Папа, мама, я — читающая семья. Родительское собрание-конкурс.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей. Подготовка: I. Анкета для д етей. . Собрание проводится в 2 х частях. Первая часть собрания беседа учителя с родителями, выступление библиотекаря. Вторая часть конкурс на звание «Самая читающая семья» с участием детей. и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призыв али к чтению. А.П. Чехов: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». Сегодня наши дети только постигают азы чтения, поэтому самое время помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегчению вздыхают, надеясь, что вот теперь то отдохнут. А ведь это неверно. Сообщение результатов анкетирования, срав нение ответов детей и их родителей (анкеты родителей заполняются перед началом собрания). Если не уделять внимания чтению, не возвести книгу на сияющий пьедестал, не присвоить ей величественный культ, то через несколько лет на вопрос родителей: « Ну, как к нига?», вполне может последовать безразличный ответ: «Нормально». Избежать этого можно в том случае, если ребенок будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного. Кроме того, необходимо накопление опыта посещения городских и школьных библиотек, где царит атмосфера соприкосновения с книгой. Не надо букварь доучивать наизусть, а ведь так поступают, к сожалению, в некоторых семьях. Не следует читать одно и тоже по пять и более раз. Берите книги с большими рисунками и кратким текстом, рассматривайте рисунки, делайте предположения о содержании книги, а в процессе чтения опровергайте или утверждайтесь в своих предположениях. Постарайтесь вместе найти , что художник верно подметил , а что нет. Тогда маленький читатель еще р аз возвратится к тексту, но уже самостоятельно. Читайте книги вместе с ребенком по очереди . Две книги в неделю достаточно. Смотрите диафильмы и поочередно читайте написанное в кадре. Увеличению скорости чтения способствуют упражнения в многократном чтени и малыми порциями по 5 минут, чтение ребенком книг перед сном Если произошла остановка в прибавке, то своеобразно применять троекратное перечитывание знакомого текста. Каждый раз перечитывая увеличивать количество слов за единицу времени. Но при всех дост оинствах быстрого чтения во главу угла нужно ставить правильность чтения и его выразительность. Быстрое прочтение без понимания не приведет к эмоциональному удовлетворению от прочитанного. В первом классе 70% от объема чтения нужно отводить для чтения вс лух. При таком чтении родители могут контролировать все критерии чтения. 30% от объема чтения можно отдать на чтение «про себя». (Во втором классе 50 / 50, в третьем четвертом соответственно 30 / 70 %). Мы детально рассматриваем проблемы чтения, потому ч то оно является основой всего обучения в школе. Предлагаемые памятки помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребенка с книгой. Памятка для детей. 1. Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог, слово. 2. Читай выразительно собл юдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы. 3. Читай бегло произнося первый слог, смотри на второй. Памятка для родителей. 1. До или во время чтения книги выясните значение трудных слов, незнако мых слов. 2. Спросите, понравилось ли книга ребенку, чем, что нового он узнал. 3. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии. 4. Запомнил ли он автора? Какие еще книги этого писателя он уже прочитал. Конкурс «Папа, мама, я читающая семья» годня мы предлагаем вам, уважаемые родители и ребята, проявить свои умения и знания, которые вы получили, читая книги. Участники собрания в соответствии с выбранными жетонами образуют четыре игровые группы. Пятая группа жюри. Каждая группа располагается за отведенным для нее игровыми столами и получает табличку с названием своей команды. «Ракета», «Дружба», «Снежинка», «Звезда», «Жюри». 1. Конкурс «Разминка» (для детей). Угадай героев и сказку. а) «Волк и семеро козлят». б) «Машенька и медведь». в) «Три медведя». г) «Колобок». См. Приложение 1. 2. Конкурс. Для родителей. Угадай героя и литературное произведение. См. Приложение 2. а) «Гулливер» Дж. Свифт. б) «Приключения барона Мюнхгаузена» Эрих Распе. в) «Остров сокровищ». г) Алиса Л.Кэролл «Приключения Алисы в стране чудес». 3. Конкурс «Кто быстрее?». Угадай пословицу, объясни ее смысл. а) Не рой другому яму: Сам в нее попадешь. б) Пуганная ворона и куста боится. в) Не в свои сани не садись. г) Не зная броду не лезь в воду. См. Приложение 3. 4. Конкурс. Поставь слово в название. а) Сказка Ш. Перро «Красная … (шапочка)». б) Сказка Ш. Перро «Синяя … (борода)». в) Рассказ А.Куприна «Белый … (пудель)». г) Рассказ Д. Мамин Сибиряк «Серая …(шейка)». 5. Конкурс. Угадай предмет, героя и з сказки. а) С ним Малыш знаком давно, Он к нему влетел в окно. (Карлсон). б) Как у Бабы у Яги Нет совсем одной ноги. Зато, есть замечательный Аппарат летательный. (Ступа). в) Это кто ж, набравшись сил, Солнце в небе проглотил? (Крокодил). г) Знает утка, знает птица, Где кощея смерть таится. Что же это за предмет? Дай, дружок скорей ответ! (На конце иглы). 6. Конкурс «Перевертыши». Я буду называть произведения, передавая их названия в противоположном смысле. Высоко Низк о Тихий Громкий Далеко Близко Свет Тень а) «Зеленый беретик» «Красная шапочка». б) Мышь босиком» «Кот в сапогах». в) «Петушок бесцветный» «Курочка Ряба». г) «Девочка с лошадку» «Мальчик с пальчик». Поведение итогов конкурсов. Присвоение званий «Самая читающая семья. Выдача книг Л итературное чтение. Решение родительского собрания. 1. Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать в составлен ии пересказов. 2. Каждой семье определить в кругу читательского интереса ребенка и создавать максимальные условия для ежедневного чтения. 3. Завести читательский дневник каждому ученику, объявить конкурс на лучший читательский дневник и подвести итоги в ко нце учебного года. Заключительное слово. Пусть наши совместные усилия дадут добрые всходы, пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать, пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг. Приложение 1. а) Жили были семь ребят Белых маленьких … (козлят) Мама их любила Молочком … (поила). Тут зубами щелк да щелк, Появился серый … (волк). Шкуру белую надел, Нужным голосом … (запел). Как коза запел тот зверь: Отоприте, детки, … (дверь) Ваша матушка пришла, Молочка вам … (принесла). Мы ответим без подсказки, Кто сумел спасти ребят. Это знаем мы из сказки: « … и … ...». («Волк и семеро козлят»). б) Маша в коробе сидит, Далеко она … (глядит). Кто несет ее, ответь, Быстрыми шагами? А несет ее …(медведь) Вместе с пирогами. Путь не близкий, Дальний путь. Хочет Миша … (отдохнуть) Только Маша не дает На пенек присесть И румяный пирожок По дороге … (съесть). Провела его малышка, Будет он умнее впредь. Вот у нас какая книжка, Это «… и …». ( «Маша и медведь»). в) Чашки три и три поспели, Стульев тоже три смотри, И жильцов здесь в самом деле Проживает ровно … (три). Как увиди шь, сразу ясно: В гости к ним ходить .. (опасно). Убегай скорей, сестричка, Из окна лети, как … (птичка). Убежала! Молодец! Значит сказке всей … (конец). По слогам читает Федя: Это сказка «… …». («Три медведя»). г) Из муки он был печен, На сметане был мешен. На окошке он студился, По дорожке он … (скатился). Был он весел, был он смел И в пути он песню … (пел), Съесть хотел его Зайчишка, Серый волк и бурый … (Мишка). А когда малыш в лесу Встрети л рыжую … (Лису), От нее уйти не смог, Что за сказка? «…!» («Колобок!»). Приложение 2. а) Потерпи кораблекрушение и был взят в плен лилипутами. «Путешествия Легию эля Гулливера в некоторые отдельные страны света, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей». б) Кто вывернул волка наизнанку, застрелил бешенную шубу, вытащил себя из болота за косичку парика, не пал духом в желудке огромной рыбы, летал на я дре, побывал на Луне. в) Кто на шхуне «Эспаньола» отправился за сокровищами пирата Флинта. Джим Хикинс и его спутник Джон Сильвер, доктор Ливси, сквайр Трелони, капитан Смоллетт. г) Кто помчался вдогонку за Белым Кроликом, провалился в очень глубокий олодец и оказался в удивительной стране. Приложение 3. а) Яма. Рыл яму злодей на дороге лесной, Чтоб ночью свалился похожий. Вот яма готова. Он вылез. Постой! Прохожий ведь вылезет тоже! Еще двое суток потел. Летела из ямы землица. Поп робовал вылезти, Но не сумел. Тогда усмехнулся: Годится. НЕ РОЙ ДРУГОМУ ЯМУ: САМ В НЕЕ УГОДИШЬ. б) Ворона. Летела ворона, Присела на куст, Подумав, что куст Безопасен и пуст. Но в этом кусте Притаился украдкой Отважный охотник Со стр ашной рогаткой. Он тихо прицелился Бах! И с куста Взлетела ворона Уже без хвоста. Что стало с вороной? Другой разговор, Но, очень пуглива Ворона с тех пор. Потому что говорится: Пуганая ворона и куста боится. в) Сани. Сел Иван В чужие сани. Только справиться не смог. Сани полетели сами Вправо, влево, вниз и вбок. Через пень перелетели, Подскочили раз другой. Наш Иван лежит в постели С забинтованной ногой. НЕ В СВОИ САНИ НЕ САДИСЬ. г) Брод. За рекой луга, На лугах стога, Кончен с енокос, Ваня сено вез. Перед ним река Ох и широка! Где то рядом брод, Знать бы наперед. Но вокруг темно … Ваня крикнул: Но!!! Братцы! Ой дела Лошадь уплыла. Бешенный поток Сено уволок, А потом и воз В темноту унес. Говорят: НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ ЛЕЗЬ В ВОДУ.