятельно добывать знания, применять их на практике.
Особенностью внеклассной работы по географии является осуществление межпредметных связей с различными школьными предметами: биологией, историей, физикой, химией, литературой и др. Реализация межпредметных связей во внеклассной работе приводит к интеграции и целостности, комплексности в содержании и организационных формах, позволяющих выразить общее в целях всестороннего развития личности. Интеграция форм и средств во внеклассной работе на базе крупных мероприятий, решающих не одну, а несколько воспитательных задач, позволяет формировать у учащихся обобщенные мировоззренческие идеи. Кроме того, реализация межпредметных связей на уровне.
Считаю, что в успехе внеклассной работы немаловажную роль играет эрудиция и интересы учителя. В своей работе, я использую активные методы и формы: диспуты, конференции, деловые игры и т. д. Именно они позволяют мне организовать активный обмен мнениями, способствуют в формировании оценочных суждений, умений отстаивать свою точку зрения.
Выбор активных форм деятельности связан с возрастными психологическими и физиологическими возможностями ученика.
Важным моментом в соблюдении требования учета возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся является широкое использование игровых форм. Игры дают возможность отрабатывать конкретные умения действовать в четко очерченных реальных условиях. На их основе формируются знания, умения и навыки у учащихся.(1)
Формы внеклассной работы по географии в зависимости от целей и содержания могут быть различными. Важно, чтобы любая форма организации внеклассной работы наиболее полно раскрывала развитие познавательных способностей учащихся. Важно обеспечить комплексное сочетание различных форм в целесообразной последовательности. Это повышает интерес учащихся к предмету, развивает творчество учащихся.
Внеклассная работа, которую провожу я, направлена на развитие творческих и познавательных способностей. В своей работе, я использую активные методы и формы: диспуты, конференции, деловые игры и т. д. Именно они позволяют мне организовать активный обмен мнениями, способствуют в формировании оценочных суждений, умений отстаивать свою точку зрения. Учащиеся с удовольствием готовятся к внеклассным мероприятиям, поэтому всегда каждого надо поощрить, хотя бы словесно.
В нашей школе проводится декадник по предметам географии и истории, который является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеклассной работы: вечера, конференции, смотры-конкурсы географических и исторических знаний, конкурсы газет, рефератов и т. д.
Своеобразие декадника по предметам истории и географии заключается в том, что он включает в себя индивидуальную, групповую, массовую работу по предметам, привлекает школьников познавательной стороной, эмоциональностью, возможностью проявить себя.
Основная задача проведения декадника географии – развитие интереса у учащихся к географии, профессиональная ориентация на географические и исторические профессии, воспитание любви к своей Родине.
Говоря о будущем, строя грандиозные планы, важно не упустить из виду необходимые звенья цепи, а именно процесс обучения. Суть внеклассного мероприятия, в том, что нового и полезного вынесет ученик с этого мероприятия?
Во время декадника, в своей внеклассной работе по географии, уделяю внимание проведению конференций как одной из форм работы. Это связано с тем, что с их помощью удается глубже изучать интересный и актуальный материал, вовлекать в самостоятельную работу с различными источниками знаний большое количество учащихся, теснее осуществлять связь с учебной работой по предмету, систематизировать и обобщать знания и по другим школьным предметам. Целью своей работы я ставлю привитие любви к малой родине, к родной культуре, патриотическое и нравственное воспитание учащихся. Чаще всего конференции проводят с учащимися старших классов. Очень много внеклассных мероприятий мы посвящаем нашему Артёмовскому району, поселку Буланаш и родной школе № 9. На протяжении нескольких лет я провожу конференции по географии, которые различались по содержанию:
Конференции, обобщающие и систематизирующие знания по программным темам, например, «Вода – это основа жизни на Земле».
Конференции, раскрывающие практическое применение полученных знаний, например, «По странам и континентам»
Конференции, содержание которых раскрывает жизнь и деятельность великих людей, например, «По следам великих путешественников»
Конференции, на которых обобщаются знания межпредметного характера: например, « Моя малая Родина», «Посёлок, в котором я живу».
Проведению конференций предшествует длительная работа. Обычно за месяц или полтора месяца до ее начала я предлагаю учащимся план конференции, список необходимой и дополнительной литературы по проблеме, темы докладов, назначаю консультации. Активному вовлечению учащихся в проведение конференции предшествует этап написания мини рефератов, эссе или стихи по теме конференции.
Успеху конференции способствуют выставка литературы по данной проблеме, выпуск тематической стенной газеты, обзор по лучшим рефератам, схемы, таблицы, изготовленные учащимися слайды, кинофильмы, способствующие наглядному осмыслению вопроса. Важным воспитательным моментом является приглашение на конференцию почётных граждан посёлка, ветеранов войны и труда, и т.д., знакомящих учеников с различными проблемами.
Ребята увлекаются не только географической литературой, они с желанием работают с научной периодикой, журналами в читальном зале. Дети умеют пользоваться справочной литературой, начинают писать рефераты, сообщения.
В течение года каждый учащийся попробовал себя в роли активного участника той или иной игры, развивая свое творчество. Интерес в работе был велик, ведь дети познавали мир, свой район, в котором они живут, решая кроссворды, дети обращались за помощью родителей, значит, работа, которая была проделана в течение года, была плодотворной: никто не остался равнодушным, а дети расширили свой кругозор в области географии и краеведения.
Во внеклассной работе, я обычно организовываю игры сюжетно-ролевого характера, имитирующие различную деятельность: экспедиции, путешествия, пресс-конференции и т. п. Целью проведения таких игр являются закрепление, углубление, обобщение знаний учащихся, профессиональная ориентация, воспитание активной гражданской позиции. Для проведения и организации сюжетно-ролевой игры необходима значительная подготовка, включающая несколько этапов.
Не меньшей популярностью у нас в школе пользуются игры «Что? Где? Когда?», « Слабое звено», «О, счастливчик!», «Крестики – нолики», «Своя игра», «Знаешь ли ты, карту России?», «Россия: страна и государство», которые проводятся по аналогии с телепередачами. Основу игр составляют вопросы, традиционные для географических викторин, но организуют это мероприятие несколько иначе. В игре-викторине могут участвовать учащиеся и средних, и старших классов. Сложность вопросов соответствует уровню их общей подготовки. Вопросы для викторины готовят сами учащиеся, либо под руководством учителя.
А также во внеклассной работе по географии, я использую игры-путешествия. Такие игры, как «Путешествие из прошлого, в настоящее и будущее школы», «Путешествие на необитаемый остров» « По следам великих путешественников».
Игры дают возможность отрабатывать конкретные умения действовать в четко очерченных реальных условиях, развивают интерес к предмету, развитие коллективизма. На их основе этого формируются знания, умения и навыки и творчество у учащихся.
Проектная деятельность – это ещё один из способов совмещения современных информационных технологий, личностно ориентированного образования и самостоятельной работы учащихся во внеклассной работе по предмету.
Преимущества проектной деятельности:
Развиваются и совершенствуются информационные умения и навыки, навыки самоорганизации и саморазвития (учащиеся работают самостоятельно, хотя не исключены консультации учителя).
Применяется дифференцированный подход (темы проектов имеют разный уровень сложности, учитель предлагает темы с учетом уровня подготовленности ученика).
Формируются основные речеведческие умения (работа с текстом, умение выделять главное, редактировать).
Совершенствуется коммуникативная компетенция (учащиеся должны не только выполнить проект, но представить его, защитить).
Отрабатываются умения работы с компьютером.
Повышается мотивация к обучению.(3)
Активное использование проектной деятельности пробуждает интерес к своему родному краю, своей малой родине. Мои учащиеся писали рефераты, проекты, становились призерами. Вот некоторые из них, Борисова Т., учащаяся 8 класса, стали призёрами муниципального этапа областного конкурса – форума «Мы – уральцы» с темой «Посёлок, в котором я живу», Орлова А., учащаяся 7 класса, с темой «Неофициальные памятники природы Артёмовского района» и другие.
Я считаю, что внеклассная работа по предмету, много дает учащимся в плане развития их географических интересов, формирования профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности. Специфика содержания предмета во многом определяет вклад внеклассной работы в дело воспитания и образования.
Все перечисленные мною формы внеклассной работы, которые я провожу, в большинстве случаев тесно связаны друг с другом, имеют много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, географического мышления, на культуру работы учащихся с информацией, а также развивается учение как творчество.
Внеклассные мероприятия воспитывают также и уважительное отношение друг к другу, и взаимовыручку.

Литература:
А. Гин. Приемы педагогической техники. Вита-Пресс. М. 2002 г
С.В.Кульневич. Совсем необычный урок. Т.Ц. Учитель Волгоград.2001.
Е.А. Ямбург. Школа для всех. Адаптивная модель. Новая школа. М.1997.


Заголовок 315